Автор конспекта:
Автор(ы): — Ионова Галина Викторовна
Место работы, должность: — МОУ Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1 учитель русского языка и литературы
Регион: — Московская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского; чтение и анализ сказки "Теплый хлеб"; воспитание у учащихся таких нравственных понятий, как доброта, отзывчивость, открытость, трудолюбие
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник — хрестоматия для 5 класса 2часть под редакцией В. Я. Коровиной
Используемое оборудование: —
презентация
Краткое описание: — Рассказ о К.Г.Паустовском, беседа по содержанию сказки "Теплый хлеб", словарная работа, индивидуальное задание, размышления о том, чему учит сказка
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Мы начинаем разговор о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского. Вам хорошо знакомо имя этого замечательного писателя.Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра. (Слайды 2-3)
Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под елку для своего сына Кости книгу сказок X.К.Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал ее много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
«Желание необыкновенного преследовало меня с детства»,—говорил Паустовский.
Он мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы, он начал странствовать по России—работал на заводе в Екатеринославле (сейчас Днепропетровск), рыбачил с артелью на Черном море. В 1917г. он работает репортером в московских газетах, потом снова путешествует по стране. В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз».
Страстный любитель природы, неутомимый путешественник, он недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещеру, удивительный край, богатый озерами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там. Край этот он описал в книге «Мещерская сторона». (слайд 4)
В годы Великой Отечественной войны К.Г. Паустовский в качестве военного корреспондента отправляется на фронт, публикует свои произведения во фронтовых газетах « Во славу Родины», «Защитник Родины», «Красная звезда».
Вскоре после войны Константин Георгиевич покупает дом в старинном русском городе Таруса на берегу речки Таруски, впадающей в Оку. « Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят
или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха…» — вспоминал писатель. (слайды 5-6)
Он очень любил этот город. К.Г. Паустовский прожил 76 лет. Здесь над обрывистым берегом реки Таруски находится могила писателя. На могиле крест и камень, всегда можно уви
деть живые цветы, корзиночки с еловыми шишками. Черный памятник находится не на могиле, а рядом с ней. (слайд 7)
«Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы», — утверждал К. Паустовский. Он не
принимал людей , равнодушных к окружающему, душевно чёрствых. Об этом его сказка «Теплый хлеб». Размышляя над произведением, нам необходимо понять, чему учит сказка, почему она так называется, что сказочного и что реального в ней. (слайд 8)
Беседа по содержанию сказки:
- Вспомните, где разворачиваются события, описываемые в сказке?
- Как раненый конь оказался в Бережках?
- Почему люди считали своим долгом кормить коня?
- Кто взял коня к себе? (слайд 9)
- Кто еще из героев проживал в Бережках?
- Понравился ли вам мальчик? Почему? Каким вы его увидели?
- Почему он живет вдвоем с бабкой? Где его родители?
- Кому из вас жалко Фильку? За что его можно пожалеть?(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить, неласковому и нелюдимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)
- Как он обидел коня, каким обидным словом назвал? (слайд 10)
- Как конь наказал обидчика? (слайд 11)
- Когда Филька понял, что поступил плохо? ( Не тогда, когда обидел коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).
- Что это был за рассказ?
- Можно ли поправить злодейство? (Можно и нужно, но только преодолев препятствие и искупив вину). (слайд 12)
- Каким предстаёт перед нами ночной пейзаж?
- Как Филька идет к дому Панкрата? (бежать не мог, шел, тяжело загребая ногами)
- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?
- Почему Филька говорит: "Наши ребята хорошие"? Значит, какой человек может позволить себе выражение "Ну тебя!", может отмахнуться от чужой беды? (Злой, равнодушный, жестокий).
- Если Филька изобретёт спасение от стужи, каким он станет человеком? Найдите эпитет. (Чистый человек). ( слайд 13)
Словарная работа. Индивидуальное задание: выписать из словаря все значения слова "чистый" и объяснить, в каком значении употреблено слово в данном контексте.
Чистый — в словаре 8 значений, в данном контексте употреблено во втором: "нравственно-безупречный, честный, правдивый, беспорочный".
- Какой эпитет указывает на то, что зло ещё не исправлено? (Солнце в тот день встало в тяжёлом дыму").
- Как пришло спасение?
- Как вы думаете, что сыграло большую роль в успехе: совместный труд людей или волшебство, связанное с болтливой сорокой? (Труд людей).
- Как изменился Филька?
- По каким словам мы можем судить, что конь простил Фильку? ("Конь положил голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия". И, наверное, от тепла, которое исходило уже не от человека с холодным сердцем, а от человека с добрым сердцем).
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой"). (слайд 14)
Индивидуальное задание:выбрать в тексте сказочные и реальные мотивы.
Реальное
Война, раненый конь, голод, злоба
людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.
Сказочное
Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.
—
(слайд 15)
Чему учит нас сказка К. Г. Паустовского?(Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому. Труд, взаимовыручка, доброта, теплота души заставляют отступить беду, несчастье, зло.) (слайд 16)
Мы прочитали и обсудили замечательную сказку. Благодарю вас, ребята, за искренние ответы и призываю всегда идти по жизни дорогою добра.
Звучит песня «Дорогою добра»
Файлы: Паустовский Теплый хлеб.rar
Размер файла: 5619953 байт.