Автор конспекта:
Автор(ы): — Казакова Наталья Александровна
Место работы, должность: — РМЭ, г.Волжск, МОУ СОШ №12
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — Обобщить знания учащихся по изучаемой теме
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: — Компьютер, проектор, мультимедийная доска
Используемые ЦОР: — Презентация, ОЭР на CD-ROM «Звезды балета», «Жизнь и творчество П. И. Чайковского», ресурсы сети интернет.
Краткое описание: — Данный урок является одним из цикла «Путешествие в музыкальный театр»
I Мы продолжаем путешествие. Еще в начальной школе, путешествуя в музыкальный театр, мы с вами познакомились с балетом. Слушали и анализировали фрагменты балетных спектаклей, делали зарисовки главных персонажей.
А сегодня, я предлагаю вам, познакомиться с этим жанром на более высоком уровне.
Демонстрация презентации:
I слайд «Балет»
Балет – слово французского происхождения, а в переводе с итальянского языка ballo – танец, пляска.
IIслайд Балет – это творческий союз музыки, хореографии, литературы и изобразительного искусства. Гнев и печаль, любовь и ненависть, добро и зло – все это могут передать движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой.
История балета начинается в солнечной Италии в 17 веке, где всегда любили искрящиеся весельем карнавальные танцы.
Но настоящие балетные спектакли впервые появились во Франции, при дворе короля. Придворный балет 17 века был очень пышным.
В России балет начал распространяться в 18 веке и только в придворных и крепостных театрах. А уже в начале 19 века балетное образование в России достигло высокого профессионального уровня, благодаря деятельности Шарля Луи Дидло.
III слайд Шарль Луи Дидло – французский артист балета, балетмейстер-постановщик балетного спектакля, педагог.
Один из крупнейших представителей хореографического искусства конца 18 – начала 19 века. Способствовал выдвижению русского балетного театр на одно из первых мест в Европе.
Именно Шарлю Луи Дидло России благодарна за зарождение балетного искусства в России. Среди лучших его учениц выделялась Авдотья Ильинична Истомина.
IV слайд Авдотья Ильинична Истомина – одна из первых артисток русского балета.
С 1816 г., когда ей было всего 17 лет, она являлась ведущей танцовщицей балетной труппы Санкт-Петербурга
Первая создала пушкинские образы на балетной сцене. Искусство Истоминой воспето А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине (ученица читает стихотворение)
V, VI, VIIслайд В создании балетного спектакля обязательно участвуют: балетмейстер, танцоры – солисты, кордебалет. Кордебалет – коллектив танцоров, исполняющий массовые, групповые танцы и сцены в спектакле. В хореографической постановке роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Кордебалет может изображать реальную толпу, либо применяться как своеобразный «аккомпонимент» танцору-солисту.
В создании балетного спектакля обязательно участвует симфонический оркестр под управлением дирижера, а также художники по костюмам и декораторы.
VIII слайд Создателем русского классического балета является П. И. Чайковский. Чайковский создал свод правил создания балетного спектакля: внес в музыку непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой.
П. И. Чайковский создал три балета: Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
II Наша аудитория сегодня необычно празднична и в ней царит атмосфера театра, благодаря вашим проектам-афишам. (защита детских проектов)
III С сюжетами балетов мы познакомились на прошлых уроках, и знаем что три балета основаны на сказочных сюжетах. В балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» противопоставляются злые и добрые силы. В балете «Щелкунчик» драматическое столкновение происходит в мире детских игрушек, но в музыке звучат совсем не кукольные, а настоящие живые человеческие чувства. Именно поэтому музыка балета одинаково привлекает и детей и взрослых.
Говорить о балете можно много и долго, но я предлагаю окунуться в мир балетного искусства. Первым номером нашей концертной программы прозвучит фрагмент финала балета «Спящая красавица»
Анализ муз. произведения: Что вы себе представили, слушая этот фрагмент? (вспомните либретто), почему?
Следующим номером прозвучит фрагмент из балета «Щелкунчик» — «Вальс снежных хлопьев», который провожает Мари и принца в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже.
Анализ муз. произведения: Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел?
Какими музыкальными средствами он этого достиг?
Предлагаю послушать самый красивейший фрагмент балета «Па-де-де»
Анализ муз. произведения: Какие чувства вызывает у вас этот танец?
Как композитор подчеркивает сказочность событий?
Какой инструмент создает атмосферу сказки?
Наш урок называется «Путешествие в музыкальный театр», поэтому я предлагаю насладиться настоящим балетом: видео фрагмент балета «Лебединое озеро».
Анализ муз. произведения: Расскажите о своих впечатлениях.
IV Вывод:
1) Балет – это…
2) Родина балетного театра:
Италия
Франция
Россия
3) Назовите известных Вам выдающихся деятелей балетного жанра:
4) Кого из композиторов называют создателем русского классического балета:
Н.А. Римский-Корсаков
П.И. Чайковский
С. Прокофьев
5) Какие из балетов принадлежат П.И. Чайковскому:
«Спящая красавица»
«Лебединое озеро»
«Золушка»
«Щелкунчик»
V Домашнее задание: художественная зарисовка понравившегося сюжета балета П. И. Чайковского
VI Мир искусства разнообразен и безграничен, и именно искусство объединяет людей всего земного шара, призывая нас быть счастливыми и радоваться каждому мгновению. Именно об этом поется в наших песнях.
Исполнение музыкальных номеров «Большой хоровод», «Здравствуй детство».
Файлы: балет.rar
Размер файла: 908259 байт.