Автор конспекта:
Автор(ы): — Донскова Наталья Викторовна
Место работы, должность: — МОУ «СОш с. Николаевка», учитель географии
Регион: — Астраханская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — География
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: — «Нансен был велик как полярный исследователь, более велик как учёный и ещё более велик как человек».
«Нансен был велик как полярный исследователь, более велик как учёный и ещё более велик как человек».
С какими сложностями сталкивался Ф. Нансен и его команда
Пути решения
До плавания Нансена попытки достичь северного полюса заканчивались поражением. Например, судно «Жанетта» было раздавлено льдом, команда погибла.
Нансен решил не бороться со льдом, а использовать дрейф льдов в своей экспедиции. Плыть по возможности дальше по свободной воде. Далее вморозить «Фрам» в паковый лёд и дрейфовать на льдине к северному полюсу.
Какая-то сила мешала судну продвижению вперёд.
Нансен придумал зонд ля забора воды на глубине. В результате внизу был обнаружен слой пресной воды. Нансен объяснял образование этого явления «стоячей воды» из-за стока Сибирских рек и таяния льда. Было решено свернуть на северо-восток.
Опасность быть раздавленными льдами.
Нансен придумал особое строение «Фрама»: яйцевидный, гладкий корпус, киль помещён внутри судна, руль и винты убраны при подходе ко льду, вместо металла внутри использованы корни и стволы деревьев, 3 слоя древесины (прочность, гибкость). Всё это должно было предостеречь судно от сжатия льдами и способствовать выталкиванию его на поверхность льда.
Опасность депрессии на корабле.
Нансен продумал чёткий распорядок жизни. Научные, геодезические изыскания, наблюдения за погодой с 8 утра до 6 вечера. Был сделан ветряк для получения электричества . Благодаря этому вечером было организовано свободное время членов команды. Устраивались вечера, научные дискуссии, слушали органную музыку.
Опасность однообразия пищи , цинги.
Нансеном заранее были подготовлены разнообразные продукты: мясо, рыба, овощи, фрукты, консервы и даже шоколад, который ели по праздникам.
Судно не продвигалось на север, а отклонялось на 30 градусов вправо.
Нансен измерил глубину . Оказалось 4,5 км. Это были воды Северного Ледовитого океана. Течения этого океана и сносило лёд вправо. Нансен догадался , что на течения влияет вращение Земли. После этого открытия было принято решение идти на полюс пешком. Впервые в экспедициях были использованы сани и собаки.
Обезвоживание организма в результате физических нагрузок, необходимость восполнения воды в организме.
Нансен придумал использовать примус для растапливания снега. В примусе сжатый газ даёт горячее пламя. Расходуется очень экономно. Ровно столько, сколько нужно.
Необходимость быстрого передвижения
Нансен придумал вездеходные лыжи. Они помогали бежать по прямой с минимальным расходом энергии. Лыжи были сделаны из дров по дороге.
Перегрев организма при движении
Нансен придумал слоёную одежду для регулирования температуры тела (принцип многослойности).
По астрономическим наблюдениям понял, что идёт на месте. Продвижения на север нет. Запас времени и продовольствия заканчивались.
Нансен принял решение идти назад. Когда лёд начал таять , пересели на лодки-каяки.
Питались сначала сушеным мясом, смешанным с кровью собак, потом охотились на моржей, тюленей, чаек.
Начало зимы. Необходимость зимовки.
Нансен с товарищем вырыли в земле яму (нору). Сверху положили бревно и перекрыли шкурой моржа. Экономили силы и энергию. При выживании использовали опыт эскимосов.
С наступлением лета возникла необходимость дальнейшего продвижения на юг.
Нансен принял решениеидти на лыжах, каяках. В широкой воде сделали катамаран под парусом.
На остановке катамаран в вещами и продовольствием унесло ветром в море.
Нансен бросился в ледяную воду и спас катамаран и продовольствие.
Факт, с которым сталкивались (ся)
Открытие Ф. Нансена (его название, суть
В ходе плавания на судне тюленепромышленной компании «Викинг»произошёл незапланированный 24-дневный дрейф у побережья Гренландии.
