Автор конспекта:
Автор(ы): — Кокурина Вера Васильевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №7 г Павлово, зам директора по учебной работе, учитель истории
Регион: — Нижегородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — Обучающие — знакомство учащихся с правлением Владимира Святославича; дать понятие о крещении Руси, сформировать понимание необходимости перехода от языческой веры к христианству, раскрыть особенности христианской религии. Развивающие — развитие творческого воображения и творческой активности, образного и логического мышления; познавательного интереса учащихся; развитие навыков исторического анализа. Воспитательные – воспитание любви, интереса к родной истории
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 6
Используемые учебники и учебные пособия: —
А.А.Данилов . Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца 16 в
Используемое оборудование: —
Учебник, карта, исторические докумены, индивидуальный "Лист знаний"
Используемые ЦОР: —
презентации,
Краткое описание: — На уроке истории России в 6 классе по теме "Крещение Руси", широко используются презентационные материалы учителя, справочный материал для ученика. По ходу урока учащиеся заполняют "Лист знаний", в который включены задания для самостоятельной рабрты типа: Соотнеси даты и исторические личности, выпиши названия городов, вблизи каких городов проходил торговый путь, выпиши направления походов Владимира Святославича и др. Для домашнего задания можно предложить поработать совместно с родителями над темой "Как проходит обряд крещения в наши дни". Как проходит обряд крещения в наши дни. Как проходит обряд крещения в наши дни.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока. Мотивация учащихся.
Учитель: – Ребята! Мы продолжаем виртуальное путешествие в Страну «Мир вокруг нас», будем вести разговор о жизни наших предков – славянах, живших в Древней Руси 9 века. Во время виртуального путешествия будем пользоваться «Листом знаний».
Приложение 1 «Лист знаний»
На экране план изучения темы «Князь Владимир и принятие христианства Руси».
1. Русь во времена правления Рюриковичей.
2. Крещение Владимира Святославича и принятие христианства на Руси.
3. Принятие христианства – важное событие для Древней Руси.
2. Актуализация знаний. Введение новых знаний.
2.1 Русь во времена правления Рюриковичей.
Учитель: – Монах Нестор в своей летописи «Повесть временных лет» рассказал нам и о происхождении славян, о нашествии кочевников, об образовании первых славянских княжеств.
— Как выдумаете, почему возникла необходимость объединения разрозненных славянских племен в княжества?
(Сообща легче было отражать нашествия врагов).
— Кто основал первую княжескую династию на Руси, начавшую объединение славянских племен? (Рюрик)
Приложение 2 Материалы для ученика «Кто такие Рюриковичи»
— Ознакомимся с материалами, которые рассказывают о правления династии Рюриковичей.
— Заполните династическую ленту (с 862 по 1015г) «Листа знаний», задание №1
Работа с картой учебника
Приложение 3 Материалы для учителя «Торговые пути на Руси»
— Покажите территории, которые занимала Русь в 9 веке.
— Назовите соседей Древнерусского государства.
— Покажите по карте торговый путь.
— С какими государствами могли торговать русичи.
— Выпишите названия городов, вблизи каких городов проходил торговый путь, шли торговые купеческие караваны? Используйте «Лист знаний» задание №2.
(Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль).
Учитель: – Этот путь назывался «из варяг в греки». В местах, где купцы останавливались для отдыха и торговли, появлялись первые русские города. В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов.
В дошедших до нас письменных источниках IX-X веков упоминают, по крайней мере, 24 русских города, но учёные считают, что значительно больше. Киеву, стоящему на крутом берегу Днепра суждено было стать столицей Древней Руси. Во времена Рюриковичей, к середине 11 века Русь занимала пространства от Балтийского до Черного морей.
Работа с учебником «Карта Древней Руси 9 – 11 веков»
Учитель: – Пользуясь картой учебника, сравните границы древнерусского государства в разные отрезки времени.
— Что можно сказать о территориях, освоенных русичами к 11 веку.
Учитель: – Восточные славяне не только расширяли границы своих владений, обкладывали данью соседские племена, воевали с недругами, но и ходили походами на Царь-град (так называлась тогда столица Византии – Константинополь).
Приложение 4 Презентация «Византия»
Учитель: – После гибели Святослава на киевский княжеский престол взошел
Владимир Святославич. Время было неспокойным. На огромном расстоянии в степях Дона и Волги селились кочевые племена. Неоднократно нападали они на южные земли Руси, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. Князь Владимир – собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников; и целью его походов было не столько завоевание новых земель, сколько защита Руси от внешних врагов.
Приложение 5 Презентация «Владимир Красное Солнышко»
Приложение 6 Материалы для учителя «Владимир Святославович»
Учитель: – Используя карту презентации «Русь во времена Владимира», выпиши направления походов Владимира Святославича. («Листа знаний», задание №3)
Учитель: – Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил он Русь в великую державу, о которой с уважением говорили в Европе и Византии. И в летописи, и в русских былинах Владимир выступает как могучий государь, который заботился о своей дружине и пользовался ее любовью и уважением. Заботился и о русском народе. Древнерусское государство вступило в пору своего расцвета.
2.2 Крещение Владимира Святославича и Руси.
Учитель: – Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский.
— Что такое религия? (Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им).
— Вспомним, почему славяне верили в духов, и их верования были тесно связаны с природой? (Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, земледелии и скотоводстве. Поэтому и верили в духов) .
— Каких древнерусских богов вы помните? («Листа знаний», задание №4)
— Как называется поклонение множеству богов? (Языческой верой (религией).
Учитель: – Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения. Владимир пытался свести верования различных племен в одно. Начал он с того, что в Киеве, возле своего дворца, соорудил место — пантеон (что означает «все боги»). Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.
В «Повести Временных лет» содержится подробный рассказ о выборе веры.
Приложение 7 Легенда о Выборе веры
Сообщение ученика
(К X веку многие народы и государства Русь окружали. Решил Владимир пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет….).
Учитель: – Князь Владимир решил, что если Русь станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Русь давно имела прочные связи с христианской Византией. К тому же княгиня Ольга — бабушка Владимира также была христианкой.
Приложение 8 Материалы для учителя «Когда произошло Крещение на Руси»
Учитель: – Согласно легенде, Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г., а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ. По приказу Владимира в Киеве «на холме» были опрокинуты идолы во главе с Перуном. Деревянную статую верховного божества проволокли по городу и сбросили в Днепр. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой. Он объявил через гонцов: «Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг». В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за обрядом крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Учитель: – Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.
Приложение 9 Презентация «Киев»
3. Систематизация знаний, применение усвоенного, закрепление изученного
3.1 Принятие христианства – важное событие для Древней Руси.
Звучит «Литургия Иоанна Златоуста» («Придите, поклонимся…») П.И.Чайковского.
Учитель: – в 1988г. отмечалось 1000-летие крещения Руси. Однако эта дата условна. Почему?
-Так что же такое крещение?
(Высказывания детей.)
Учитель: – В словаре Ожегова написано так: “Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”
— Легко ли было народу принять новую веру?
— Тогда почему почетно именуется князь Владимир – Красное Солнышко, Владимир Святой?
Работа с учебником
Учитель: – Какое значение имело принятие христианства для дальнейшего развития русских земель. Выскажи свое мнение. («Листа знаний», задание №5)
(Предполагаемые ответы детей. Принятие христианства укрепило власть князя над всеми поданными. Укрепляло и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.).
Учитель: – Вместе с христианством Русь приняла письменность на основе славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием в IX веке. Обретя письменность, Русь получила доступ к византийской книжной культуре. Христианство способствовало также развитию образования, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры. Так как новая вера требовала длительных постов и вводила пищевые ограничения, на Русь проникают новые огородные культуры, которые начинают возделываться в монастырских хозяйствах. Сразу же после крещения Руси Владимир начал отдавать детей на обучение монахам.
4. Проверка знаний.
Приложение 10 Проверочный тест.
1. Кто автор древнейшей летописи: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, и откуда русская земля есть…».
2. Соотнеси богов. Соедини линиями.
Перун
Даждь – бог
Стрибог
Велес
бог грома и молнии.
бог скота
бог ветра.
бог солнца.
3. О каком событии говорит отрывок из летописи?
«Затем послал князь по всему городу сказать: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом…”
4. Найди лишнее слово: Христианство, Киевская Русь, крещение, дань.
5. Вставь дату события, имя князя.
дата _____ князь ______________ крещение Руси
6. Какой город являлся столицей России в 10 веке? (Новгород, Киев, Владимир?)
5. Домашнее задание.
Учитель: – Выполни задание №6 «Листа знаний и расскажи, как проходит обряд крещения в наши дни". При выполнении задания можешь задать вопрос знающим людям. Прочитай текст учебника.
Файлы: Урок истории в 9 классе.doc
Размер файла: 56320 байт.