Автор конспекта:
Автор(ы): — Семенкова Лариса Юрьевна
Место работы, должность: —
МБСКОУ школа-интернат VI вида №4 города Челябинска; учитель ритмики, педагог доп. образования.
Регион: — Челябинская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Другое
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: —
С 2002 года и по сегодняшний день идет дальнейшая реализация программы Ритмопластика в муниципальном специальном коррекционном образовательном учреждении VIвида школе-интернате № 4 города Челябинска, где дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограниченные в нормальном движении, обучаются искусству танца и пластики.
Главная цель этой программы:
Творческая абилитация детей с НОДА, коррекция физических и психических отклонений в развитии.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида № 4 г. Челябинска
Образовательная программа
по курсу
«Ритмопластика»
Срок обучения: 4 года
Возраст: 7 – 11 лет
Автор программы:
Л. Ю. Семенкова,
учитель ритмики,
педагог дополнительного
образования,
высшая категория.
г. Челябинск 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Информационная карта программы…………………………………………стр.3
2.Пояснительная записка……………………………………………………….стр.4
3.Введение………………………………………………………………………стр.6
4.Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………стр.9
5.Особенности работы с детьми, отягощенными различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата………………………………………….….стр.9
6.Диагностика анатомо-физиологических данных и психологических особенностей детей……………………………………………………………стр.11
7.Адаптация специальных тренингов пластики, гимнастики и танца в условиях работы с детьми, отягощенными различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата…………………………………………………..…стр.16
8.Цели и задачи курса «Ритмопластика»……………………………….……стр.17
9.Учебно-творческая программа курса (разделы)……………………………стр.18
10.Содержание курса «Ритмопластика»………………………………………стр.18
11.Результаты освоения программного материала………………………….стр.23
12.Тематический план…………………………………………………………стр.25
13.Критерии и механизмы оценивания результатов…………………………стр.30
14.Информационное обеспечение программы………………………………стр.33
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Тип программы: авторская.
2. Образовательная деятельность: профильная.
3. Способ освоения содержания образования: репродуктивно-поисковый.
4. Уровень освоения содержания образования: углубленный.
5. Уровень реализации программы: группа начального обучения основного образования.
6. Форма реализации: индивидуально-групповая.
7. Продолжительность реализации программы: четырехгодичная.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является результатом практической деятельности автора на протяжении 20 лет.
Работая с 1983 года в Доме культуры «Монолит» в качестве художественного руководителя детской студии пластики «Пластилин» автором была разработана программа подготовки детей младшего школьного возраста для постоянного пополнения концертной группы. Чтобы заниматься этим видом искусства, нужно иметь отличную физическую подготовку и обладать артистическими данными.
В ходе работы возникла необходимость создания программы для детей, желающих заниматься этим видом искусства, но не обладающих этими данными и имеющими отклонения в физическом развитии. Данная группа работала на хозрасчетной основе с 1985 по 1997 год(11 лет). Таким образом, одновременно работали: концертная группа, подготовительная группа, хозрасчетная группа для всех желающих. Параллельно существовала хозрасчетная группа в дошкольном МОУ д. сад № 9 в Калининском районе города Челябинска с 1996 по 2000 год. В 1999 году данная программа была апробирована в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в МООУ санаторного типа для детей больных сколиозом начальная школа – д. сад № 477, где были изменены, дополнены и усовершенствованы коррекционные направления.
А для лучшей реализации задач данной, уже и коррекционной, программы были пройдены курсы повышения квалификации в Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования на тему «Немедикаментозные методы реабилитации больных (ЛФК и спорт)».
После чего был опять обобщен практический опыт, разработана методика преподавания ритмики и танца, как единого предмета «Ритмопластика» и имеющего коррекционное воздействие на детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
С 2002 года и по сегодняшний день идет дальнейшая реализация программы «Ритмопластика» в муниципальном специальном коррекционном образовательном учреждении VIвида школе-интернате № 4 города Челябинска, где дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограниченные в нормальном движении, обучаются искусству танца и пластики.
Главная цель этой программы:
Творческая абилитация детей с НОДА, коррекция физических и психических отклонений в развитии.
ТАНЕЦ
Танец – это самый простой путь к здоровью, самая доступная форма преодоления болезней и способ защиты от жизненных невзгод.
Статистика утверждает, что балерины живут долго. Это закономерно: за счетдвигательной активности и энергии музыки организм работает четко и гармонично. Натренированные мышцы хорошо держат все органы, не давая им опускаться; позвоночник, суставы, сосуды и сердце работают в согласии друг с другом.
Известно, что кузнечики слышат ногами. Это буквально так – их орган слуха расположен в суставах ног. Кажется, что люди тоже способны чувствовать ногами. В танцах есть определенные фигуры, которые способны менять все состояние человека, переключать его с печали на радость.
Танец – это наработанные тысячелетиями шифры, изменяющие и совершенствующие человеческие эмоции.
Все люди любят танцевать, это для каждого человека так же естественно, как спать или дышать. Но они почему-то не танцуют. Цивилизация и в этом ограничила человека. А ведь человеческая культура вышла из танца. И, между прочим, медицина – тоже. Что такое ритуальные шаманские танцы как не исцеление ритмичным движением под музыку?
Человек в обыденной жизни претерпевает множество ограничений, в том числе и пространственно-двигательных. Жесты сведены до утилитарного уровня: взял, положил, протянул. Эти утилитарные движения мало осмысливаются людьми, поэтому они никак эмоционально не окрашены. А вот чтобы заслужить «любовь пространства», надо найти и выстроить точные линии своего жеста. Тогда он доставит и мышечную, и эмоциональную радость. Случается это только тогда, когда ты раскрываешь свои движения, делаешь их широкими, объемными, наполненными.
Изучая русскую балетную школу, понимаешь, что такое апломб – это определенный способ держания спины. Все балерины даже вне сцены ходят с апломбом, они не только чувствуют за собой пространство, они это пространство обживают и структурируют особым образом. Одновременно у них вырабатывается очень правильная осанка. Посыл любого балетного жеста плавен, широк и многозначен так, что должен захватывать каждого человека. После таких движений в душе уже не остается места для скуки, серости, обыденности, раздражения, недомоганий.
В человеке изначально живет состояние мышечной радости от его собственного гармоничного движения.
А поддерживать здоровье – это на самом деле тяжелая работа, но танец придает этой работе задор и радость. Рано или поздно, но он заставит нас улыбаться и улыбкой встречать каждый новый день.
ТАНЕЦ – это радость.
Хореография – искусство, любимое детьми. Наверное, любой ребенок в раннем детстве проходит всплеск танцевальной активности. Детей учат танцевать, а наиболее способные участвуют в спектаклях и концертах.
Глядя, с какой легкостью и торжеством дети танцуют на сцене, забываешь, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.
В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Именно в детстве накапливается тот уникальный опыт, который потом образует жизненный стиль человека, определяет его базовую культуру.
Высокое качество всегда достигается изнурительной тренировкой, смысл которой не всегда понятен детям и далек от их интересов. В хореографических коллективах, танцевальных ансамблях и студиях в большинстве своем все-таки преобладает одна модель – показать, продемонстрировать, удивить, развлечь. Но в работе с детьми в начальной школе все-таки должна быть другая цель – вдумчиво и постепенно развивать детей, наблюдая за каждым ребенком и помогая ему. Тут важна последовательность обучения, обладающего своей логикой и закономерностями.
ДВИЖЕНИЕ – ТВОРЧЕСТВО
На занятиях ребенок с помощью педагога соприкасается с миром искусства, получает представление о танце и балетном искусстве, приобретает опыт общения, совместного действия, творчества, сопереживания, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, овладевает целым рядом навыков в области сценического движения.
При взаимодействии педагога с детьми идет обмен суждениями о своих возможностях, желаниях, мечтах, интересах, совместный поиск.
Узнать о культуре танца, но быть не только созерцателем, но и творцом своей личной культуры движения – эту задачу педагог решает через принцип «обучение в действии». Действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ».
Через развитие способностей детей к действиям пробуждается тяга к гармонии и красоте – души и тела, чувств и ума.
Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
У детей в возрасте 5-10 лет яркое, эмоциональное восприятие жизни. Все культурные образцы впитываются детьми как «губкой», стихийно и неосознанно, ребенок открыт.
Приобретая не только позитивный, но и негативный опыт, происходит становление личности, формируются партнерские отношения со сверстниками и взрослыми.
Дошкольники больше нуждаются в искрах удовольствия, похвалы, которые оставляют благодатную почву для желания действовать дальше, фантазировать, творить. Результат еще эфемерен. Дети любят наглядность, танцевально-музыкальные игры.
Младшие школьники уже наработали определенный опыт общения, обладают элементарными навыками, вступают с взрослыми уже в диалог, партнерство с учителем, друг с другом. У них появляется чувство локтя. Совместное творчество, но с индивидуальной реализацией.
При совместной творческой деятельности решаются задачи развивающего, обучающего, коррекционного, корригирующего характера. Дети тренируют свою коммуникабельность, свои эмоции направляют в творческое русло.
Особенности работы с детьми, отягощенными различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Заболевания опорно-двигательного аппарата влияют на моторное развитие ребенка. Развитие осложнено еще и другими сопутствующими болезнями.
У детей наблюдаются неврозы, невротические состояния: страхи, неуверенность, вялость, агрессивность, конфликтность. Низкая работоспособность и утомляемость сочетаются с гиперактивностью.
Познавательные процессы идут при низком самоконтроле. Такие дети зависят от взрослых. Поэтому все проблемы таких детей должны решаться в комплексе с педагогами, врачами и родителями.
Учитывая это, уроки танца строятся по принципу чередования видов деятельности: интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузки.
Занятия танцем рассматриваются не только как развивающая дисциплина (предмет), а имеют еще и коррекционное воздействие в лечебно-образовательном процессе МБСКОУ школы-интерната VIвида № 4.
Для профессиональных занятий танцем эти дети не обладают необходимым сложением, но главное, чтобы это не было осмыслено детьми как трагедия. Танец не должен мешать, а наоборот, должен помогать искать свой язык общения с миром и радоваться, когда движение приносит ощущение глубинной гармонии. Задача педагога показать, что физический недостаток не является преградой к достижению творческого результата в сценическом искусстве, а интерес к творчеству детей выходит за рамки узкого круга людей.
Именно у этих детей эмоциональная сторона прослеживается очень ярко: обострено чувство самоутверждения в условиях самоограничения (из-за болезней).
Чувства обострены – дети нуждаются в похвале даже тогда, когда нет видимого результата. Самоограничение в физическом действии выражается в выбросе эмоций, в их ярком выплеске. Желание выступать перед публикой острее выражено. Поэтому творческий результат, выступления, аплодисменты – это неотъемлемая часть работы педагога эстетического цикла.
На самих занятиях игровой вариант подачи материала, конечно же, превалирует. Действуем через игру, ни одно упражнение не делается механически-тренирующе, а всегда с подключением сознания, фантазии, создания образов. Отсюда и название упражнений и элементов, свой язык и своя терминология.
Сгладить физические недостатки, направить в нужное русло эмоции и чувства, обратить их на пользу ребенку – одна из главнейших задач педагога.
Диагностика анатомо – физиологических данных и психологических особенностей детей.
Чтобы успешно реализовать воспитательные, оздоровительные, образовательные задачи в области танцевального творчества, необходима организационная работа.
Прежде всего:
1. Тщательное изучение анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при составлении программ.
2. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
Диагностика анатомо-физиологических данных
осуществляется по следующим параметрам:
1. Рост.
Темпы роста и развития совпадают.
Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает
рост, а в другие – развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и достаточно четко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения танцем.
Возрастные периоды ускорения роста принято называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11 до 15 лет, а периоды некоторого замедленного роста – периодами округления: с 1 года до 3 лет, с 7 до 10-11 лет. Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково.
Костная система в младшем школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела, возможно, его искривление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой.
2. Осанка.
При нормальной осанке ось тела, проходя через общий
центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
Если в осанке детей бывают заметны различные отклонения, такие, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лордоз), сутулость (кифоз), то они могут быть исправлены.
Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и X-образные ноги. В X-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы О-образных и Х-образных ног поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений.
Серьезным недостатком осанки считают плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем, но все другие формы приемлемы, если они адаптированы (пластика, гимнастика, ритмика, современный танец). Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
3. Выворотность ног.
Зависит от двух важных факторов:
1. От строения тазобедренного сустава.
2. От строения ног.
На выворотность ног в голени влияют связки коленного
сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.
Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени концы стоп у ребенка оказываются развернутыми либо наружу, либо вовнутрь (косолапие). Причем, иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах. И, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бедрах. В случае свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава голеностопа («выработать» их выворотность).
Сочетание природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращают танец в поистине пленительное зрелище.Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.
4.Стопа.
Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат, является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в танце играет еще немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляются в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях классического танца, но с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп. А занятия развивающей гимнастикой, пластикой не только не противопоказаны, а дают еще и оздоровительный эффект.
5.Координация движений.
Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.д.. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движения звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
6. Музыкально-ритмическая координация.
Это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
7.Устойчивость.
Основной характеристикой равновесия или апломба тела является устойчивость.
Стержень апломба — позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система.
На устойчивость также влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше ее площадь, тем выше устойчивость тела.
8.Темперамент.
При обучении детей танцу необходимо знать к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка.
Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека:
— темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный;
— темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный;
— темперамент флегматика – сильный, уравновешенный, инертный;
— темперамент меланхолика – слабый.
Наиболее подходящим для занятий танцем из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий, а меланхолики – особых форм и направлений сценического движения.
Дети младшего школьного возраста обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм.
Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен.
Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.
При составлении программ для лучшей ее реализации можно взять за основу такие критерии оценки:
Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в танцевальную творческую деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, длительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – малоэмоционален, ровно, спокойно относится к танцевальному творчеству, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к танцевальному творчеству. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью.
Адаптация специальных тренингов пластики, гимнастики и танца в условиях работы с детьми, отягощенными различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
1. Ни одно из упражнений, начиная с «разогрева» и кончая
«охлаждением», не должно вызвать сотрясения тела или дрожь от напряжения мышц.
2. Комплексы упражнений должны быть абсолютно
правильны с точки зрения ортопедии.
3. Нет надобности быстро выполнять упражнения. Работа
идет в медленном или среднем темпе, который не превосходит возможности ученика.
4. Исключены прыжковые комплексы, чтобы исключить
нагрузки на ствол позвоночника.
5. Наклоны назад, прогибы, скрутки полностью
Исключаются.
6. Так называемый «станок» проводится не в традиционном
положении «стоя», а лежа или сидя.
7. У ребенка должно быть ощущение собственных мышц.
8. Плавный ритм должен максимально усилить
взаимодействие тела и сознания.
В программу входят комплексы упражнений:
1. Разогревающие.
2. Развивающие.
3. Корригирующие.
4. Тренирующе-обучающие.
5. Восстанавливающие.
Цели и задачи курса «Ритмопластика».
Цель курса – формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данных целей связана с решением следующих
образовательных задач:
— развитие основных физических качеств;
— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, а также приемами и упражнениями из области сценического движения;
— совершенствование навыков и умений посредством обучения специальным тренингам и стилевым приемам сценического движения.
— освоение знаний о культуре движения, истории и современных направлениях танца и спорта;
— развитие интереса к самостоятельным занятиям двигательного характера, к формам активного и творческого отдыха и досуга;
— обучение простейшим способам контроля и самоанализа за своими показателями физической подготовленности;
— воспитание положительных качеств личности, взаимодействия и сотрудничества друг с другом в учебной и творческой деятельности.
Учебно-творческая программа курса «Ритмопластика» включает в себя следующие разделы, каждый из которых имеет собственные цели и задачи (ценностные ориентиры), определяющиеся основами содержания курса:
1. Развивающая гимнастика.
2. Ритмика.
3. Пластика.
4. Танец.
Лишь комплексное использование разнообразных
упражнений из разных видов движенческих дисциплин помогает выработать естественную пластику и натренировать тело. Одним словом, разноплановые движенческие навыки становятся хорошей базой для создания еще более сложных комплексов движений, каковыми являются стилевые приемы пластики и танца.
Тело должно быть готово к действию. Для этого его надо как следует «разогревать». Непослушное, с застывшими мышцами тело, в конце концов, должно стать пластичным, как воск. Сначала мы с рукой «поговорим», потом с ногой, особенно много «общаемся» со спиной.
Содержание курса «Ритмопластика».
1. В начале занятий будем проводить общий физический тренаж,пользуясь комплексами упражнений из курса «Развивающая гимнастика».
Гимнастика включает в себя специальный комплекс упражнений для каждой части тела.
Цель:научиться управлять, чувствовать, пользоваться своим телом, исправлять незначительные недостатки строения тела.
Задачи: через физический тренинг:
— разогреваем, тренируем, укрепляем, растягиваем мышцы и связки;
— нарабатываем силу мышц и умение их расслаблять;
— нарабатываем гибкость и подвижность суставов, позвоночника, каждой части тела от макушки до пальчиков рук и ног.