Обломки «Жанетт» были найдены через 2 года на западе от гибели судна. Статья профессора Мона.
Нансен догадывался о существовании трансполярного течения; выдвинул теорию дрейфа ледников под воздействием течений.
Современная общая картина циркуляции вод в Северном Ледовитом океане: наибольшее количество вод поступает с юго-запада вместе с Норвежским течением, омывающим берега Норвегии. Часть этих вод у Шпицбергена, поворачивает на запад и далее движется на юг вдоль берегов Гренландии (Восточно-Гренландское течение). Другая часть Норвежского течения поворачивает от Шпицбергена на восток, движется вдоль берегов России и достигает Берингова пролива. Здесь эти воды соединяются с водами, поступающими из Тихого океана через Берингов пролив, и с водами, движущимися в западном направлении вдоль северных берегов Канады и Аляски. Затем весь этот поток направляется к северу, пересекая полярную область, и присоединяется к Восточно-Гренландскому течению.
Продвижение «Фрама» сильно замедлилось при попадании в ледовые поля и зоны т. н. «мёртвой воды» ".Судно "Фрам" попало в зону
"мертвой воды" и, несмотря на форсированную работу машин,
почти не двигалось с места. Оно будто тащило всю воду за собой.
Своеобразное явление эта "мертвая вода". Для изучения его
представился здесь лучший случай, чем мы хотели бы. Встречается
оно, по-видимому, лишь там, где слой пресной или сильно
распресненной воды лежит поверх соленой морской воды. Пресная
вода увлекается судном, и оно скользит по тяжелой соленой воде,
как по твердой подстилке. Разница в солености этих слоев очень
велика. Так, например, вода, взятая с поверхности, вполне
пригодна для питья, а вода, поступавшая через кингстон,
настолько солона, что не годилась даже для котла. Что мы ни
делали, чтобы выбраться из "мертвой воды", — круто поворачивали
судно, лавировали, описывали полный круг — все напрасно. Лишь
только машина переставала работать, судно тотчас же
останавливалось, точно схваченное чем-то за корму".
Нансен изобрёл зонд для забора воды, выяснил, что внизу есть слой пресной воды. Нансен пришёл к выводу, что это происходит из-за стока Сибирских рек и таяния льда. Современная океанография объясняет, что "Мертвая вода" может наблюдаться при тихой погоде на
небольшом участке акватории в районе таяния ледников,
айсбергов или ископаемых льдов, в местах интенсивного
выпадения осад-коз и в устьях впадающих в море рек, когда
морская вода покрывается слоем воды пресной. Сопротивление
движению корабля в "мертвой воде" возникает благодаря
внутренним волнам на поверхности раздела между соленой и
пресной водой, на образование которых затрачивается
значительная часть энергии силовой установки. Сопротивление
это зависит от скорости движения корабля и может в 9 раз
превышать сопротивление движению в нормальной воде. Кроме
того, оно возрастает с приближением толщины пресного слоя к
осадке корабля и с увеличением разности плотностей соленой и
пресной воды.
Судно не продвигалось на север, а отклонялось на 30 градусов вправо.
В этот период было сделано замечательное открытие: на месте мелководного Полярного бассейна обнаружился океан глубиной до 3850 м. Океанографические и гляциологические исследования были самыми трудоёмкими, требуя участия всего экипажа. Для достижения глубины 3800 м лотом требовалось не менее 2½ часов. Нансен не предполагал наличия таких глубин, в результате чего на «Фраме» не оказалось лот-линя подходящей длины, и его пришлось сделать на борту из запасных такелажных снастей: стальной трос был размотан на проволоки, из которых был сплетён лот-линь длиной 5000 м. Все работы велись на льду при температуре −40 °C.
Был открыт Северный Ледовитый океан. Течения океана сносило дрейфующий лёд вправо.
Во время дрейфа выявил основные особенности природы Центральной Арктики: проникновение в акваторию теплых атлантических вод, существование значительных глубин, мощных ледяных полей с полыньями и разводьями; в Карском море открыл несколько островов и 3 небольших архипелага.
Файлы: Урал1.zip
Размер файла: 6506069 байт.