Автор конспекта:
Автор(ы): — Горник Лариса Валериевна
Место работы, должность: — учитель информатики и ИКТ
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
Образовательная:
- познакомить учащихся с понятиями: база данных, типами баз данных, системой управления базой данных;
- дать первоначальные знания по работе с базой данных Microsoft Access.
Развивающая:развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;
- воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Информатика и ИКТ. учебникдля 7 класса.СемакинИ.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 167с.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. //автор-сост. М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ, 2012. – 182с.
Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2012. – 122с.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Программа основного общего образования по информатике (7 – 9 класс). М.: ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012. – 103с.
Используемая методическая литература: —
· Информатика и ИКТ. учебникдля 7 класса.СемакинИ.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.— 167с.
· Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. //автор-сост. М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ, 2012. – 182с.
· Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2012. – 122с.
· Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Программа основного общего образования по информатике (7 – 9 класс). М.: ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012. – 103с.
Используемое оборудование: —
компьютеры с операционной системой Microsoft Windows XP и офисным приложением Microsoft Office 2010; мультимедийный проектор, экран; компьютеры с необходимым программным обеспечением: программа работы в локальной сети, программа PowerPoint; раздаточный материал для учащихся, включающий в себя основные понятия по теме урока, инструкцию по созданию слайда в среде PowerPoint, проектные задания
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — 1. Организационный момент. 2. Новый материал. 3. Анализ типов данных 4. Рассмотрим табличную базу данных. 5. Иерархическая база данных. 6. Еще один тип базы данных – сетевая база данных. 7. Итак, перейдем к электронной базе данных. 8. Практическая работа. 9. Вернемся к табличной базе данных. 10. Практическое занятие. 11. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Постановка проблемы.
— Каждый из нас имеет множество знакомых, родственников, друзей – с некоторыми мы общаемся каждый день, с другими – не так часто. У всех них разные даты рождений, интересы, вкусы – как все это запомнить?
Предположим, что существует способ – заполнить все это и иметь все данные под рукой?
Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что может являться базой данных? Приведите примеры из жизни. Итак, тема урока: База данных. Система управления базой данных.
(СЛАЙД 1)
2. Новый материал.Поднимите руку, у кого есть записная книжка? Ее можно назвать Базой данных? Конечно! А какую информацию хранит записная книжка? Информацию о людях (фамилия, имя, телефон и т.д.).(СЛАЙД 2)
Итак, БАЗА ДАННЫХ – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные об объектах и их свойствах.
3. Рассмотрим типы баз данных.(СЛАЙД 3):
- табличные;
- иерархические;
- сетевые.
Как вы думаете, какой рисунок подходит к указанной картинке? (сопоставляют)
А наш пример – записная книжка – какой тип данных? (табличный)
4. Рассмотрим табличную базу данных.Она содержит перечень объектов одного типа. Давайте посмотрим конкретный пример – таблица “Товар” и таблица “Сотрудники”. К ним мы еще вернемся.(СЛАЙД 4,плюс гиперссылка(Приложение 2) )
5. Иерархическая база данных.(СЛАЙД 5). Такую базу данных графически можно представить как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней.
Это База данных, элементы которой организованы по принципу “управления-подчинения”.
Рассмотрим конкретный пример – Проводник.
Нажмите ПКМ по кнопке “Пуск”, выберите Проводник. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение и Корзина, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой являются близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер является предком по отношению к папкам третьего уровня – папкам дисков и системным папкам.
6. Еще один тип базы данных – сетевая база данных.(СЛАЙД 6)
Это база данных, элементы которой могут быть связаны между собой произвольным образом. Самый яркий пример – Глобальная сеть Интернет.
7. Итак, перейдем к электронной базе данных.(СЛАЙД 7) Не путайте, пожалуйста, определения Базы данных с Системой управления базой данных.
База данных – это упорядоченный набор данных, а Система управления базой данных – это программа, которая позволяет создавать и работать с базой данных.
8. Практическая работа.Ребята, давайте запустим программу Access: на Рабочем столе ярлык программы – ключик.(СЛАЙД 8)
Вы видите, что интерфейс программы похож на все офисные программы Microsoft, поэтому на первом этапе остановимся на окне Базы данных:
В левой части окна расположены объекты, с которыми более подробно мы познакомимся на следующих занятиях.
Кратко рассмотрим объекты.
- Таблица – обычные двумерные таблицы.
- Формы – электронный аналог бумажного бланка. Одна строка таблицы или запроса.
- Запросы – отбор данных на основании заданных условий. Например, есть таблица, где указаны фамилии сотрудников и их год рождения. Требуется узнать фамилии тех сотрудников, у которых год рождения с 1980 по 1985. Эти даты закладывают в условие и затем будут отображены данные только сотрудников этих лет.
- Отчеты – собираются данные из разных таблиц в одну таблицу, которую затем можно распечатать.
Модули и макросы мы не будем сегодня рассматривать, т.к. работа с данными объектами требует знаний.
9. Вернемся к табличной базе данных.(СЛАЙД 9,плюс гиперссылка(Приложение 2) )
Табличная база данных содержит перечень объектов одного типа.
Поле базы данных – столбец таблицы, содержащей значения определенного свойства.
Запись базы данных – это строка таблицы.
Посмотрим еще раз на таблицы. Что является записью, а что полем?
10. Практическое занятие.Работа с СУБД “Access”.(СЛАЙД 10)
11. Подведение итогов урока.
А теперь подведем итоги.(СЛАЙД 11презентации )Ответьте на следующие вопросы:
1. Чем отличается База данных от Системы управления базами данных?
2. Привести примеры табличной, иерархической и сетевой баз данных.
3. В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных?
4. Чем отличаются объекты Форма и Таблица?
12. Домашнее задание.Молодцы, справились. К следующему уроку, пожалуйста, выучить определения, которые мы сегодня изучили на уроке.
Файлы: База данных 8 классы.ppt
Размер файла: 3587584 байт.