Автор конспекта:
Автор(ы): — Федина Жанна Рушановна
Место работы, должность: — МБОУ Уметская СОШ имени П.С.Плешакова учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник «Музыка» для 6 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс»
Используемая методическая литература: —
Список использованной литературы
1.Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm
2. http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагин
Используемое оборудование: —
Музыкальный центр, доска, фотографии композиторов авторских песен, столы и карандаши для рисования, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, кассетах.
Краткое описание: — Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня
Разработка урока с применением интерактивных методик
"Авторская песня — прошлое и настоящее"
Цель урока:
Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни:
Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким,Б.Окуджава, О.Митяев.
2. Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.
3. Определит грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?
4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом
и настоящем.
5.Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство.
6. Отработка певческих навыков с помощью интонации.
Ход урока.
( звучит песня Д.Тухманова «Из вагантов»)
Организационный этап. (2 мин).
Учитель: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.
Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?
Прием: "Нестандартный вход в урок"
(ответы детей)
Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?
(ответы детей)
Учитель: Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете.
Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно (звучит нота соль бемоль второй октавы). А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках.
(повторяю звучание ноты, ученики делятся на группы и рисуют форму )
Учитель: Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму (показывает несколько форм, нарисованных учениками). А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная? (ответы детей)
Учитель: Кто – то услышал в этом звуке море, кто – то гул самолета. Кто – то улетел вместе со звуком к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли – формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли – формы. Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов? Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку! Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете.
Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений – всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.
Изучение нового материала. (30 мин).
Учитель: Прием "До и после"
Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила? Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?
У вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен, по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.
БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (звучит ария из оперы «Садко»)
В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники).
Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов.
Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по — разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.
В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору.
В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Создатели нового жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры.
Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который можно назвать и бардовская песня, самодельная песня, поэзия под гитару. Сначала авторские песни чаще называли студенческие и туристические. Их сочиняли и пели в основном студенты и туристы.
Авторскую песню 40 — 50-х годов можно назвать самодеятельной. Импульс к развитию данного направления дал музыкально-поэтический опыт предыдущих поколений, возможно, в какой-то мере фольклор, городской романс. Хотя, конечно же, у бардовской песни был новый стимул к творчеству, новая социальная задача, новые формы, обусловливавшиеся политической ситуацией в России. Несомненно, что бурный всплеск народного творчества произошел из-за ослабления тоталитарного гнета, так называемой «оттепели».
Юлий Ким (известный автор-исполнитель), писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребность в правде. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения. Графомания охватила всех… Произведениями же искусства можно называть лишь более поздние песни. А тогда зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные, искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, и в театре».
Кто же авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич…
Прием "Ситуацонные задачи"
В чем же ценность авторской песни?
Какой образ в песнях?
Что силу несут песни?
Для чего нужны авторские песни?
Я предлагаю вам послушать несколько авторских песен и мы вместе попробуем ответить на этот вопросы.
(Звучат песни: А. Розенбаум «Мы живы», А.Якушева «Вечер бродит»)
В чем же ценность авторской песни? ( ответы детей, запись в таблице)
Это искренность, доверие, с которыми она звучит; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.
Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая, теперь это День Победы. И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». (Звучит песня «Мы за ценой не постоим»)
Мы за ценой не постоим (Белорусский вокзал)
Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех — мы за ценой не постоим.
Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.
Едва огонь угас —
звучит другой приказ,
и почтальон сойдет с ума,
разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
бьет пулемет, неутомим…
И, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех — мы за ценой не постоим.
От Курска и Орла
война нас довела
до самых вражеских ворот —
такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это —
и не поверится самим…
А нынче нам нужна одна победа,
одна на всех — мы за ценой не постоим.
Интересна история песни «Глобус». Ее мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Вов спел сам М.Светлов, были другими.
После войны, в 1947г., поэт М.Львовский по просьбе друга-однополчанина, написал на эту мелодию другие слова. Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. И сейчас мы послушаем песню М.Светлова на слова М.Львовского.
ГЛОБУС
Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
А места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.
Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим,
Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен тесен.
Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Ребята, обратите внимание, как проста и искренна в этой песне мелодия, она помогает своей чистотой раскрыть глубину содержания слов! Здесь сила музыки в простоте и искренности.
Разучивание песни Ну что, наверняка вы уже хотите и сами петь, правда? И, конечно же, сегодня мы с вами разучим эту авторскую песню.
Сначала песня поется покуплетно, отрабатываются интонации с помощью раскрытия мыслей и чувств автора, а затем песня исполняется полностью.)
Контроль знаний (5 мин)
Учитель: Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?
(Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище).
Учитель: Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:
— помощь в понимании человеческих ценностей,
— помощь в понимании единства человека и Мира,
— авторская песня очищает наши сердца,
— музыка авторской песни обогащает своей красотой,
— она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению.
Могу еще добавить: авторская песня несет в себе глубокую философию познания жизни. И если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота. Она поможет стать вам богатыми духовно, гармоничными людьми. Вот мы с вами и ответили на вопрос: в чем же ценность авторской песни. Заполняем таблицу "До и после" делаем выводы.
Рефлексия (2мин)
Я предлагаю сейчас составить с моей помощью тематический спектр авторской песни.
Прием «Семь цветов радуги» (дети вписывают в рисунок, сделанный дома, спектр радуги авторской песни).
Тематический спектр авторской песни это индивидуальная цветовая ассоциация: героизм, гражданственность, патриотизм, понятие «красного» цвета.
Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.
Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов.
Понятии «зелёного цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия.
Понятие голубого цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность.
Понятие синего цвета радуги, верность, благород-во драматизм неразделённой любви.
Понятие фиолетового цвета радуги, печаль, скорбь, утрата. Понятие синего цвета радуги: Воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.
Прием «Два смайлика»
Довольны ли вы своими ответами? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным)
Домашнее задание:
Прием "Синквейн" (составить дома стихотворение из пяти строк, в котором вы покажите свое отношение к теме урока)
Учитель: Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!
ч
Файлы: Презентация к уроку "Авторская песня — прошлое и настоящее".ppt
Размер файла: 2358784 байт.