Автор конспекта:
Автор(ы): — Танеева Ирина Викторовна
Место работы, должность: —
МОБУ "Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А."
учитель русского языка и литературы
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
1) познакомить учащихся с произведениями русских писателей, художников и композиторов о роднойприроде, дать понятие о «пейзажной» лирике;
2) развивать умение анализировать лирическиепроизведения, навык выразительного чтениястихотворений о родной природе;
3) воспитывать любовь к природе, бережное отношениек ней.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 22
Используемые учебники и учебные пособия: —
Сборники стихотворений А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, И.А.Бунина, М.Исаковского, Вс.РождественскогоА.Майкова, тексты Н.Сладкова и М.Пришвина.
Используемая методическая литература: —
Методическое пособие по литературе под ред.Коровина, "Поурочное планирование по литературе 6 класс" под ред.Коровина.
Используемое оборудование: —
проектор, экран, ноутбук
Используемые ЦОР: —
Музыкальный цикл "Времена года" П.И.Чайковского и репродукция картин И.Левитана, И.Шишкина взяты с интернета.
Краткое описание: —
Урок олитературы расчитан на аудиторию 6 класса. Прививает любовь к родной природе, музыке, живописи. На уроке применялись приемы ТРКМЧП: синквейн, групповая дискуссия, 5-минутное эссе. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цели.
Тема урока: Природа в изображении русских писателей
Цель урока: 1) познакомить учащихся с произведениями русских
писателей, художников и композиторов о родной
природе, дать понятие о «пейзажной» лирике;
2) развивать умение анализировать лирические
произведения, навык выразительного чтения
стихотворений о родной природе;
3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение
к ней.
Оборудование: сборники стихотворений А.С.Пушкина, Ф.Тютчева,
И.А.Бунина, М.Исаковского, Вс.Рождественского,
А.Майкова, тексты Н.Сладкова и М.Пришвина,
музыкальный цикл «Времена года» П.И.Чайковского,
репродукции картин И.Левитана и И.Шишкина, презентация.
Ход урока.
1.Сообщение темы и цели урока.
«Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь,
поймите её язык: в тихом шелесте леса,
в песенках зимней вьюги или в звонком говоре
весенних ручьёв.
Что может быть прекраснее всего этого?»
Георгий Скребицкий
- О чем мы с вами будем говорить, определите тему урока?
2. Вступительное слово учителя.
Родная природа – второй наш дом.
-Раз это урок литературы и тема связана с природой, то какие же цели мы поставим перед собой?
Перед вами репродукции картин великих русских художников: И.Левитана, И.Шишкина. Этих художников называют художниками-пейзажистами.
- Что означает слово пейзаж?
Сообщение учащегося.
Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой-либо местности и картины природы, картины природы художников. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвящённые изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».
В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают своё отношение к ней, передают свои впечатления от неё, любовь к родной земле.
-Давайте составим СИНКВЕЙ на тему ПРИРОДА
Природа.
Удивительная, красивая.
Окружает, бережется, сохраняется.
Материальный мир Вселенной.
Человек.
Сообщение учащихся.
Нам хорошо известно имя великого русского поэта А.С.Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин в своём творчестве. Но больше всего любил Пушкин осень. Она вызывала у поэта прилив творческих сил, бодрости и вдохновения:
И с каждой осенью я расцветаю вновь…
Здоровью моему полезен русский холод…
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
У Пушкина осень всегда золотая, «богатая», одетая в багрец и золото…
Какие чудные слова Пушкина об осени: пышное природы увяданье! Вдумайтесь… И какая близкая и знакомая нам природа на картине Левитана «Осень».
Групповая дискуссия по картине.
- Вам нравится эта картина?
- Что вас в ней привлекает?
- По каким признакам мы можем определить, что на картине Левитана изображена осень?
- Каким настроением пронизана работа художника?
Используйте слова и сочетания из стихотворения Пушкина, описывая природу.
Сентябрь – первый месяц осени. Ф.Тютчев об этой поре писал так:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
- Почему это время осени поэт назвал «дивной порой»?
- Какой день можно назвать хрустальным?
- Что значит лучезарны?
«Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно». Так описывает лес осенью писатель Н.Сладков.
А вот таким увидел лес осенью И.Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеною
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
- Назовите краски осени, увиденные поэтом.
- Какое настроение у лирического героя, как вы о нём догадались?
- Терем, оконца… Почему в стихотворении об осени Бунин использует эти слова?
- Как вы думаете, справедливо назвать осень, которую нарисовал поэт, тихою вдовою?
Трудно представить сентябрь без цветов! И среди их множества – астра. Послушайте историю этого цветка.
Сообщение учащегося.
В начале XVIII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в парижском ботаническом саду, и растение расцвело красивым лучезарным цветком с жёлтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта различной окраски. И спустя 22 года расцвёл невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астра!», что значит по-гречески «звезда». С тех пор этот цветок стали называть астрой.
Этому прекрасному цветку посвятил своё стихотворение Вс. Рождественский:
Осень над парком тенистым ложится
Золотом клёнов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкнули птицы.
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.
Астру с прямыми её лепестками
С древних времён называли «звездой»,
Так бы её вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
Сохранилось предание, что астра выросла из пыли, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звёздную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шёпот: это астры беседуют с родными звёздами.
— Послушайте, ребята, и вы этот шёпот астр, может быть, и поймёте, о чём они беседуют со звёздами.
У каждого из нас есть свой любимый осенний цветок: астры, гладиолусы, флоксы, хризантемы. Расскажите о нём.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Это уже наступил октябрь.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
А сколько в лесу грибов!
М.Пришвин был… грибником, который вспомнил одну сыроежку в лесу, где постоянно собирал грибы. Берёзки и осинки начинали сыпать на молодые грибки золотые и красные пятачки. Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы.
— А о какой поре осени написал А.Майков:
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей.
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…?
- Верно, речь идёт о глубокой осени, о предзимье.
Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений.
Сегодня мы не можем не вспомнить выдающегося русского композитора П.Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года».
Прослушивание грамзаписи.
— Какие времена года «угадали» вы в музыке П.Чайковского?
— Как вы об этом догадались?
Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое пейзажная литература, познакомились со многими произведениями поэтов об осени, ещё раз посмотрели картину И.Левитана «Осень», послушали произведения П.Чайковского и учились определять их на слух – все они учат нас наблюдать за природой, любить и беречь её. А это так важно для каждого из нас.
-А сейчас я попрошу вас написать 5-минутное эссе по теме, что вы узнали с сегодняшнего урока. Желаю удачи.
Домашнее задание.
Выучить одно стихотворение о родной природе наизусть и дать анализ стихотворения.
Файлы: Припода в изображеении русских писателей.doc
Размер файла: 49664 байт.