Автор конспекта:
Автор(ы): — Довганов В. М., Долганова Н. Ф.

Место работы, должность: —

Довганов В. М. — МБОУ "Корниловская СОШ" Томского района, учитель информатики

Долганова Н. Ф. — ТГПУ, ст. преп. каф. инф. ФМФ

Регион: — Томская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — высшее профессиональное образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Электронный учебник

Руководство пользователя

по использованию электронного учебника

«Элементы программирования на языке Pascal»

авторы В.М. Долганов, Н.Ф. Долганова

Для запуска ЭУ (электронного учебника) необходимо запустить файл index.htm.

Перед Вами появиться окно главной страницы.

При нажатии на кнопку Содержание, открывается перечень уроков с необходимым методическим набором материалов для изучения отдельных тем курса.

При выборе ссылок открывается соответствующий материал.

При активировании ссылки Введение открывается окно описания установки среды создания программ на языке Pascal.

Необходимые дистрибутивы располагаются в окне, которое активируется кнопкой EXE’шники. Оно содержит исходники программ: Паскаль, тестовой оболочки MyTest, необходимые для эффективного использования данного ЭУ в учебном процессе.

Также в разделе Содержание представлен список уроков. Если урок состоит из нескольких ключевых позиций, то нажатием кнопки Вперед осуществляется переход к следующей теме урока. Если же необходимо выбрать другую тему в уроке, то на наш взгляд, целесообразнее вернуться в раздел Содержание, чтобы иметь целостную картину в контексте урока в целом, аналогичным образом следует поступать и для выбора какого-либо урока.

При выборе теста непосредственно в уроке, необходимо нажать на Запуск в сплывающем окне запуска файла.

Для начала выполнения теста необходимо нажать на кнопку запуска теста.

Следует обратить внимание на тот факт, что можно воспользоваться необходимым тестом напрямую нажав кнопку Тест.

Задания к урокам активируются нажатием кнопки Задания.

При выборе конкретного задания открывает окно, содержащее разобранные задания, задания на урок и задания* (дополнительные) по данной теме урока.

При нажатии кнопки Доп. лит-ра открывается список файлов с дополнительной литературой по программированию на языке Паскаль.

Кнопка рекомендации активирует следующий материал: руководство пользователя ЭУ «Элементы программирования на языке Pascal»; схему сайта; обоснование выбора средств реализации данного ЭУ и методические рекомендации по использованию данного ЭУ в учебном процессе.

Обоснование выбора средств реализации

электронного учебника

«Элементы программирования на языке Pascal»

авторы В.М. Долганов, Н.Ф. Долганова

При создании нашего ЭУ мы выбрали следующие средства реализации:

MicrosoftFrontPage[http://www.advesti.ru/publish/program/130505_html] — это простой в освоении и удобный Web-редактор для проектирования, подготовки и публикации Web-сайтов.

Благодаря интеграции с семейством продуктов MS Office, привычному интерфейсу и обилию шаблонов программа позволяет быстро освоить работу даже начинающим пользователям, знакомым с основами работы в MS Word.

При этом FrontPage – это программа, предоставляющая широкие функциональные возможности и разнообразные средства оптимизации коллективной разработки, позволяющая быстро создавать динамические комплексные Web-узлы практически любой сложности.

Улучшенная поддержка графики упрощает работу во FrontPage 2003 с изображениями из других приложений. Например, FrontPage 2003 поддерживает написание сценариев для Flash-объектов, а для включения в Web-узел объекта Macromedia Flash достаточно всего лишь перетащить его в рабочую область FrontPage.

Появившиеся во FrontPage 2003 динамические Web-шаблоны позволяют определять разделы Web-узла, доступные для редактирования. При обновлении файла главного шаблона внесенные изменения автоматически распространяются на все страницы, связанные с этим шаблоном.

FrontPage удачно сочетает возможности использования визуального конструктора и средства редактирования кода. В версии программы FrontPage 2003 появилось разделенное окно (режим Split), которое состоит из двух областей — «Конструктор» (Design) и «Код» (Code). В окне Design ведется разработка в режиме WYSIWYG, а в окне Code идет автоматическое обновление кода при внесении изменений в макет.

Комплексные средства проектирования позволяют повысить качество создаваемого кода и усовершенствовать навыки программирования.

FrontPage 2003 генерирует эффективный HTML-код, не содержащий избыточности, которая характерна для кода, генерируемого Microsoft Word. Средства написания сценариев обеспечивают возможность интерактивного общения с посетителями.

Функция интеллектуального поиска и замены осуществляет поиск и замену атрибутов или тэгов на заданных страницах. При этом можно указывать сложные правила поиска и замены, что позволяет быстро выполнять обновления Web-узла. FrontPage предоставляет возможность оптимизации HTML-кода, написанного в других приложениях за счет удаления избыточных тэгов, пробелов и т.п. Технология Microsoft IntelliSense позволяет уменьшить вероятность ошибок при написании программного кода благодаря автоматическому завершению операторов и показу параметров, доступных для набираемого кода. Данная функция используется для HTML, CSS, XSL, JScript, VBScript, JavaScript и ASP .NET. Разработчик JScript позволяет добавлять функцию интерактивности, не требуя писать ни одной строки кода: достаточно выбрать из списка предлагаемых так называемых функций поведения любую вам понравившуюся — все остальное делается автоматически. Усовершенствованные функциональные возможности публикации FrontPage 2003 ускоряют размещение создаваемых Web-страниц в Интернете.

Замечание: Основные претензии разработчиков, создающих Web-страницы с использованием HTML-кодов, к FrontPage сводятся к тому, что он в некоторых случаях по умолчанию пишет избыточный код. Для небольших Web-узлов это некритично. Кроме того, FrontPage при желании позволяет разработчику работать и с HTML-кодом.

MyTest X[http://mytest.klyaksa.net/]– система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Следует отметить, что именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.

Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет. И, наверное, любой учитель информатики и ИКТ создавал для своей работы свою тестовую среду. Но разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

Программа MyTest разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года. За это время вышло немало совершенно разных версий. Каждая новая версия включала в себя лучшее предыдущей версии и предлагала новые возможности. Первые версии были простыми, но удобными тестовыми оболочками, текущая же версия MyTest X — это уже не одна программа, а мощный комплекс программ для подготовки и проведения компьютерного тестирования.

С помощью программы MyTest X возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.

MyTest X это — система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее. Вот слова одного из пользователей программы: «На мой взгляд, MyTest достигла совершенного состояния: имеет все мыслимые функции, очень компактная, ее возможности и простота использования находятся в золотом балансе».

Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы… Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор.

К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры.

Имеется возможность использовать несколько вариантов вопроса задания, удобно создавать выборку заданий для учащихся, перемешивать задания и варианты ответов. Это значительно уменьшает возможность списывания при прохождении одного и того же теста несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста.

В MyTest X можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTestX, можно легко:

Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.

Непосредственно следить за процессом тестирования. Вы можете видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.

С помощью программ MyTest X вы можете организовать как локальное так и сетевое тестирование.

Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста — все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов — один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

MyTest X имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам не имеющим на это право становится практически не возможно, плюс ко всему, не возможно украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям. Так как результаты тестирования могут сохранятся в защищенный файл, который не возможно отредактировать, то оценки учащихся всегда объективны и не зависят от лояльности тестолога. Ввиду того, что результаты тестирования могут сохранятся как на локальном ПК, так и параллельно на ПК тестолога, вероятность потери результатов сводится к 0% . Программа продемонстрировала высокую надежность работы как в школах так и в ВУЗах России и стран ближнего зарубежья. В программе предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов.

Программа постоянно развивается, грамотно учитывая нужды многих пользователей и при этом никого не ущемляя, то есть новые функции добавляют интересные возможности для тестирования и при этом не являются лишними для тех, кому нужны тесты попроще.

Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если ученик по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать “бумажный” вариант теста.

Программа MyTest X распространяется бесплатно. Не коммерческое использование программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. Программа работает под ОС Windows 2000, XP, Vista, 7. Для работы под Linux можно использовать Wine.

