Автор конспекта:
Автор(ы): — Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: —
МБОУ гимназия № 9, город Воронеж, учитель химии
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
Цель: Познакомиться с классом белков, их структурой, свойствами, ролью в организме.
Задачи:
обучающая: Сформировать знания о составе белков, их структуре, химических свойствах, роли в организме.
Развивающая: Закрепить умения составлять формулы аминокислот, называть аминокислоты и пептиды, работать со схемами и таблицами, анализировать информацию, использовать межпредметные связи, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывающая: воспитывать культуру химического эксперимента, понимание роли правильного питания для здоровья человека
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.С. Габриелян. Химия, 10 класс, изд. "Дрофа"
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, раствор белка куриного яйца, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, концентрированная азотная кислота, пробирки, спиртовка, спички, держатель.
Используемые ЦОР: —
1) http://fcior.edu.ru/card/7357/ponyatie-peptidov-ih-stroenie-i-svoystva-belki-kak-komponent-pishi.html
2) http://fcior.edu.ru/card/8032/testy-po-teme-belki-i-peptidy.html
Краткое описание: —
Урок по программе О.С. Габриеляна (БУП 1 час). Это третий урок по теме Азотсодержащие органические вещества. Предыдущая тема аминокислоты.
Урок химии в 10 классе, базовый учебный план — 1 час в неделю.
Предварительное домашнее задание: (см. план-конспект урока «Аминокислоты» /node/237389 ) теория: аминокислоты; практикум: 1. Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот: а) аминомасляных; б) аминовалериановых. 2. Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?
Опережающее индивидуальное домашнее задание: подготовить и продемонстрировать на уроке эксперимент, иллюстрирующий качественные реакции на белки (цветные реакции белков).
Ход урока
Этап
Содержание
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оргмомент
Приветствие, знакомство с темой и целью урока
2 мин
Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока
Приветствуют учителя, записывают в тетрадь тему урока.
Подготови-тельный
Проверка домашнего задания
8 мин
Приглашает трех учащихся к доске, пока они готовят домашнее задание, с остальными работает фронтально
У доски готовят ответы на вопросы домашнего задания, остальные отвечают на вопросы учителя.
а) аминомасляных
Предполагаемый ответ
NH2-CH2-CH2-CH2-COOH
4-аминобутновая (γ-аминомасляная) кислота
CH3–CH2–CH–COOH
|
NH2
2-аминобутановая (α-аминомасляная) кислота
CH3–CH–CH2–COOH
|
NH2
3-аминобутановая (β-аминомасляная)
б) аминовалериановых
NH2 – CH2–CH2–CH2–СН2-COOH
5-аминопентановая
(δ-аминовалериановая) кислота
CH3–CH–CH2–СН2-COOH
| 4-аминопентановая
NH2 (γ-аминовалериановая)
CH3–СН2 – CH–CH2–COOH
| 3-аминопентановая
NH2 (β-аминовалериановая)
CH3–СН2 – CH2–CH–COOH
|
NH2
2-аминопентановая
(α-аминовалериановая) кислота
Один из вариантов ответа:
2 СН4 à C2H2 + 3 H2 (t>1500˚C)
C2H2 + H2O à CH3CHO (кат. – соли Hg2+)
CH3CHO + Ag2O à CH3COOH + 2 Ag (аммиачный раствор, t)
CH3COOH + Cl2 à Cl CH2COOH + HCl (t,P)
Cl CH2COOH + NH3 à NH2 CH2COOH
Вопросы для фронтальной работы:
- Какие вещества относятся к аминокислотам?
- Почему аминокислоты относятся к органическим амфотерным соединениям?
- Как классифицируют аминокислоты по происхождению?
- По строению?
- Что такое незаменимые аминокислоты?
- Какими физическими свойствами обладают аминокислоты?
- Перечислите химические свойства аминокислот.
- Почему аминокислоты используются в качестве пищевых добавок при производстве продуктов питания?
- Что такое пептидная связь? Как образуются пептиды?
Изучение нового материала
Работа с ЭОР 1 (слайд 1)
Понятие о белках, элементарный состав белков.
3 мин
Учитель предлагает рассмотреть на слайде 1 диаграмму элементарного состава белков и ответить на вопрос, почему белки имеют в своем составе именно эти элементы?
Предлагает прослушать текст и сформулировать определение белков.
Предполагаемый ответ.
Белки образуются из одних и тех же 20 природных α-аминокислот. В состав аминокислот входят С, Н, О, N, иногда S. Поэтому состав аминокислот примерно одинаков.
Прослушивают тест. Формулируют определение.
Работа с ЭОР 1 (слайд 2)
Уровни организации белковой молекулы.
5 мин
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде и таблицу 4 (стр.129) и объяснить, какую пространственную организацию имеет белковая молекула
Работают с таблицей 4 учебника и слайдом 2, готовят рассказ об уровнях организации белковой молекулы. Отвечают, слушают. Могут задать вопросы.
Работа с ЭОР 1(слайд 4)
Химические свойства белка (денатурация и гидролиз).
3 мин
Предлагает просмотреть активные зоны слайда — гидролиз и денатурация — и ответить на вопрос: что это за реакции, при каких условиях они происходят?
Рассматривают слайд, смотрят видеоопыт, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ:
Денатурация – это необратимое осаждение (свертывание) белков. Оно происходит при нагревании, под действием солей тяжелых металлов, сильных кислот и щелочей.
Гидролиз – это расщепление белка на отдельные аминокислоты под действием ферментов или в водных растворах кислот и щелочей.
Химические свойства белков (цветные реакции белков)
5 мин
Говорит о возможности качественного определения белков. Предоставляет слово учащимся, готовившим химические опыты.
Наблюдает за выполнением эксперимента, при необходимости корректирует. Предлагает записать схему реакций.
Наблюдают. Записывают схему:
Белок + Cu(OH)2 à фиолетов. окр.
t
Белок + HNO3 à желтое окрашив.
Два ученика показывают опыты:
Биуретовая реакция (действие на белок свежеприготовленного Cu(OH)2 в щелочной среде à фиолетовое окрашивание)
Ксантопротеиновая реакция (действие на белок концентрированной азотной кислоты при нагревании à желтое окрашивание, при добавлении раствора аммиака – оранжевое).
Работа с ЭОР 1 (слайд 6)
5 мин
Предлагает рассмотреть и прослушать слайд презентации и привести примеры из биологии, иллюстрирующие функции белков в организме.
Рассматривают и прослушивают слайд, предлагают примеры.
(Например, каталитическая: ферменты – биологические катализаторы – имеют белковую природу;
Структурная: мышцы, кожа, волосы, ногти состоят из белков;
Транспортная: гемоглобин, переносящий кислород – белок
И т.д.)
Поисковая беседа
3 мин
Предлагает ответить на вопросы:
- Что является материалом для построения организмом белков?
- Могут ли жиры и углеводы превращаться в белки? Почему?
- Какие последствия могут быть при неправильном питании – недостатке в пище белков?
- Предложите рекомендации по правильному питанию, которые позволят избежать белкового голодания.
- Аминокислоты, которые образуются при гидролизе белков, поступающих с пищей.
- Не могут, так как у белков более сложный элементный состав.
- Возникнет белковое голодание, недостаток всех белков, обеспечивающих жизнедеятельность организма.
- Нужно в достаточном количестве употреблять в пищу мясные, молочные продукты, рыбу, яйца, бобовые культуры, которые наиболее богаты белком.
Закрепление материала
Работа с ЭОР 2 (тест)
8 мин
Создает игровую ситуацию. Три ряда – три команды. Каждый ряд по очереди отвечает на один из вопросов теста. Набранные баллы засчитываются команде. Если команда выбирает неправильный ответ, остальные команды могут предложить свой вариант. (Обратить внимание: повторно вернуться к вопросу в тесте нельзя. Команды должны заготовить свой ответ до окончательного выбора отвечающей команды)
Отвечают на вопросы теста, Исправляют ошибки других команд. В случае необходимости задают вопросы.
Подведение итогов урока
Рефлексия,
выставление оценок за урок
2 мин
Задает вопросы: Что для вас было самым трудным на уроке?
Изменится ли ваше отношение к питанию?
Озвучивает оценки за урок.
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание
§17, упр. 9
1 мин
Поясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание
Файлы: Белки.doc
Размер файла: 443392 байт.