Автор конспекта:
Автор(ы): — Русанова Н.И.

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ № 65" г. Улан-Удэ

Регион: — Республика Бурятия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Классный час

Классный час «Республика Бурятия– частица России»

Цели — патриотическое воспитание учащихся, становление гражданско-нравственной позиции подрастающего поколения на примере истории и культурных ценностей родного края, малой Родины

Задачи:

1) развитие познавательных способностей учащихся;

2) расширение представления учащихся об истории и культурных ценностях малой Родины;

3) знакомство с профессиями предприятий города;

4) развитие кругозора учащихся, наблюдательности, коммуникативных способностей учащихся;

5) воспитание культуры общения.

Предварительная подготовка

1. Посещение учащимися Этнографического музея, музея ЛВРЗ, железнодорожного музея, музея авиационного завода.

2. Комплектование трех творческих групп учащихся для создания информационного отчета о проведённых экскурсиях с использованием компьютерных презентаций:

3. Задание для коллектива родителей — подготовка материала об ОАО РЖД

4. Выбор ведущих из числа учащихся, распределение ролей.

5. Оформление выставки художественно-познавательной литературы о достопримечательностях г.Улан-Удэ

6. Выпуск стенных фотогазет об экскурсиях.

Оборудование для проведения классного часа:

— мультимедийное компьютерное оборудование;

— звуковое оформление;

— выставка художественно-познавательной литературы, стенные фотогазеты.

Ход классного часа

1) Вступительное слово.

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости. Вы присутствуете на нашем классном часе «Республика Бурятия – частица России». Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры — конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.

В 16-м веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток. Крупные исторические события, надвигавшиеся в сторону Байкала, коснулись судьбы народов, обитавших на этих территориях. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии — Улан-Удэ.

Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточ ной Азии, привели в 18-19 веках к интенсивному экономическому развитию региона.

Улан-Удэ расположен в Восточной Сибири в 4 435 километрах к востоку от Москвы, в 75 километрах к юго-востоку от озера Байкал. Улан-Удэ – столица Бурятии, транспортный узел, речная пристань. Численность населения (2011): 404 000 жителей. Разница во времени между Москвой и Улан-Удэ составляет пять часов.

История Улан-Удэ берет начало весной 1666 года, когда у слияния рек Уда и Селенга отрядом служилых людей под командой Гаврилы Ловцова было построено Удинское зимовье, предназначавшееся для сбора ясака. В 80-х годах XVII века через Удинский острог пролег маршрут русских торговых караванов, державших путь в Китай.

Во второй половине столетия город превратился в значимый торговый центр Забайкалья. С 1786-го здесь ежегодно проводились две ярмарки. Развитию торговли способствовало удобное расположение: город был построен на судоходной реке с удобной пристанью. Через Кяхту и Верхнеудинск велась торговля с Китаем. Развивались ремесла – открывались кустарные мастерские, мыловаренные, салотопенные, мукомольные заводы. При этом основными занятиями населения оставались торговля и перевозка товаров, огородничество и хлебопашество.

Промышленное развитие шло медленно: в 1880-м в городе насчитывалось пять мелких предприятий: мыловаренный, кожевенный и три салотопенных завода, которые обеспечивали работой всего 19 горожан. В 1880-х в Верхнеудинске открылись первая публичная библиотека и городской общественный банк. В 1899 году через город была проложена Транссибирская магистраль. К началу следующего года было построено крупное паровозное депо.

В 1906-м был возведен деревянный мост через Уду. В 1910-м введен в эксплуатацию стекольный завод. В 1912-м на городских улицах появились первые автомобили, начался процесс телефонизации. Формировалась сфера образования.

В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ. В 1940-м появились первые маршруты общественного транспорта. Во время Великой отечественной войны городская промышленность выполняла оборонный заказ; в Улан-Удэ было развернуто несколько госпиталей.

В настоящее время в структуре городского промышленного производства наибольший удельный вес имеют машиностроение, пищевая промышленность и строительный комплекс. В число ведущих промышленных предприятий входят Улан-Удэнский авиационный завод, Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, Улан-Удэстальмост, Улан-Удэнское приборостроительное объединение, макаронная фабрика "Макбур", кондитерская фабрика "Амта", мелькомбинат, хлебозаводы, ОАО "Молоко", ОАО "Бурятмясопром", ЗАО "Кондитерпром" и так далее. Развиты энергетика, лесная промышленность, легкая промышленность.

Промышленность республики вносит большой вклад в развитие России.

