Автор конспекта:
Автор(ы): — Гаязова Гульнара Гарифулловна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: — ознакомление с шедеврами японской архитектуры
« Архитектура "Страны восходящего солнца"
Слайд 2. Японские мастера возводили величественные храмовые комплексы и ансамбли, внешнее и внутреннее убранство которых вызывает восхищение.
Слайд 3.Одним из древнейших архитектурных сооружений Японии является буддийский монастырь Хорюдзи в городе Нара — первой столице Японского государства. Дворцовый комплекс, созданный в лучших традициях китайской архитектуры, представляет собой уникальное явление (это первая из сохранившихся деревянных построек). Храмовый комплекс включает свыше 50 зданий, занимающих площадь в 90 тысяч квадратных метров. Центром ансамбля является обширный двор. Внутри двора помещаются наиболее значительные постройки ансамбля: (Золотой Зал) и пагода.
Слайд 4.Пятиярусная пагода, возвышающаяся на 32 метра, завершается шпилем с девятью кольцами — символом буддийских небесных сфер. Галереи, ворота, золотой зал и пагода считаются самыми древними деревянными постройками в мире.
Слайд 5.Подлинным шедевром японского зодчества стал Золотой павильон в КиотоТаким необычным названием павильон обязан трехъярусной кровле со слегка приподнятыми краями, когда- то крытой пластинами листового золота. Зодчие тщательно продумали планировку и месторасположение здания. Оно высится на берегу небольшого озера на легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством. Фоном для него служит пышная вечнозеленая растительность. Стены храма окрашены в золотистый цвет, так что в лучах ослепительного солнца, отраженный в зеркальной глади озера, он представляет собой необычайно красивое зрелище. Павильон должен был служить увеселительным дворцом императора, поэтому его внутреннее убранство отличается роскошью и богатством.
Слайд 6.Одним из самых живописных замков является замок Химэдзи. Белоснежные башни и стены храма, поднимающиеся над мощной каменной кладкой, дали ему второе название — Замок Белой цапли. Его многоярусные изогнутые крыши, плавно уменьшающиеся кверху, действительно напоминают свободно парящую в небе птицу. Замок Химэдзи — огромный и сложный комплекс архитектурных сооружений с множеством лабиринтов, тайных переходов и построек внутри стен. Более десяти ворот разнообразной конструкции надо было пройти, чтобы попасть к центральной башне — главной цитадели замка.
Слайд 7.Недалеко от города Никко находится грандиозный погребальный комплекс Тосёгу. Общая площадь, занимаемая храмом, равна 80 тыс. кв. мЛетописи свидетельствуют, что для украшения построек храма было использовано 2 489 900 золотых пластинок, которыми были покрыты поверхности общей площадью 24 тыс. кв. м. Тосёгу состоит из 22 построек Cреди них наибольшей известностью пользуются ворота Йомеймон и Карамон. Поражает обилие деталей, украшающих колонны, стены и фронтоны ворот.
Слайд 8.Храмовый комплекс Исэ — самое раннее сооружение Японии. Он очень прост, но суров и значителен. Основные строения— это небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса, покрытые толстой соломенной двускатной кровлей, по коньку которой идут перекрещенные балки.
Слайд 9.Согласно легенде, эта пятиярусная пагода была возведена за одну ночь. К несчастью, стройная элегантная пагода в сентябре 1998 г. была частично разрушена пронесшимся над Японией тайфуном. В 1998—99 гг. памятник был восстановлен.
Слайд 10.Храмовый комплекс Тодайдзи (Великий Восточный храм) был возведен в 710—84 гг. по указу императора Сёму. Храм, который строился как вместилище грандиозной статуи Будды Вайрочана должен был стать главным культовым центром буддизма…
Слайд 11.Сохранившиеся с XII в. Великие Южные ворота храмового комплекса Тодайдзи являют собой образец японского зодчества. Этот уникальный архитектурный памятник тем более ценен, что сооружений подобного рода от эпохи Сун не сохранилось.