Методические рекомендации по использованию

электронного учебника

«Элементы программирования на языке Pascal»

в учебном процессе

авторы В.М. Долганов, Н.Ф. Долганова

Данный учебник предназначен для учащихся 10 классов средних образовательных школ. По учебному плану на раздел алгоритмизации и программированию выделяется 20 учебных часов, что является недостаточным. Исходя из этого, мы предлагаем использовать разработанный авторами ЭУ «Элементы программирования на языке Pascal» следующим образом:

№ п/п

Тема урока

Осваиваемый материал

Раздел ЭУ

Практические

приложения

к уроку

Количество часов

1

Описание и среда разработки языка Pascal(Паскаль)

Описание языка Pascal.

Среда разработчика Pascal. Запуск Программы.

Окно среды разработчика.

Основные команды и горячие клавиши.

Введение

Урок №1

Тест к уроку №1.

1

2

Синтаксис и семантика языка Паскаль

Синтаксис и семантика. Алфавит языка.

Синтаксис и семантика. Элементарные конструкции.

Урок №2

Тест к уроку №2.

1

3

Типы данных языка Паскаль

Понятие типа данных.

Простые типы данных.

Урок №3

Тест к уроку №3.

1

4

Данные и операции над ними в языке Паскаль

Переменные и константы.

Выражения. Математические операции.

Логические операции. Операции отношения.

Урок №4

Тест к уроку №4.

1

Приоритет операций. Основные математические функции.

Урок №5

Тест к уроку №5.

1

5

Структура программы на языке Паскаль

Структура программы Pascal.

Урок №6

Тест к уроку №6.

2

6

Операторы языка Паскаль

Операторы присваивания, ввода и вывода.

Урок №7

Тест к уроку №7.

Задания к уроку №7.

3

Операторы Ветвления. Оператор условного перехода.

Операторы Ветвления. Оператор выбора.

Операторы Ветвления. Оператор безусловного

Урок №8

Тест к уроку №8.

Задания к уроку №8.

3

Циклы.

Арифметические циклы.

Итерационные циклы с предусловием.

Итерационные циклы с постусловием.

Операторы завершения цикла.

Урок №9

Тест к уроку №9.

Задания к уроку №9.

3

7

Подпрограммы в языке Паскаль

Процедуры и функции.

Описание и вызов процедур и функций.

Передача параметров.

Локальные и глобальные идентификаторы.

Урок №10

Тест к уроку №10.

Задания к уроку №10.

3

8

Резерв

1

Итого:

20

Каждая из тем является неотъемлемой частью раздела. Однако темы, соответствующие пунктам 1-4, могут носить лекционный характер: ученики могут законспектировать их и разобраться в них самостоятельно, если необходимо получить консультацию учителя. Для проверки усвоенных знаний предлагается прохождение тестов по каждой из пройденных тем. В данном перечне тем мы намеренно не вводили практическую (программную) отработку тем, т.к. во-первых, обучающие еще пока не владеют необходимым аппаратом реализации программ на языке Паскаль, а во-вторых, эти темы будут отработаны в процессе изучения следующих тем раздела.

Тема, соответствующая пункту 5, является неким связующим звеном между предыдущими темами лекционного характера и последующими – практического: обучающие начинают программировать на языке Паскаль с использованием теоретического материала, освоенного ранее.

Темы, соответствующие пункту 6-7, помимо своего фундаментального характера знаний несут и мощную практическую направленность. Исходя из этого, они содержат в практических приложениях к уроку не только тестовый контроль полученных знаний, но и задания к уроку. Задания построены по следующей методической схеме изложения:

  • рассмотрение реализованного на практике алгоритма решения задачи (задач) на языке Паскаль с пояснениями каждого шага;
  • формулировка «обязательной» стандартной задачи (задач) для самостоятельного решения на уроке с возможностью консультирования;
  • выбор с учителем задачи из списка задания* для самостоятельного.
  • Для изучения данных тем отводиться по 3 учебных часа, которые можно использовать для изучения материала следующим образом: 1 час – изучение теории + тест; 2 час – повторение материала + разбор задачи + решение «обязательной» задачи; 3 час – решение задачи из списка задания*.

    Следует обратить внимание на тот факт, что данные методические указания носят рекомендационный характер, а не ультимативный. Следовательно использовать наш ЭУ «Элементы программирования на языке Pascal» можно любым образом, наиболее подходящим на ваш взгляд.

    Файлы: _mp3_74345.mp3
    Размер файла: 3382463 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология