Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Светлана Ивановна
Место работы, должность: —
МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки, учитель начальных классов
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Краткое описание: —
УМК Перспективная начальная школа
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Учебная тема: Какие растения весной цвести торопятся
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с раннецветущими растениями, обобщения знаний о жизни растений весной, выяснения причин их раннего цветения, уточнения знаний о жизни растений весной; способствовать развитию внимания и наблюдательности, мышления и речевых умений.
Планируемые результаты обучения:
- научатся отличать раннецветущие растения от остальных; устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; получат возможность научиться оберегать редкие и исчезающие растения родного края.
- Адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
- : обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с участием различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация «Какие растения весной цвести торопятся», компьютер, проектор, учебник окружающий мир 1 класс, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельной работы Окружающий мир в вопросах и заданиях, 1 класс Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.
Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра!
-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!
Н.Некрасов
- О чем это стихотворение?
- Какие приметы весны называет автор стихотворения?
- Сегодня мы узнаем о жизни растений весной, о том, какие растения цветут раньше других.
- Рассмотрите центральный рисунок. Какое время года здесь изображено? (Весна)
- Маша и Миша приглашают нас совершить путешествие на вертолете. Все готовы? Итак, в путь.
- Можно ли увидеть с вертолета, какие деревья цветут раньше весной?
- Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми шарами, у осины – нежный зеленоватый цвет. Давайте спустимся вниз и поближе познакомимся с цветущими деревьями и кустарниками. Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 48.
- Какие цветущие деревья здесь изображены? (Орешник, ива, осина)
-Есть ли листья на этих цветущих деревьях? (Пока распустились только цветочные почки.)
- Сравните цветы орешника, ивы, осины.
- На разных растениях сережки разные: на одних – желтоватые, на других – зеленоватые. На голых веточках ивы видны «пуховики» — пушистые сережки. На голых веточках орешника распустились первые цветки, серые хвостики.) Когда орешник отцветает, сережки отваливаются, и каждый цветок превращается в орех. На веточках осины тоже появляются сережки. Вначале они короткие, плотные, а затем удлиняются и становятся похожими на волосатых гусениц.
Физкультминутка
Раннею весною в нынешнем году
Я сама сажала вишенку мою.
А теперь взгляните: обогнав меня,
Выросла за лето вишенка моя.
Г.Бойко
- Как вы думаете, почему эти травянистые растения уже цветут?
- Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслоняет свет.
- Какие же особенности позволяют им так рано зацветать? Ведь большинство растения цветет летом.
-Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению еще под снегом, который защищает их от холода. Под снегом не так уж и тепло, всего – около нуля градусов (при такой температуре замерзают лужи), но растениям много не нужно, самое главное, чтобы почва не промерзла. Если вдруг и промерзнет почва, то для растений это не беда, они хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Во время небольших морозов сахарные растворы не замерзают.
- Неужели первым весенним цветам не холодно?
- Конечно, раннецветущим растениям холодно, но они защищаются, как могут.
- Какие травянистые растения Миша и Маша видят на лесной полянке?
- Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 49. Опишите внешний вид каждого цветущего травянистого растения.
- Почему эти цветы так назвали?
- рвоцвет – необыкновенное растение. Если соцветие его, похоже на связку ключей, то листья похожи на молодого барашка, они такие же курчавые. Вот почему это растение называют ещё баранчиком. ( Латинское название первоцвета – примула.)
- еченочница – украшение весеннего сада. Это длительное нарядное цветение, которое невозможно не заметить. Аккуратные округлые кустики с зимне-зеленой листвой цветет в конце апреля — начале мая.
- Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому оно так и называется.
- Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Верхняя сторона его совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.
- Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому ее и назвали хохлаткой.
- Прострел весенний, или сон-трава очень похож на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены.
Работа в печатной тетради (с. 33).
- Выберите рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной. Подпишите их названия.
- Если вы знаете, как выглядит цветок, раскрасьте рисунки.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, те, кто сделал все верно, поставьте в тетради знак «+».
Конкурс «Растения весной».
- Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими анна трилистник. (Печеночница.)
- Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать? (Орешник.)
- На ее ветках весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает краснеть. (Ива.)
- Один из самых ранних первоцветов в наших лесах, появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда холодно и ветрено. Его цветок как будто дрожит на ветру. (Ветреница.)
- Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, потому что основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)
- Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)
- Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие деревья цветут еще до распускания листьев?
- Какие растения цветут ранней весной?
- Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
Файлы: Какие растения весной цвести торопятся.pptx
Размер файла: 2760581 байт.