Большинство упражнений делается на полу, на гимнастической стенке и скамейке, а также на других снарядах.
Виды физического тренажа будем чередовать через каждые 3-4 занятия, благодаря этому избавимся от однообразия в упражнениях, что поможет выполнять упражнения с интересом и в полную силу.
2. После тренажа переходим к курсу «Ритмика».
Когда человек двигается под музыку с определенным ритмом, его организм настраивается на эти гармоничные ритмы и начинает соответствовать им. В данном случае комплексы упражнений направлены на воспитание и совершенствование чувства ритма, на координацию движений, на выработку музыкально-ритмической координации. Причем, различные упражнения выполняются в разных ритмах и темпах. Кроме совершенствования чувства ритма, такая методика заставляет не ослаблять внимание и тем самым постоянно совершенствовать его, переключать внимание. Когда основы ритма освоены, то можно перейти к более сложным упражнениям на совершенствование ритмичности движений.
Это «шагистика»- упражнение в ходьбе разного характера, развитие танцевального шага. Ведь шаг создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. А также комплексы упражнений на закрепление навыков самостоятельной реакции на начало и конец музыки, на то, чтобы слышать динамические и темповые изменения в музыке. Менять движения в соответствии с различным характером музыки, передавать выразительно в движении ритмический рисунок, отражать язык музыки в движении. Умение стоять, ходить и держаться – это итог занятий по курсу «Ритмика».
Ритмика – одна из неотъемлемых частей в работе любой танцевальной студии. Но может существовать как отдельный предмет эстетического цикла со своими целями и задачами в области культуры движения.
3. После обязательных, каждое занятие, гимнастических упражнений и ритмической разминки переходим непосредственно к основам танца. Комплекс упражнений, основанных на балетном тренинге, поможет избавиться от некоторых физических недостатков, сформирует осанку, стопу, «выворотность».
На уроках познакомимся с техникой танца: классического, эстрадного, спортивного и пластического.
Очень важно овладеть простейшими элементами танца, выработать эстетику жеста, движения с помощью позиций ног, рук, корпуса. С помощью танца выработаем устойчивость и маневренность, научимся владеть пространством вокруг себя, располагать тело в этом пространстве.
Дети научатся различать танцевальные стили, конструировать из отдельных элементов танцевальные зарисовки, этюды, номера, исполнять их.
Однако не на каждом уроке после гимнастики будем заниматься танцем, в следующий раз – пластикой, затем – ритмопластикой. Далее цикл повторится. Это разнообразит учебный процесс и обеспечит гармоничное развитие.
4.Пластика включает в себя:
1. Специальный тренинг по пластике, состоящий из упражнений, цель которых – мягкость, плавность, красота и эстетика жеста и движения, его выразительность.
Пластический тренинг включает в себя:
— упражнения для развития гибкости и подвижности рук (от плеч до кончиков пальцев);
— ног;
— тела.
Одни упражнения соединяются с другими, могут выполняться в первой части урока в комплексе общего тренажа, а могут существовать отдельным тренингом.
2.После подготовки тела дети знакомятся со стилевыми приемами, на основе которых выстраивается в дальнейшем ритмопластическое действие. Различные варианты этих приемов являются художественными средствами пластики. Стилевые приемы представляют собой сложные комплексы элементов и движений. Они совершенствуют двигательные навыки, которые нужны для создания ритмопластических танцев.
Индийские йоги считают, что причиной всех болезней является недостаточная гибкость тела. Поэтому занятия пластикой просто необходимы.
Пластический тренинг:
— как профилактический метод – защита от травм, принцип перетекания движения, постепенность взамен резких тренирующих элементов и перегрузов;
— как метод релаксации, дающий восстанавливающий эффект после физических нагрузок, так как сам тренинг невозможно использовать при мышечном зажиме;
— форма подачи эстетически и эмоционально окрашена: сочетание музыки, медленного темпа, зрительного эффекта (созерцание эстетично исполненного движения, элемента), физически приятного исполнения упражнений.
Этот тренинг можно использовать как одну из форм ЛФК.
3.Ритмопластические танцы, пластические импровизации на заданную музыкальную и словесную темы.
Задача: научиться ощущать ритм, характер и методическую основу каждого движения.
На уроке дети развивают способность:
— импровизировать в свободном танце;
— самостоятельно подбирать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки;
— самостоятельно выбирать способ оригинальных действий для передачи образа.
4.Пластические этюды.
Этот вид занятий воспитывает исполнительские качества: внимание, фантазию, веру в предполагаемые обстоятельства, логику действия и многое другое.
Задача: точность изображения, выразительность, последовательность.
Тематика может быть разнообразной: конкретное изображение птиц, животных, растений, стилизованное изображение морской стихии, ветра и т.д..
Немаловажным фактом является и то, что подача учебного материала может идти через игры:
1.Ритмические («Эстафета ритма»,…).
2.Пластические («Зеркало», «Скульптура», «Пластилин»,…).
3.Разогревающие («Оправдание поз»,…).
4.Восстанавливающие («Надувные куклы»,…).
Игры несут тренирующую, Обучающую, развлекательную нагрузку.
Итогом уроков является:
— эмоциональный заряд, настроение, воспитание художественного вкуса и любви к прекрасному;
— познание красоты и силы своего тела, физическое развитие в соприкосновении с музыкой;
— организация внимания, умение слушать, понимать, выдавать результат.
Формирование исполнительских навыков посредством индивидуальной и групповой работы над открытыми уроками, класс-концертом в конце каждого учебного года:
-работа с гримом, костюмом;
— групповая и индивидуальная работа над концертным номером, концертной программой, спектаклем;
— показы и выступления на публику.
Результаты освоения программного материала по курсу «Ритмопластика».
1.Двигательные компетенции.
В процессе изучения курса дети учатся:
— владеть основами базовых видов двигательных действий;
— развивать, разогревать, укреплять мышцы и связки;
— развивать координационные (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласование движений всех звеньев тела) способности;
— управлять своим телом, закреплять навык правильной осанки;
— владеть комплексами упражнений для развития гибкости и подвижности мышц и связок, суставов;
— владеть простейшими элементами танца;
— владеть умением выразительно передавать различные игровые образы, выполнять упражнения с предметами, придумывать варианты образных движений в играх;
— владеть техникой элементарной релаксации.
2.Социокультурные компетенции.
В процессе обучения дети:
— формируют и развивают волевые и нравственные качества при подготовке публичных выступлений (концерты и праздники);
— формируют представления о физической и эстетической культуре личности и приемах самоконтроля и самоанализа;
— учатся управлять своими эмоциями, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения, быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность;
— формируют в себе лидерские качества, участвуя в праздниках, конкурсах и концертах.
3.Учебно-познавательная компетенция.
Младшие школьники учатся:
— действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений;
— технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в организации собственного досуга (моделировать танцевальные рисунки);
— анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное и урочное время под руководством учителя и самостоятельно;
— оценивать адекватно собственные физические и творческие возможности.
4.Компенсаторная компетенция.
В процессе занятий дети:
— развивают умения в процессе двигательной активности выходить из затруднительного положения, вызванного психофизическими нарушениями;
— осваивают индивидуальные комплексы упражнений лечебной и корригирующей гимнастики;
— учатся формировать положительные мотивации;
— учатся оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.
Примечание: методические указания не должны рассматриваться как единственно возможное решение. В ходе работы могут появиться более интересные находки и решения, которые надо фиксировать и развивать.
Во многом решение задач учебно-воспитательного процесса зависит от состава групп, их здоровья, развития, темперамента, фантазии и опыта педагога.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Система занятий – 3 занятия в неделю по 40 минут, 102 часа в год.
Тематический план
Наименование темы
Кол-во часов
Первый год обучения
1-й класс
3 часа в неделю (102 часа в год)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Характер, темп, динамические оттенки, определение музыкального размера 2/4, 3/4, 4/4.
Движение в соответствии с различными музыкальными фразами.
Движение с учетом динамических оттенков музыкальной фразы.
Введение в специализацию:
«Развивающая гимнастика».
Строевой и мягкий шаг.
Ходьба на пятках и носках.
Мягкий бег, прыжки.
Упражнения для разогрева, тренировки, укрепления мышц и связок.
Упражнения для наработки гибкости и подвижности каждой части тела.
2
2
2
2
2
2
10
10
ИТОГО:
34
1.
2.
3.
4.
Пластика
Введение в специализацию – знакомство со специальным пластическим тренингом.
Упражнения для развития гибкости и подвижности рук (от плеч до кончиков пальцев).
Упражнения для развития гибкости и подвижности ног.
Упражнения для развития гибкости и подвижности тела.
1
10
12
11
ИТОГО:
34
1.
2.
3.
Пластические импровизации на музыкальную тему, игры под музыку, пластические этюды.
Самостоятельный подбор движений на заданную музыкальную тему.
Игры на внимание: «Эстафета ритма», «Зеркало», «Надувные куклы».
Изображение птиц, животных, растений.
6
6
7
Постановка танцев:
1. «Ребята о зверятах» (этюд).
2. «Папуасики» (карнавальный танец).
3. «Веселые цвета» (танец-игра).
4. «Снежинка» (пластическая зарисовка).
5. «Зимний хоровод» (стилизованный русский танец).
6. «Гномики» (ритмика).
7. «Куклы» (ритмика).
15
ИТОГО:
34
ВСЕГО:
102
Второй год обучения
2-й класс
3 часа в неделю (102 часа в год)
1.
2.
3.
4.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку – ходьбы, бега, подскока, прыжков, гимнастических упражнений.
Создание и повторение заданного ритмического рисунка.
Определение и воспроизведение в движении характера, темпа и динамического рисунка музыкальной фразы.
Повторение, закрепление, усложнение курса.
Развивающая гимнастика:
1) Упражнения для разогрева, тренировки, укрепления мышц и связок.
2) Упражнения для постановки корпуса, рук, ног, головы.
3) Упражнения для умения управлять своим телом: напряжение и расслабление мышц.
9
6
6
5
4
4
ИТОГО:
34
1.
Пластика
Повторение, закрепление, усложнение специального пластического тренинга:
Упражнения для развития гибкости и подвижности позвоночника, рук, ног.
Знакомство со стилевыми приемами пластики: элементы пластики, комплекс элементов и движений пластики.
20
14
ИТОГО:
34
1.
2.
3.
4.
5.
Пластические импровизации, игры под музыку, пластические этюды, создание концертных номеров.
Передача различными формами движения динамических акцентов музыки, плавности, в соответствие с эмоционально-образным содержанием музыки.
Подражательные движения.
Игры под музыку.
Этюды с самостоятельным подбором способов оригинальных действий для передачи образа.
Постановка номеров:
1) «Ребята о зверятах» в дополненном варианте (пластическая зарисовка).
2) «Карнавал» (карнавальный танец).
3) «Чунга-чанга» (танец-игра).
4) «Новогодний экзерсис».
5) «Снежный вальс».
6) «Волк и семеро козлят» (инсценировка музыкальной сказки»).
7) «Ковбой».
5
5
5
5
14
ИТОГО:
34
ВСЕГО:
102
Третий год обучения
3-й класс
3 часа в неделю (102 часа в год)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ритмико-гимнастические упражнения
Совершенствование основных движений под музыку.
Выражение хлопками и другими движениями сильных ролей такта.
Чередование бега и подскока, шага и приседаний, разных видов ходьбы в соответствии с изменениями в музыке.
Упражнение на равновесие, на развитие ловкости.
Совершенствование навыков курса «Развивающая гимнастика».
Продолжение, усложнение курса «Развивающая гимнастика».
17
17
ИТОГО:
34
1.
2.
3.
Пластика
Совершенствование упражнений пластического тренинга.
Продолжение работы над стилевыми приемами пластики.
Знакомство с комплексами элементов и движений во взаимодействии друг с другом.
12
6
10
ИТОГО:
34
1.
2.
3.
4.
Пластические импровизации, игры под музыку. Введение в специализацию: «Ритмопластические танцы». Создание концертных номеров.
Самостоятельный подбор естественных движений под музыку разного характера на определенную тему.
Игры: ритмические, пластические, разогревающие, восстанавливающие.
Знакомство с ритмопластическим танцем посредством подражательных движений.
Постановка концертных номеров, композиций:
1. «Мы идем на карнавал» — композиция, включающая в себя номера:
— «Ребята о зверятах» (пластическая композиция)
— «Папуасики» (карнавальный танец)
— «Карнавал» (карнавальная композиция)
2. «Веселая зарядка» (спортивный танец)
3. Новогодняя композиция «Вьюга».
4. «заводная полька» (танец-игра)
5. «Летка-енька» (танец-игра)
8
8
5
13
ИТОГО:
34
ВСЕГО:
102
Четвертый год обучения
4-й класс
3 часа в неделю (102 часа в год)
1.
2.
3.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Совершенствование двигательных навыков по курсу «Ритмика».
Прослушивание, анализ музыки на закрепление ранее изученного материала.
Общий физический тренаж для каждой части тела.
14
5
15
ИТОГО:
34
1.
2.
Пластика
Специальный практический тренинг:
а) отдельные элементы,
б) комплексы элементов и движений.
Знакомство с техникой пантомимы:
а) шагистика,
б) стены,
в) канаты.
17
17
ИТОГО:
34
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пластические импровизации, ритмопластические танцы.
Знакомство с техникой современного танца. Создание концертных номеров.
Импровизация на заданную тему.
Конструирование из отдельных элементов танцевальных пластических зарисовок.
Знакомство с техникой танца: классического, эстрадного, спортивного.
Овладение простейшими элементами спортивного и эстрадного танца.
Учимся различать танцевальные стили.
Постановка концертных номеров:
1) «Весна» (пластическая композиция).
2) «Веселый рок-н-ролл (спортивный танец из 3-х блоков).
3) «Азбука пантомимы» (пантомима).
4) «Прогулка» (эстрадный танец).
5) «Осенний листопад» (пластика).
6) Новогодние композиции:
«Зима», «Зимние забавы» (танец-игра, пантомима).
5
5
5
5
4
10
ИТОГО:
34
ВСЕГО:
102
Для занятий ритмопластикой необходима специальная форма: футболка и шорты, чешки и носки.
Местом для занятия должен быть удобный светлый зал с деревянным полом.
Оборудование:магнитофон.
Костюмерная: пошив костюмов родителями, прокат костюмов в учреждениях культуры.
Для работы используются аудиозаписи.
Для концертных постановок и выступлений вся музыка записывается на фонограмму.
КРИТЕРИИ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Формы и периодичность оценивания.
Оценка работы происходит на зачетных (контрольных) уроках в конце четверти по итогам освоенного материала по всем разделам программы:
1. Ритмико-гимнастические упражнения.
2. Пластика.
3. Пластические импровизации, игры, этюды.
Учет ведется по форме «зачтено» или «не зачтено» (в редких случаях).
«Зачтено» выставляется учащимся, получившим
положительные текущие оценки за овладение знаниями по всем разделам программы и техникой выполнения движений или двигательных действий (умения и навыки).
«Не зачтено» — за любое овладение знаниями в области сценического движения, отсутствие умений правильно выполнять упражнения, двигательные действия.
Это является сигналом для разработки других методов работы с данным ребенком.
На зачетных уроках оценка дается не только педагогом, но и дети оценивают работу друг друга. Проводится анализ работы, выявляются закономерные ошибки, идет совместное обсуждение.
Для каждого года обучения оформляется карта оценивания динамики развития, где указаны:
1. Перечень параметров: двигательные функции, музыкально-ритмическая координация, внимание.
2. Нулевой, текущий, контрольный срезы.
3. Обозначение значками оценки.
4. Возраст и диагноз ребенка.
5. Составляется аналитическая справка, где описываются критерии оценивания, данные задания, сделанные выводы.
ПРИМЕР:
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ:
1. Слабый уровень –
2. Средний +
3. Нормальный +
КООРДИНАЦИЯ:
1. Низкая —
2. Средняя +
3. Норма +
ВНИМАНИЕ:
1. Слабая фиксация –
2. Средняя (частичная) +
3. Нормальная (устойчивая) +
Обязательной формой оценивания результатов являются
праздники, концерты и конкурсы.
В этом случае отслеживается формирование у ребенка исполнительских навыков в области сценического движения:
— качество исполнения техники движений концертного номера,
— актерское перевоплощение,
— артистизм исполнения номера,
— работа с гримом и костюмом,
— взаимодействие друг с другом,
— взаимодействие со зрителем.
После выступления дается оценка педагогом, самими детьми и педагогами школы, специалистами, членами жюри.
Оценка дается в устной форме, но фиксируется и в письменной форме, дети награждаются грамотами, дипломами, призами.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Литература.
1. Программно – методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Издательство «Дрофа», 2009.
2. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. Издательство «Глобус», 2009.
3. Т. Барышникова. »Азбука хореографии». Методические указания в помощь учащимся и педагогам. Санкт-Петербург: ТОО «Респекс», 1996.
4. Брита Глате, «Ритмика для детей». Упражнения для музыкально-ритмического воспитания. Ленинград: «Искусство», 1977.
5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Файлы: мизякин.docx
Размер файла: 130349 байт.