Автор конспекта:
Автор(ы): — Абашева Татьяна Викторовна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Алексашкино»
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
1) расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии;
2)показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;
3) развивать навыки анализа поэтического текста;
4) формировать культуру восприятия поэтического слова.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Е.В.Карсалова. Стихи живые сами говорят… М. «Просвещение» 1990г.
2. Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Проза. Письма. М. «Советская Россия» 1988г.
3. И.А.Бунин. Листопад. М. «Просвещение» 1992г.
Используемая методическая литература: —
1. Е.В.Карсалова. Стихи живые сами говорят… М. «Просвещение» 1990г.
2. Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Проза. Письма. М. «Советская Россия» 1988г.
3. И.А.Бунин. Листопад. М. «Просвещение» 1992г.
Используемое оборудование: —
портреты поэтов, репродукции картин русских художников, ИКТ, ТСО (Чайковский П.И. «Времена года»)
Краткое описание: — Урок расширяет представление учеников о русской пейзажной поэзии, показывает, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, развивает навыки анализа поэтического текста, формирует культуру восприятия поэтического слова.
I.Начало урока
II. Закрепление полученных знаний о поэзии
Учитель: Обратимся к записанному на доске вопросу. Вы уже много читали, учили наизусть стихи русских и советских поэтов. Вы представляете себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего же, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обычной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму! Зачем же нужна поэзия? («Из стихов легко можно сделать песню», «В стихах всегда пишется о хорошем. В рассказах плохое бывает: про ссору или что-то случилось с героем. А в стихах все самое красивое, лучшее»).
Для того, чтобы лучше это понять, послушаем сказку (на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года»):
«Жил-был город. Дома в нем были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые давние жители легко могли в них заблудиться. Город был большой, люди в нем жили разные, но каждый, кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что все они очень похожи, и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.
Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда солнце закрывалось тяжелыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Если они видели поскользнувшегося и упавшего человека, они могли засмеяться. Но никто из них не улыбнулся от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.
Но ведь все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Это был обыкновенный человек, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чем-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чем шелестят между собой деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными, вроде таких:
Не то, что мните вы, природа-
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
И был в этом городе большой старый сад. В нем росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, полезно дышать воздухом, насыщенным кислородом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, приходил, чтобы полюбоваться красотой сада.
Стоило ему появиться, как к нему опускали свои ветки деревья, к нему тянулись головки цветов, только для него пели птицы. Ведь чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом рассказать. И благодарный сад становился прекрасней, открывал человеку свои тайны…»
Учитель:Представьте себе… Сентябрь. Облетают листья. Ночью был первый заморозок. Еще вчера цвели георгины. А сегодня? Что случилось с ними?
Как сказали бы об этом жители города? Они подумали и сказали бы: «Цветы завяли, надо их вытащить и вскопать клумбу». А наш чудак, посмотрев на цветы, написал:
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Учитель:Какие слова в этих строчках кажутся вам необычными, неожиданными? (Дохнул сентябрь) Как вы думаете, почему именно это слово выбрал наш герой? (Георгины поникли, опустили свои головки, кончики лепестков почернели, как будто обгорели)
Учитель:Пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое, и читает стихи.
Звучит начало поэмы И.А. Бунина «Листопад»
(Кончая словами «И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой»)
Учитель:Какое настроение вызывает у поэта осень? (Ощущение красоты, торжественности, покоя и легкой грусти)
Учитель:Перечитаем описание леса. Какие краски увидел поэт? Докажите, что лес кажется прекрасным, сказочным. А какие строки вызывают у вас чувство легкой грусти? Как вы думаете, почему поэт назвал осень тихой вдовой? Кто такая вдова? Словарная работа: (Вдова — это женщина, потерявшая мужа. Она чаще всего немолода. В то время, когда вокруг праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень – пора увяданья — напомнила поэту такую женщину.) Но несмотря на легкую грусть, осень в этом стихотворении праздничная. Чтобы убедиться в этом, еще раз послушаем стихотворение.
Учитель:Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю, закрывает ее белым пологом. Деревья в лесу стоят «по колено», а то и по пояс в снегу. Зимнее солнце не согревает землю, а еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.
Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…».
Учитель:Ребята, посмотрите на репродукции с двух картин: И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь» Какая из них больше соответствует прочитанному стихотворению по настроению?
(На обеих картинах изображен прекрасный зимний лес, но картина И.Грабаря яркая, пронизанная солнцем и морозом, больше соответствует сказочной интонации стихотворения)
Учитель:Как поэт называет зиму? А какой русский поэт называл зиму, тоже волшебницей? Почему автор говорит о лесе «не мертвец и не живой»? Какое слово, стоящее рядом, помогает ответить на этот вопрос? (Это слово «сном волшебным». Лес безмолвен, неподвижен. Он спит до весны, когда его разбудит солнце)
Учитель:Наш чудак тоже любовался красотой зимней природы. Но ждал самого лучшего времени, когда она проснется под лучами солнца. И видел то, чего не видели другие люди. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближение весны.
Ученик читает первую часть стихотворения Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…»
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Учитель:Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении?(Вероятно, о марте) Как вы понимаете строчки «Воздух уж весной дышит»?(Воздух слегка нагревается под теплым солнышком, налетает легкий ветерок, в котором чувствуются запахи весны) Как вы понимаете последнюю строку? Что представляете, когда ее слышите? (Возникает картина весеннего солнца на ярко-голубом небе)
Чтобы убедиться в этом, еще раз послушаем стихотворение.
Учитель:Видите, как прекрасна природа в любое время года! И чудаку, который умел видеть ее красоту, радоваться ей, она открывала что-то новое. Чудак хорошо знал жизнь птицы и зверя, умел понять горе и радость любого живого существа, потому что чувствовал их горе и радость, как свои. И даже игрушку он мог сделать живой, рассказать о ней удивительную историю.
Звучит стихотворение В.А. Луговского «Медведь».
Учитель:Понравилось стихотворение?
Комментарий: «Вы, наверное, раньше, когда были маленькими, очень любили замечательную игрушку – плюшевого медведя. Вот и маленькая героиня стихотворения его очень любит. Ведь эта девочка так одинока! Представьте себе, как тяжело оставаться маленькой девочке дома одной, да еще ночью, да еще в праздник.
Кто твою хозяйку приголубит?
Мать с отцом встречают Новый год,
Домработница танцует в клубе,
К девочке мохнатый сон идет.
И единственный ее друг, единственная радость – плюшевый медведь, которого ей подарили на Новый год.
Девочка засыпает, и ей то ли чудится, то ли снится, будто ее любимый медведь куда-то уходит:
Но в двенадцать, видя свет фонарный,
Зверь пошел по лезвию луча,
Очень тихий, очень благодарный,
Ножками тупыми топоча.
Учитель:Куда же уходит медведь?
Сосны зверю поклонились сами,
Все ущелье начало гудеть.
Поводя стеклянными глазами,
В горы шел коричневый медведь.
Учитель:Неужели зверь навсегда уйдет от своей маленькой хозяйки, которой так одиноко, которой он так нужен? Нет, ведь сон добрый, новогодний. Медведю скажут, что нельзя бросать девочку:
Ты лежи, медведь, лежи в постели,
Лапами не двигай до зари
И, щеки касаясь еле-еле,
Сказки медвежачьи говори.
Путь далек, а снег глубок и вязок,
Сны прижались к ставням и дверям,
Потому что без полночных сказок
Нет житья ни людям, ни зверям.
Учитель:Вот какой вывод делает поэт: ни людям, ни зверям нет жизни без сказки, без фантазии, а значит, и без поэзии. Послушаем стихотворение еще раз.
Учитель:Вот какие стихи рождались у чудака, когда он бродил по городу и саду, когда вспоминал виденное и слышанное раньше. Его стихи слушали деревья в саду, звери и птицы. А люди не хотели слушать и понимать их. Но ведь человеку очень трудно живется, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушел из города. Он ушел искать людей, близких ему. Ему было очень больно покидать сад, и он ушел, даже не попрощавшись с ним. А сад ждал своего друга. Без него повяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Жители города не могли понять, отчего это происходит. Но вот один из них вспомнил, что сад начал погибать тогда, когда ушел из города чудак. И тогда эти люди кинулись разыскивать его и сказали: «Погибает наш сад. Верни нам его». Чудаку жаль было своего друга – сад, и он вернулся. Он вошел в умирающий сад, и …случилось чудо. Он шел, и на глазах изумленных жителей города оживали цветы и деревья, начинали петь птицы. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад. Поняли они и того, кто вернул им красоту и радость. Они больше никогда не будут называть его чудаком. А будут называть – как? Поэтом. Ведь это поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее, передает ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам. И когда люди поняли, зачем нужна поэзия, они полюбили стихи чудака и других поэтов: А.А. Фета, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, В.А. Луговского и многих других.
И когда жители города гуляли по своему саду, который стал еще гуще и был прекрасен в любое время года, они часто вспоминали эти стихи.
Учитель:Давайте и мы с вами вспомним и прочитаем ваши любимые стихи о природе. Представим, что мы идем по весеннему саду или лесу. Какие стихи вспоминаются вам? (Дети читают свои любимые стихи о природе)
III. Подведение итогов урока