Автор конспекта:
Автор(ы): — Мишкина Ираида Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «Большеаксинская средняя школа Дрожжановского мунищипального района Республики Татарстан»

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; ввести понятие насыщенного и ненасыщенного пара

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Физика 8 -Перышкин, Сборник задач — Лукашик, Иванова

Используемое оборудование: —

Компьютер,

Используемые ЦОР: —

Презентация в Power Point

Краткое описание: — Ход урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний. 3.Изучение нового материала. 4. Закрепление ЗУН. 5.Домашнее задание.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Тема: Испарение и конденсация.

Цели: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; ввести понятие насыщенного и ненасыщенного пара.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Задача

стр. 69 вариант 7 (3)

3.Изучение нового материала.

Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как этот процесс называют в народе?

Верно, Круговорот воды в природе.

Сегодня мы будем изучать явления, без которых процесс круговорота был бы невозможен.

Тема нашего урока : «Испарение и конденсация».

Из многих наблюдений видно, что количество воды, эфира, бензина, спирта, которое находится в открытом сосуде, постепенно уменьшается.

Но куда же она исчезает?

Верно, жидкость не может исчезнуть бесследно, она превращается в пар.

Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

Существует 2 способа перехода жидкости в газообразное состояние:

-испарение

-конденсация

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

Давайте вспомним, как ведут себя молекулы жидкости?

(движутся непрерывно с различными скоростями)

Если какая-нибудь достаточно «быстрая» молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Вылетевшие с жидкости молекулы образуют пар над ней. Оставшиеся молекулы будут двигаться, и при соударениях будут менять свою скорость. И эта скорость будет достаточна, чтобы покинуть жидкость. Этот процесс продолжается, и жидкость испаряется постепенно.

Скорость испарения зависит от нескольких причин. Попытаемся узнать эти причины.

Опыт 1 Намочить салфетку водой и спиртом (водой и растительным маслом)

Вывод: Скорость испарения зависит от рода вещества.

Примеры: жители северных районов смазывают лицо жиром, зимой рекомендуется пользоваться жирными кремами.

Опыт 2 Салфетку намоченную водой подержать над светящейся лампой или над электропечкой.

Вывод: Скорость испарения зависит от температуры жидкости

Примеры: высыхание лужи летом и осенью.

Опыт 3 Налить горячий чай в стакан и в блюдце

Вывод: Скорость испарения зависит от площади ее поверхности.

Примеры : встряхивание белья при развешивании, пьем чай из пиалы, блюдца.

Опыт 4 Капнуть капли спирта на салфетку, на одну салфетку дуть (ветер)

Вывод: При ветре испарение происходит быстрее

Примеры : дуем когда пьем чай, кушаем суп.

Пусть на столе находится сосуд с водой. Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости?

Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется? (Классная физика — демонстрация)

Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью.

А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

Опыт 5 На штативе с муфтой закрепить круглодонную колбу, закрыть резиновой пробкой, со вставленной в нее изогнутой стеклянной трубкой. На другом штативе прикрепить стеклянную пластину.

Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией

Конденсация сопровождается выделением энергии. Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаясь над землёй, образуют в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды. Выпадение росы в утренние часы.
Испаряются и твердые тела. Нафталин, который помогает нам избавиться от моли. Лед тоже испаряется, так как белье высыхает и в морозную погоду, но долго.

4. Закрепление ЗУН

1) Лукашик

№1096

№1097

№1099

№1100

№1102

№1103

№1104

2) Дидактические материалы (стр 16) №4, 5, 9, 12.

3)Тест

Согласны ли вы с утверждениями (ответьте да или нет)

  • Испарением называют переход молекул из жидкости в пар.
  • Испарение происходит при температуре кипения.
  • Если нет притока энергии к жидкости извне, то ее температура при испарении охлаждается.
  • Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее.
  • Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость.
  • Конденсация пара сопровождается выделением энергии.
  • 5.Домашнее задание


    §16,17

    Упражнение 9

    Файлы: 4 Подсолнухи Ван Гога.pptx
    Размер файла: 5327301 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология