Автор конспекта:
Автор(ы): — Горник Лариса Валериевна

Место работы, должность: — учитель информатики и ИКТ

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Образовательная:

  • познакомить учащихся с понятиями: база данных, типами баз данных, системой управления базой данных;
  • дать первоначальные знания по работе с базой данных Microsoft Access.

Развивающая:развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;
  • воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Информатика и ИКТ. учебникдля 7 класса.СемакинИ.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 167с.

Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. //автор-сост. М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ, 2012. – 182с.

Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2012. – 122с.

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Программа основного общего образования по информатике (7 – 9 класс). М.: ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012. – 103с.

Используемая методическая литература: —

· Информатика и ИКТ. учебникдля 7 класса.СемакинИ.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 167с.

· Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. //автор-сост. М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ, 2012. – 182с.

· Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2012. – 122с.

· Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Программа основного общего образования по информатике (7 – 9 класс). М.: ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012. – 103с.

Используемое оборудование: —

компьютеры с операционной системой Microsoft Windows XP и офисным приложением Microsoft Office 2010; мультимедийный проектор, экран; компьютеры с необходимым программным обеспечением: программа работы в локальной сети, программа PowerPoint; раздаточный материал для учащихся, включающий в себя основные понятия по теме урока, инструкцию по созданию слайда в среде PowerPoint, проектные задания

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — 1. Организационный момент. 2. Новый материал. 3. Анализ типов данных 4. Рассмотрим табличную базу данных. 5. Иерархическая база данных. 6. Еще один тип базы данных – сетевая база данных. 7. Итак, перейдем к электронной базе данных. 8. Практическая работа. 9. Вернемся к табличной базе данных. 10. Практическое занятие. 11. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Постановка проблемы.

— Каждый из нас имеет множество знакомых, родственников, друзей – с некоторыми мы общаемся каждый день, с другими – не так часто. У всех них разные даты рождений, интересы, вкусы – как все это запомнить?

Предположим, что существует способ – заполнить все это и иметь все данные под рукой?

Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что может являться базой данных? Приведите примеры из жизни. Итак, тема урока: База данных. Система управления базой данных.

(СЛАЙД 1)

2. Новый материал.Поднимите руку, у кого есть записная книжка? Ее можно назвать Базой данных? Конечно! А какую информацию хранит записная книжка? Информацию о людях (фамилия, имя, телефон и т.д.).(СЛАЙД 2)

Итак, БАЗА ДАННЫХ – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные об объектах и их свойствах.

3. Рассмотрим типы баз данных.(СЛАЙД 3):

  • табличные;
  • иерархические;
  • сетевые.

Как вы думаете, какой рисунок подходит к указанной картинке? (сопоставляют)

А наш пример – записная книжка – какой тип данных? (табличный)

4. Рассмотрим табличную базу данных.Она содержит перечень объектов одного типа. Давайте посмотрим конкретный пример – таблица “Товар” и таблица “Сотрудники”. К ним мы еще вернемся.(СЛАЙД 4,плюс гиперссылка(Приложение 2) )

5. Иерархическая база данных.(СЛАЙД 5). Такую базу данных графически можно представить как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней.

Это База данных, элементы которой организованы по принципу “управления-подчинения”.

Рассмотрим конкретный пример – Проводник.

Нажмите ПКМ по кнопке “Пуск”, выберите Проводник. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение и Корзина, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой являются близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер является предком по отношению к папкам третьего уровня – папкам дисков и системным папкам.

6. Еще один тип базы данных – сетевая база данных.(СЛАЙД 6)

Это база данных, элементы которой могут быть связаны между собой произвольным образом. Самый яркий пример – Глобальная сеть Интернет.

7. Итак, перейдем к электронной базе данных.(СЛАЙД 7) Не путайте, пожалуйста, определения Базы данных с Системой управления базой данных.

База данных – это упорядоченный набор данных, а Система управления базой данных – это программа, которая позволяет создавать и работать с базой данных.

8. Практическая работа.Ребята, давайте запустим программу Access: на Рабочем столе ярлык программы – ключик.(СЛАЙД 8)

Вы видите, что интерфейс программы похож на все офисные программы Microsoft, поэтому на первом этапе остановимся на окне Базы данных:

В левой части окна расположены объекты, с которыми более подробно мы познакомимся на следующих занятиях.

Кратко рассмотрим объекты.

  • Таблица – обычные двумерные таблицы.
  • Формы – электронный аналог бумажного бланка. Одна строка таблицы или запроса.
  • Запросы – отбор данных на основании заданных условий. Например, есть таблица, где указаны фамилии сотрудников и их год рождения. Требуется узнать фамилии тех сотрудников, у которых год рождения с 1980 по 1985. Эти даты закладывают в условие и затем будут отображены данные только сотрудников этих лет.
  • Отчеты – собираются данные из разных таблиц в одну таблицу, которую затем можно распечатать.

Модули и макросы мы не будем сегодня рассматривать, т.к. работа с данными объектами требует знаний.

9. Вернемся к табличной базе данных.(СЛАЙД 9,плюс гиперссылка(Приложение 2) )

Табличная база данных содержит перечень объектов одного типа.

Поле базы данных – столбец таблицы, содержащей значения определенного свойства.

Запись базы данных – это строка таблицы.

Посмотрим еще раз на таблицы. Что является записью, а что полем?

10. Практическое занятие.Работа с СУБД “Access”.(СЛАЙД 10)

11. Подведение итогов урока.

А теперь подведем итоги.(СЛАЙД 11презентации )Ответьте на следующие вопросы:

1. Чем отличается База данных от Системы управления базами данных?

2. Привести примеры табличной, иерархической и сетевой баз данных.

3. В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных?

4. Чем отличаются объекты Форма и Таблица?

12. Домашнее задание.Молодцы, справились. К следующему уроку, пожалуйста, выучить определения, которые мы сегодня изучили на уроке.

Файлы: База данных 8 классы.ppt
Размер файла: 3587584 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

контекстная реклама настройка ведение в Симферополе