Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: — Ржаксинская сош №2 им. Героя Советского Союза Г.А. Пономарева, учитель географии
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Сформировать понятие «атмосферные осадки», выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 16
Используемые учебники и учебные пособия: —
«Планета Земля» — автор: Лобжанидзе Александр Александрович
Используемое оборудование: —
Проектор, мультимедийный диск, компьютер, учебник, Интернет.
Используемые ЦОР: —
http://fcior.edu.ru/card/12280/slozhenie-i-vychitanie-smeshannyh-chisel-k1.html
http://learningapps.org/myapps.php
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f…
«География. Планета Земля». 6 класс
Краткое описание: — Этот урок позволяет закрепить полученные ранее знания об атмосферных осадках,познакомить с новыми терминами и понятиями, совершенствовать практические навыки по данной теме.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Погружение в тему с одновременной актуализацией знаний
(1 мин.)
(Фронтальный вид деятельности)
Ауди-видео трансляция материалов ЭОР … «География. Планета Земля». 6 класс
Восприятие аудио-видеоинформации
2
Формулировка целеполагания урока
(3 минуты)
Формулирует тему, цель урока
Открывают рабочие тетради и записывают тему урока.
3
Первичное осмысление нового материала — мозговой штурм
(8 мин)
Актуализация знаний:
Что такое атмосферные осадки ?
Для чего нужны атмосферные осадки?
Каким бывает атмосферные осадки?
Почему атмосферные осадки бывают разного вида и силы?
Почему люди чаще не любят когда выпадают разные виды осадков, а когда их нет, долгое время считают это стихийным бедствием?
Как сохранить чистоту атмосферных осадков?
Почему на Земле выпадает разное количество атмосферных осадков: где-то очень много, а где-то слишком мало?
Работают в парах. Поиск ответа на проблемные вопросы (слайды 1-5); просмотр видео-ряда ЭОР http://fcior.edu.ru/card/12280/slozhenie-i-vychitanie-smeshannyh-chisel-…
4
Изучение нового материала
(15 мин.)
1) Демонстрационный опыт.
— Представим, что перо — это капля воды (бросаем перышко и снизу дуем на него). В каком случае перо (капля) упадет на земную поверхность?
2) Работа над фрагментом фильма об образовании осадков.
Посмотрите фрагмент фильма и подготовьтесь к ответу на вопросы:
— Что такое осадки?
— Почему выпадают осадки?
— В каком мировом процессе участвуют осадки?
3) Выслушаем сообщения обучающихся о видах осадков (кратко с места).
Использование ЭОР – видеофрагменты «Град», «Конденсация»
Капля (перо) упадет в том случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха.
Просматривают фильм и отвечают на вопросы:
— Осадки – это влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.
— Капельки Воды в облаках находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Осадки участвуют в Мировом круговороте воды.
— Виды осадков: дождь, снег, иней, крупа, морось, роса, изморось, град.
Учащиеся I варианта записывают виды осадков теплого, IIварианта – холодного времени года
3)Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель размером от 0,5мм и более. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колебаниями интенсивности, часто сильные; выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди выпадают из слоисто-дождевых (или слоистых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.
— Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе.
— Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года из многих видов облаков, в особенности из слоисто-дождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки.
— Град, осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, размеры, которых иногда с горошину или мельче, иногда до 15-20см в диаметре. Град выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков.
http://learningapps.org/myapps.php
— Крупа, твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяны (снежная и ледяная крупа). Обычно наблюдается в переходные сезоны года (весна, осень), бывает зимой.
— Роса, капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи.
— Иней, тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденные поверхности, почвы, травы, предметы. Обычно образуется в ясные тихие ночи в холодный период.
— Изморось, термин, объединяющий два разных понятия.
1) Кристаллическая изморось, отложения льда в виде кристаллов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду;
2) Зернистая или плотная снегообразная масса, образующаяся при тумане и ветре обычно на вертикальных или наклонных поверхностях с наветренной стороны, на столбах, опорах линий электропередач. Зернистая изморось может образовывать гребни с зубцами, направленных против ветра, длиной до 1-1,5м и часто создает нагрузки, из-за которых сооружения рушатся. Это явление широко распространено на Кольском полуострове.
Осенью преобладали дожди, в декабре, январе, феврале – снег, снег с дождем.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f…
5
Практикум
(10 мин)
1) Работа с текстом учебника.
— Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? Открываем учебник и находим ответ на этот вопрос?
2)Работа над схемой «Виды осадков».
3)Проанализируйте диаграммы годового количества осадков осадков
4) Демонстрация осадкомера
Использование ЭОР (фото осадкомера)
Учитель рассказывает об устройстве осадкомера и демонстрирует данный прибор.
— Количество осадков измеряется с помощью осадкомера. Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Затем воду выливают в измерительный стакан и измеряю толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19ч. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.
Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца.
Что называют годовым количеством осадков? (отвечают дети с помощью учебника)
— Диаметр капли