Слайд 12.Искусство создания садов было давно известно на Дальнем Востоке, и сёгуны устраивали павильоны в садах, главными элементами которыхбыли песок и водоемы. Такая постройка могла служить небольшим храмом для частного богослужения, уединенным убежищем для медитации или чайной церемонии…
Слайд 13.На территории комплекса Нидзё расположено несколько построек, главная из которых — дворец Ниномару. Дворец Ниномару поражал посетителей роскошью: стены и раздвижные двери были щедро украшены золотом. Достопримечательностью дворца Ниномару является так называемый «соловьиный» пол, который начинался от самого входа. Благодаря хитроумным приспособлениям деревянные доски, когда на них кто-то наступал, издавали скрип, похожий на птичье чириканье, отсюда он и получил свое название.
Слайд 14.Дворцовый ансамбль Кацура разместился на берегу реки Кацура, занимает площадь 56 тыс. кв. м. В центре его находится большой пруд с пятью островками, соединенными друг с другом деревянными или каменными мостиками. Комнаты дворцов имеют раздвижные стены.
Слайд 16.Императорский дворец Кацура знаменит не только своей архитектурой, но и изысканным, декоративным «Земляным мостиком».
Слайд 17.С конца XV в. в Японии формируется культ чайной церемонии, для проведения которой строились небольшие павильоны напоминавшие сельский домик или хижину рыбака, — с легкими глинобитными стенами, полом, устланным циновками, и крышей из соломы или древесной коры. Путь к павильону лежал через так называемый чайный сад,, при устройстве которого художник стремился создать атмосферу покоя и отрешенности от повседневной суеты.
Слайд 18.Мировую известность приобрело садово-парковое искусства Китая и Японии.. Подлинным шедевром является садово-парковый комплекс Бейхай в Пекине. Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс. На них изображены живописные пейзажи, мифологические герои, сцены из театральных и оперных постановок.В Императорском саду находится коллекция камней самых причудливых форм, которые привезены сюда из разных уголков Китая.
Слайд 19.Широко известен во всем мире пейзажный сад монастыря Сайходзи в Киото.Монастырь Сайходзи, основанный в 710—794гг, изначально планировался как сад. Возле храма был заложен сад с водоемами, по которым можно было кататься на лодках, с островами, павильонами и беседками. Знаменитый каменный водопад, созданный более 600 лет назад, до сих пор производит удивительное впечатление на посетителей. По мере проведения работ в саду естественным образом начали в изобилии расти мхи. Сейчас их насчитывается около 130 видов. Мхи покрывают толстым ковром не только камни, но и пространство между деревьями, стволы самих деревьев, пни, тропы, ведущие к островам, практически все вокруг. Сад Сайходзи уже многие годы закрыт для свободного посещения. Большой интерес туристов не только из Японии но и со всего мира привел к катастрофическим последствиям. Массовые посещения отрицательно повлияли на состояние и видовой состав мхов, и правительство, присвоив саду статус государственной достопримечательности, закрыло его для широкой публики.
Слайд 20.Если пейзажный сад мог служитьидля прогулок, то плоский сад (камни-песок) был предназначен исключительно для созерцания. Таков знаменитый сад монастыря Рёандзи, созданный во второй половине XV века. Сад представляет собой сравнительно небольшую прямоугольную площадку (23 х 19 метров), засыпанную песком, аккуратно выровненным граблями. На песке помещаются пять групп камней — две из двух, две из трех и одна из пяти камней. Каждая группа окружена буро-зеленым мхом, частично затянувшим и сами камни. Особенностью сада является то, что из любой точки , откуда можно созерцать сад, видны всегда четырнадцать камней. Это создает впечатление некоей тайны, чего-то необычного, скрытого за внешней простотой. Замечательно также и то, что хотя в саду нет ничего изменяющегося, увядающего, он всегда разный — в зависимости от времени года и суток.
Слайд 21.Истоки садово-паркового искусства восходят к древности, когда люди поклонялись воде, скалам, горам, камням. Камни считали созданными из чистейшей энергии Неба и земли. В камнях ценили игру цветов, узоры, наличие пустот, способность издавать звук от удара железной палочки.
Слайд 22. Я рассказал лишь о немногих архитектурных памятниках Японии. По – моему, они достойны восхищения.
Файлы: Архитектурные памятники Японии.ppt
Размер файла: 10260480 байт.