Ведущий 2: Город Улан-Удэ включен в список наиболее ценных городов России — в городе 234 памятника истории, искусства и архитектуры и градостроительства. Улан-Удэ является центром национальной культуры и образования. Здесь успешно работают четыре высших учебных заведения: Бурятский государственный университет, Сельскохозяйственная академия, Восточно-Сибирский технологический университет — крупнейший в Забайкалье ВУЗ. Пять профессиональных театров: БТОиБ, Бурятский государственный академический театр драмы им. X. Намсараева, Государственный русский драматический театр им. Н. Бестужева основанный в 1927 году, республиканский театр кукол «Ульгэр», и молодежный художественный театр драмы. К числу историко-архитектурных памятников Улан-Удэ принадлежит Свято-Одигитриевский собор – православный храм Бурятской епархии, строительство которого завершилось во второй половине XVIII века. Другие достопримечательности: Этнографический музей народов Забайкалья, Музей природы Бурятии, Музей истории Бурятии, Художественный музей, Геологический музей, Музей истории города Улан-Удэ, Музей Бурятского научного центра СО РАН.

Ведущий 1: Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Музей занимает территорию площадью 37 гектаров. В музее собрано более 40 архитектурных памятников. В музейных фондах хранится свыше 11 тысяч экспонатов.

Археологический комплекс музея состоит из закрытого павильона и открытой площадки. На открытой площадке расположены каменные плиточные могилы, каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д.Первый могильник хуннской культуры был обнаружен в 1896 году в Ильмовой пади Кяхтинского района. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки.В закрытом павильоне демонстрируются образцы, привезённые с Нижне-Иволгинского хуннского городища.

В Эвенкийском комплексе демонстрируются чумы, лабазы, эвенкийская утварь.

Бурятский комплекс состоит из юрт (как деревянных так и войлочных), и культового буддийского сооружения — дугана.

В Предбайкальском комплексе демонстрируется усадьба бурята-казака, дом-зимник богатого бурята С. Б. Сафронова. Дом-зимник был построен в 1900 году в селе Хореты (ныне Нукутский район Иркутской области). Перевезён в музей в 1975 году.

Старожильческий комплекс состоит из домов пашенного крестьянина и казачьего атамана. Одна из самых интересных экспозиций музея. Экспозиция состоит из домов старообрядцев-семейских, сосланных в Сибирь в XVIII веке. Выстроена типичная улица односторонней застройки конца XIX — начала XX века. Комплекс состоит из дома зажиточного крестьянина со всеми надворными застройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца. В небольшом удалении расположена старообрядческая часовня.

В городском комплексе демонстрируются дома старого Верхнеудинска. Городской дом с мезонином был построен в 1900 году в Верхнеудинске. Находился на улице Почтамтская № 22. Перевезён в музей в 1978 году. Восстановлен с отступлениями от первоначальной архитектуры. Дом принадлежал чиновнику. В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала XX века .Дом коридорного типа. Находился на улице Ленина №67. Построен в 1909 году. Двухэтажное здание предназначалось для сдачу в аренду меблированных комнат. Дом перевезён в музей в 1979 году.

Художественный музей им. Сампилова основан в 1944 году. Открытие музея в период Отечественной войны с фашисткой Германией стало большим событием в культурной жизни республики и предвестником приближающееся Победы. Постоянно действующие экспозиции:

1. «Русское искусство к. XVIII – нач. XX вв.» — представлены произведения Владимира Боровиковского, Карло Бартоломео Растрелли, Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Федора Моллера, Василия Тропинина и многих других известных мастеров XVIII – XX вв.

2. «Передвижники». Середина XIX века. Известный бунт «четырнадцати». Кто же эти бунтари? Это художники, которые несли культуру и искусство в народные массы. Их имена – Николай Ярошенко, Иван Шишкин, Владимир Маковский, Архип Куинджи, Василий Перов.

3. «Бурятское изобразительное искусство 20-50-х гг.» работы основоположников бурятского изобразительного искусства: А. Хангалова, И. Аржикова, Г. Эрдэнийна, И. Дадуева, Р. Мэрдыгеева, Ц. Сампилова, и др.

Чтец:

Город мой любимый,

Родина моя

Ты такой красивый

Я люблю тебя

Тобой единым я живу,

О город мой, моя награда

Люблю твою я кутерьму,

Твои салюты и парады,

Театры, площади, музеи

Я уважаю,свято чту

Улан-Удэ, с тобой радею,

Осмыслил ты мою мечту

Лишь здесь мне дышится легко

Ведь ты мне очень дорог

И так не радует ничто

Как мой любимый город. Сафиуллин Сергей Валерьевич, 17 лет:

2) Ведущая 1: Каждая группа представляет свою презентацию.

3) Беседа с учащимся по вопросам:

— Какая промышленность преобладает в Бурятии, Улан-Удэ?

— Какие профессии наиболее востребованы?

— Какие учебные заведения позволят познакомиться с профессиями данных предприятий?

4) Рефлексия. Учащимся предлагается отметить на карте города Улан-Удэ флажками те места, где они уже побывали. Таким образом намечаются области, которые учащимся еще предстоит посетить и узнать.

Файлы: Бурятия.ppt
Размер файла: 3765248 байт.

Рубрики: Другие Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология