Автор конспекта:
Автор(ы): — Малашенко И.Н.и Пухова Л.А.
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 23 г. Ковров Владимирской области, учитель технологии(преподаватель изо) и учитель музыки
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: —
Цель: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи. Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к миру, истории и культуре своей Родины, осознания связи всех изучаемых предметов для понимания и формирования окружающего пространства мира. Развивать творческую активность, навыки работы с гуашью и акварелью
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемая методическая литература: —
Автор учитель начальных классов Красавина Ю.А. ГОУ лицей №533 образовательный комплекс «Малая Охта», г. Санкт-Петербург, 2009 .Переработанная и дополненная Малашенко И.Н.
Используемое оборудование: —
костюмы в стиле – гжель, изготовленные учащимися на уроках технологии, презентация с фильмом о гжельском промысле, плакаты с изображением узоров, художественные материалы (гуашь и кисти), заготовки–эскизы посуды для работы , игрушки и посуда в стиле гжели, выставка книг о Гжели.
Краткое описание: — Урок построен как инсценированная постановка. Для знакомства с новым материалом используется рассказ с показом, групповая практическая работа, исполнение песен и частушек, хоровод, просмотр мини-фильмов, слайд шоу и практическая работа с красками.Учащимися старших классов создавались костюмы по теие в виде проектной деятельности и разрабатывался сценарий презентации промысла.
Урок разработан
учителем технологии и изо
Малашенко И.Н
и учителем музыки
Пуховой Л.А.
МОУ СОШ № 23
г.Ковров, 2010г.
Тема: «Голубая сказка- Гжель»
Интегрированный урок изобразительного искусства, музыки и технологии
Цель: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием посудных форм, особенностью росписи. Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к миру, истории и культуре своей Родины, осознания связи всех изучаемых предметов для понимания и формирования окружающего пространства мира. Развивать творческую активность, навыки работы с гуашью и акварелью…..
Методы: инсценированная постановка, рассказ с показом, групповая практическая работа, исполнение песен и частушек, хоровод.
Оборудование: костюмы в стиле – гжель, презентация с фильмом о гжельском промысле, плакаты с изображением узоров, художественные материалы (гуашь и кисти), заготовки–эскизы посуды для работы в команде, игрушки и посуда из дома в стиле гжели, выставка книг о Гжели.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(музыка)
Учитель изо:
Изучая историю и культуру своего народа на различных уроках, вы узнаете много нового и интересного о своих истоках, эти знания могут повлиять на вашу жизнь, ведь после школы каждый из вас сам станет мастером в каком-то деле. И чем больше вы узнаете, тем богаче ваш выбор жизненного пути… Цель нашего занятия познакомиться с самобытным народным промыслом, изучить его технологию и попробовать себя художниками создающими, узоры на посуде.
Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогдак простому горшку относились с почтением, его берегли как самоедорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины нетолько горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Глиняная посуда называется — керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Если посуду делают из глины и покрывают глазурью (жидким стеклом), её называют — майолика. Посуду из белой глины с толстыми стенками называют – фаянс. А ещё есть фарфор — тонкий, звучащий – его делают из необыкновенно белой глины.
(на доске появляются надписи и демонстрируется посуда)
Запишите новые термины к себе в тетрадь
Закрепление материала:
А мы начинаем знакомство с гжельской керамики. Для этого мы используем работы девочек старших классов. Они на занятиях технологии, сумели объединить знания с уроков музыки, умения, полученные на уроках изобразительного искусства и навыки уроков технологии. Для того чтобы наши с вами занятия стали интереснее и увлекательнее.
Изложение нового материала 10-12 мин:
(демонстрация фильма с танцем «Гжельские узоры». В это время
выходит ведущий и два чтеца со своих мест к доске)
Ведущий
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
(В презентации сменяются слайды гжельской посуды)
1-й чтец
Все мы любим синий цвет,
Потому что краше нет,
Небо Гжельское такое-
Лучезарно-голубое.
2-й чтец
В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
Ну, а только лето будет-
Голубица там и тут.
Вот поэтому нас люди
Гжелью синею зовут.
Ведущий
Самое первое упоминание о Гжели встречается в 1328 году.
Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».С середины XVII века. Кроме посуды, там делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались в своеобразном народном стиле.
Учитель музыки:
мы с вами знакомимся с разнообразием русской культуры через народное творчество, и я прошу вас исполнить песню о Гжели, которую мы с вами записали в тетради. Откройте свои записи…
исполняется песня на мотив
«По Яузе реке»
(Во время исполнениядемонстрируется ассортимент )
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
1-й чтец во время демонстрации
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
Да сказки не простой,
А бело-голубой
Ведущий:
(Сценка )
Послушайте легенду о том, почему художники выбрали синий цвет для своих работ:
Жили- были три девочки-подружки. На Руси дети рано учились творчеству. С пяти лет девочки шили и вышивали, мальчики строгали и пилили, помогая взрослым. А ещё дети любили песни петь, хороводы водить, в игры играть. Наряд у них был простой чистая рубаха, да шелковая лента.
(выходят девочки, разговаривают и смеются)
-Ой, девочки, как мне надоела моя рубаха. Она такая скучная, как бы её украсить?
-А, давайте придумаем узор, но такой, чтобы все посмотрели, и поняли, в какой стороне мы живем.
-Вон в Дымково, наряд яркий, веселый. Полоски и точки разного цвета, сразу поймешь откуда родом
-А в Хохломе наряды яркие черные, красные с золотом, ни с кем не перепутаешь. Вот и нам нужно своё создать, непохожее на других.
-Эх, девочки, а какой у нас край светлый, чистый, небеса синие-синие, а облака, словно лебеди или корабли плывут. Красотища!!!
-Так давайте создадим узор легкий и воздушный как небеса…
Ведущий:
Сказано, сделано
Учитель музыки:
Вы уже знаете, что народное гуляния сопровождались разнообразным пением и чаще всего наши предки водили хороводы и мы с вами исполним тематическое сопровождение для хоровода
(Две девочки в центре круга изображают шитьё и вышивание, остальные водят хоровод и поют песню)
(Хоровод)
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
ПР: У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая
Её трава шелковая,
Её цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
ПР: У каждого художника,
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая
(хоровод расступается, девочки сняли белые рубахи и оказались в расписных костюмах под Гжель)
Ведущий:
(мини-фильм изделия с росписью)
Обрадовались взрослые мастера и с тех пор расписывают синими узорами и посуду и игрушки, и часы и даже церкви. Прославилась Гжель своей росписью, легкой и воздушной как небеса.
Учитель изо:
Спасибо ребятам, за интересный рассказ. Занимайте свои места в группах. А сейчас я познакомлю вас с технологией изготовления майолики в городе Гжель.
(слайды – технология производства)
(исполнение песни….. учителем музыки)
В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика
по производству майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, заготовку изделия обжигают в печи 8 часов для придания прочности. Затем его обмакивают в специальную краску для выявления дефектов и так отбраковывают изделия с трещинами. Эта краска выгорает во время обжига. Художники, наносят рисунок на изделие кистью. Мотивами этой росписи являются декоративные цветы, листья, травы.
В работе используют краску – кобальт. Она имеет черный цвет. Затем изделие опускают в раствор жидкого стекла (глазури). И оправляют в печь ещё на 18 часов. Кобальт в печи становиться синего цвета, а глазурь тончайшим стеклянным покрытием для рисунка.
Технология росписи разнообразных изделий демонстрация учителем
(На доске закреплен лист бумаги и демонстрируется техника росписи в стиле Гжель с использованием кистей разной толщины)
А сейчас мы приступаем к работе в наших импровизированных мастерских.
Инструктаж 2-3 мин:
Мы с вами заранее разбились на группы-команды, и каждая команда гжельских мастеров должна создать проект росписи посуды, используя неповторимые узоры в стиле «Гжель». Из дома вы принесли работы настоящих мастеров, пусть они помогут вам в вашем творчестве. Оценку получит вся группа и это зависит от вашей совместной работы.
Выберите старшего мастера, под руководством которого будете выполнять работу. Каждый высказывает свою точку зрения, мнение, но принимает окончательное решение мастер.
1.Перемешайте гуашь до однородной консистенции и возьмите немного на палитру.
2. При необходимости добавьте немного воды и попробуйте, как ложатся мазки на отдельном листке. Мазки должны быть без просветов.
3. Не опускайте весь ворс кисти в краску достаточно 2/3 длины. Излишки снимите на палитре.
4. Наносите краску мазками. Не проводите дважды по одному и тому же месту.
5. Потренируйтесь на отдельном листке и приступайте к работе.
В своей работе обратите внимание на:
Аккуратность
Красочность
Выразительность
Композицию
Вам необходимо договориться о том, какой мотив вы будете изображать, кто какую работу будет выполнять. В работе используйте толстую и тонкую кисти. По окончании работы мы играем в игру «Процесс изготовления гжели». И оцениваем ваш труд и вашу внимательность.
Работа в группах по раскрашиванию заготовки 15-20 мин:
квасник, сахарница, чашка, заварочный чайник
(звучит музыка)
Учитель изо:
Игра «Процесс изготовления гжели»
Каждая команда берёт готовый рисунок и крепит на доске. Аплодисментами определяют качество работы, учитель выставляет оценку. По команде учителя поднимают таблички техпроцесса по изготовлению майолики.
ОБЖИГ 8 ЧАСОВ
ОТБРАКОВКА
РОСПИСЬ КОБАЛЬТОМ
ПОКРЫТИЕ ГЛАЗУРЬЮ
ОБЖИГ 18 ЧАСОВ
Закрепление материала:
Учитель музыки:
А давайте-ка, в заключение нашего урока, исполним частушки про Гжель. Частушки по две строчки исполняют команды поочередно:
(частушки на мотив «Ярославские девчата»
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
В Гжели делают посуду,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас
Ты играй моя гармошка,
Ты подруга подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин: выставка работ групп и оценивание творчества каждого,
Учитель изо:я надеюсь, что побывав мастерами, вы смогли понять как связаны между собой работы различных мастеров, художников, поэтов и музыкантов. Нельзя представить мир без кого-то из них. Они делают его богаче, разнообразнее, интереснее. Именно поэтому все изучаемые предметы в школе важны и нужны людям.
Домашнее задание: заготовку большого круга черного, красного или зеленого цвета, выполненного гуашью. Принести гуашь, кисти, альбом.
ВСЕМ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!