Автор конспекта:
Автор(ы): — Мишкина Ираида Юрьевна
Место работы, должность: — МОУ «Большеаксинская средняя школа Дрожжановского мунищипального района Республики Татарстан»
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; ввести понятие насыщенного и ненасыщенного пара
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Физика 8 -Перышкин, Сборник задач — Лукашик, Иванова
Используемое оборудование: —
Компьютер,
Используемые ЦОР: —
Презентация в Power Point
Краткое описание: — Ход урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний. 3.Изучение нового материала. 4. Закрепление ЗУН. 5.Домашнее задание.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Тема: Испарение и конденсация.
Цели: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; ввести понятие насыщенного и ненасыщенного пара.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Задача
стр. 69 вариант 7 (3)
3.Изучение нового материала.
Послушайте стихотворение:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как этот процесс называют в народе?
Верно, Круговорот воды в природе.
Сегодня мы будем изучать явления, без которых процесс круговорота был бы невозможен.
Тема нашего урока : «Испарение и конденсация».
Из многих наблюдений видно, что количество воды, эфира, бензина, спирта, которое находится в открытом сосуде, постепенно уменьшается.
Но куда же она исчезает?
Верно, жидкость не может исчезнуть бесследно, она превращается в пар.
Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.
Существует 2 способа перехода жидкости в газообразное состояние:
-испарение
-конденсация
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
Давайте вспомним, как ведут себя молекулы жидкости?
(движутся непрерывно с различными скоростями)
Если какая-нибудь достаточно «быстрая» молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Вылетевшие с жидкости молекулы образуют пар над ней. Оставшиеся молекулы будут двигаться, и при соударениях будут менять свою скорость. И эта скорость будет достаточна, чтобы покинуть жидкость. Этот процесс продолжается, и жидкость испаряется постепенно.
Скорость испарения зависит от нескольких причин. Попытаемся узнать эти причины.
Опыт 1 Намочить салфетку водой и спиртом (водой и растительным маслом)
Вывод: Скорость испарения зависит от рода вещества.
Примеры: жители северных районов смазывают лицо жиром, зимой рекомендуется пользоваться жирными кремами.
Опыт 2 Салфетку намоченную водой подержать над светящейся лампой или над электропечкой.
Вывод: Скорость испарения зависит от температуры жидкости
Примеры: высыхание лужи летом и осенью.
Опыт 3 Налить горячий чай в стакан и в блюдце
Вывод: Скорость испарения зависит от площади ее поверхности.
Примеры : встряхивание белья при развешивании, пьем чай из пиалы, блюдца.
Опыт 4 Капнуть капли спирта на салфетку, на одну салфетку дуть (ветер)
Вывод: При ветре испарение происходит быстрее
Примеры : дуем когда пьем чай, кушаем суп.
Пусть на столе находится сосуд с водой. Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости?
Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется? (Классная физика — демонстрация)
Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью.
А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.
Опыт 5 На штативе с муфтой закрепить круглодонную колбу, закрыть резиновой пробкой, со вставленной в нее изогнутой стеклянной трубкой. На другом штативе прикрепить стеклянную пластину.
Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией
Конденсация сопровождается выделением энергии. Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаясь над землёй, образуют в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды. Выпадение росы в утренние часы.
Испаряются и твердые тела. Нафталин, который помогает нам избавиться от моли. Лед тоже испаряется, так как белье высыхает и в морозную погоду, но долго.
4. Закрепление ЗУН
1) Лукашик
№1096
№1097
№1099
№1100
№1102
№1103
№1104
2) Дидактические материалы (стр 16) №4, 5, 9, 12.
3)Тест
Согласны ли вы с утверждениями (ответьте да или нет)
5.Домашнее задание
§16,17
Упражнение 9
Файлы: 4 Подсолнухи Ван Гога.pptx
Размер файла: 5327301 байт.