Автор конспекта:
Автор(ы): — Яшина Евгения Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска», учитель физики и информатики
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — Повторить и закрепить понятия «модель», «моделирование», «компьютерное моделирование» из курса информатики и ИКТ; «сила трения покоя», «сила трения скольжения», «коэффициент трения» из курса физики; познакомить ребят с новым экспериментальным способом определения коэффициента трения скольжения с использованием математической компьютерной модели;вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, воспитывать культуру общения на уроке и при изложении собственных мыслей
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Методика работы с компьютерными курсами «Открытая физика» и «Физика в картинках» А. Ф. Кавтрев center.fio.ru/method/resources/kavtrev/11/fiz/op_metod.htm
Используемое оборудование: —
Проектор, интерактивная доскаи персональные компьютеры для учителя и учеников.
На демонстрационном столе: деревянная линейка, деревянный брусок, набор грузиков, динамометр, штатив
Используемые ЦОР: —
Краткое описание: — Данный урок проводится в рамках изучения темы «Понятие силы – как меры взаимодействия тел» в разделе «Законы механики Ньютона» в качестве закрепляющего. Главной его задачей является вывод формулы для расчёта коэффициента трения и получение значений этого коэффициента для различных веществ в результате выполнения виртуальной лабораторной работы на компьютере. Содержание урока: повторение и закрепление таких понятий, как «второй закон Ньютона», «сила трения», «коэффициент трения», «движение тела под действием нескольких сил», «проекции силы на координатную ось»; использование их при выводе расчётной формулы; выполнение виртуальной лабораторной работы и анализ полученных результатов с выводами. Для достижения выше перечисленных результатов предполагается использование презентации для интерактивной доски и персональных компьютеров для проведения работы каждым учеником индивидуально или в парах.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас готовыми к уроку. Я рассчитываю на нашу совместную плодотворную работу. Сегодня у нас необычный урок, а интегрированный. Мы с вами попробуем применить знания, полученные по теме «Моделирование» на уроках информатики для исследования одной из важнейших сил в природе — силы трения. При выполнении лабораторной работы вы самостоятельно на опыте определили коэффициент трения скольжения. Далеко не у всех получились результаты, сходные с табличными. А сейчас эксперимент будет проводить компьютер, нам лишь останется обработать результаты его измерений. Итак, цели нашего сегодняшнего урока, это повторить основные понятия раздела «Моделирование» по информатике, а также, определение, виды и свойства силы трения по физике и выполнить виртуальную лабораторную работу. Все готовы? Тогда начинаем!
II. Повторение ранее пройденного материала и подготовка к основному этапу урока.
Отвечаем устно на вопросы: (Слайд 1)
1) Что такое модель?
2) Какие виды моделей вам известны?
3) Какие виды компьютерных моделей вы можете перечислить?
4) Что общего и в чём различие понятий «математическая модель» и «компьютерная математическая модель»?
5) Как вы думаете, в каких случаях компьютерный эксперимент предпочитают лабораторному?
(После ответа на этот вопрос ребята сами должны прийти к выводу, что лабораторный эксперимент не всегда позволяет получить точный результат). При выполнении работы нам необходимо будет измерить угол наклона плоскости с как можно более высокой точностью, и на опыте сделать это довольно сложно. Но прежде, чем приступить к работе, повторим: (Слайд 2)
6) Что такое сила трения?
7) Какие виды силы трения вы знаете? Дайте определение каждой.
8) В чём заключается причина силы трения, какова её природа ?
9) От чего зависит величина силы трения?
10)Зависит ли она от формы и площади соприкасающихся поверхностей?
11)По какой формуле рассчитывается модуль силы трения скольжения?
12)Что такое коэффициент трения? От чего он зависит?
13)Сравните силу трения скольжения с силой трения качения и силой жидкостного трения.
Молодцы! Вы хорошо поняли эту тему, поэтому можно смело переходить к выполнению нашей виртуальной лабораторной работы. — III. Подготовка к выполнению работы.
Метод, которым мы сегодня воспользуемся для определения коэффициента трения, не описан в ваших учебниках, поэтому я заготовила специальные бланки с описанием работы и готовой расчётной таблицей. Они перед вами. Поставьте свою фамилию в правом верхнем углу. Отложите на время листочки и ручки и обратите внимание на демонстрационный стол.
(На столе горизонтально расположена деревянная линейка, на ней покоится брусок с двумя грузами )
Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов:
1. Какие силы в данный момент действуют на брусок?
2. Если я начну приподнимать один край линейки, что в этом случае произойдёт? Почему?
3. Брусок сразу же начнет скольжение?
4. Какая сила будет его удерживать до этого момента?
Опыт:постепенно поднимаю край линейки, брусок с грузами вначале покоится, а затем начинает скольжение.
Значит, при каком-то предельном значении угла наклона проекция силы тяжести станет больше силы трения, и тело придёт в движение. Рассмотрим на чертёже ситуацию, когда угол наклона предельный, т.е. тело ещё в покое, но перед самым началом движения. В этом случае сила трения покоя будет максимальной, а значит, практически равна силе трения скольжения. Расставим все силы, действующие на тело, и найдём их проекции. (Слайд 3)
Так как тело находится в покое, то векторная сумма действующих на него сил равна 0.Записываем это уравнение в проекциях на оси OX и OY. — Подставляя вместо Fтр и N их выражения, получим формулу для расчёта коэффициента трения μ. —
Таким образом, зная предельный угол, можно рассчитать значение коэффициента трения.
— IV. Выполнение лабораторной работы.
Закончите чертёж, приведенный на бланках, и вывод расчётной формулы.
А теперь открываем компьютерную математическую модель «Соскальзывание по наклонной плоскости» (Мои документы\IP 2000\Program\ip; Файл→Открыть→ Soskalz._po_nakl._ploskosti). (Слайд 4)
Для проведения эксперимента предлагаются 4 тела, изготовленные из различных веществ одинаковой массы. Вы должны поворачивать наклонную плоскость, увеличивая угол α. Ваша задача зафиксировать его предельное значение, после которого тело начнёт скользить. Угол можно увеличивать «грубо» и «точно». Поэтому, добивайтесь такого положения наклонной плоскости, при котором брусок будет соскальзывать равномерно. Параллельно измерениям заполняем таблицу.
(Выполняют работу, поочерёдно определяя значение угла для всех четырёх тел)
С помощью стандартной программы «Калькулятор» находим значения тангенсов всех углов, это и будут искомые коэффициенты трения.
(Ребята считают, заполняют таблицу)
V. Анализ результатов выполненной работы.
Давайте сравним полученные в работе значения с табличными (Слайд 5) (заполняем таблицу на интерактивной доске).
Для какой пары веществ коэффициент трения наименьший? (Для дерева и льда) Приведите примеры из жизни, где мы это используем (лыжи, сани легко едут по снегу и льду). А когда этот коэффициент самый большой? (для резины) Приведите примеры, подтверждающие это. Сформулируйте вывод и запишите его на бланках.
Ответим ещё на несколько вопросов: (Слайд 6)
1. Каковы преимущества этого способа определения коэффициента трения?
2. А недостатки?
3. Зависит ли коэффициент трения от угла наклона плоскости?
VI. Подведение итогов урока.
Как замечательно мы сегодня поработали! Давайте поведём итоги.
1) Какие понятия и формулы мы успели повторить?
2) Понравился вам метод, который мы использовали в работе?
3) Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?
4) Эти знания вам нужны, полезны?
5) Как вы, ребята, оцениваете нашу совместную работу, а свою собственную?
6) Что вам больше всего понравилось на уроке?
Сдаём листочки с выполненной работой мне на проверку.
VII. Объяснение домашнего задания.
Дома вам предстоит решить задачи№267, 268, 291 (задачник под редакцией Рымкевича А.П.).
VIII. Заключение.
Спасибо, ребята, за работу! Урок окончен, до свидания!
Файлы: program.rar
Размер файла: 3841357 байт.