Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Лариса Александровна

Место работы, должность: — учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7″ г.Мурома Владимирской области

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

отработать изученные приемы игры на ложках, познакомить детей с новыми приемами игры; прививать любовь и уважение к музыкальному творчеству своего народа, к своей Родине; развивать музыкальные и творческие способности детей.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемая методическая литература: —

В.Б.Попонов, «Русская народная инструментальная музыка», Москва, «Знание», 1984, стр. 35-36.

Используемое оборудование: —

ложки, русские народные костюмы, книги (выставка), презентация.

Краткое описание: — Открытое внеклассное мероприятие посвящено игре на русском народном инструменте — ложках и приемам игры на них. Учащиеся рассказывают об истории этого инструмента, демонстрируя свое умение игры на ложках.

Ход занятия: 1. Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили Вас посмотреть открытое внеклассное мероприятие на тему: «Ложки – русский народный инструмент. Игра на ложках». Мы хотим показать Вам то, чему ребята уже научились, а также показать рабочий момент, то есть показать фрагмент разучивания музыкального сопровождения к русской народной песне «Посею лебеду на берегу». В начале нашего занятия мы хотим исполнить для Вас русскую народную песню «Во кузнице».

2. Исполнение русской народной песни «Во кузнице».

3. Рассказ о русском народном инструменте – ложках.

1-й ребенок:

Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики. И хотя люди с давних времен играли на ложках, первое упоминание о них относится к 18 веку.

2-й ребенок:

Ложки по внешнему виду ничем не отличались от обычных столовых деревянных ложек, только выделывались они из наиболее твердых пород дерева. Игровой комплект обычно состоял из 3-5 ложек.

3-й ребенок:

Звук извлекали различными способами, например: между пальцами левой руки зажимали 3-4- ложки, расположенные выпуклой стороной к правой руке, и по ним ударяли ложкой, зажатой в пальцах правой руки.

4-й ребенок:

Или: зажимают две ложки, обращенные друг к другу выпуклыми сторонами, в пальцах правой руки и ударяют ими поочередно о колено и ладонь. Вот так (показывает).

5-й ребенок:

Применяли и прием скольжения одной ложки, зажатой в пальцах правой руки, по 5-6- ложкам, зажатым ногами.

Ложки изготавливались различных размеров, поэтому возникало впечатление, что звуки чередуются по высоте.

6-й ребенок:

Ложки вводились в инструментальные ансамбли и солдатские хоры, когда исполнялись веселые и шуточные песни. Искусство игры на ложках доводилось до высокой степени. Да и в наше время популярны ансамбли ложкарей.

4.Фрагмент разучивания ритмического аккомпанемента на ложках к русской народной песне «Посею лебеду».

А сейчас мы покажем Вам фрагмент разучивания русской народной песни «Посею лебеду». Она задорная, веселая, и исполнять ее мы также будем, используя русский народный инструмент – ложки.

Приемы игры, однако, мы взяли другие, не такие, как при исполнении русской народной песни «Во кузнице», и эти приемы Вам покажут сами ребята.

Ритмический аккомпанемент к любой песне лучше начинать с основного, наиболее простого приема игры на ложках – удара двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки, по ладони левой руки.

1-й ребенок показывает.

Далее, во втором куплете мы решили использовать прием чуть более сложный: основное движение – удар двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки, по ладони левой руки – выполняется не прямо перед собой, а попеременно у левого и правого ушей, и сопровождается одновременным наклоном головы вправо и влево.

2-й ребенок показывает.

В следующем куплете используется прием чуть более сложный, чем в предыдущем куплете: удар по плечу соседа, по своей ладони, по своему колену.

3-й ребенок показывает.

Для четвертого куплета мы выбрали прием «горка». Он заключается в том, чтобы одним замахом руки ударить и по ладони левой руки, и по колену, имитируя скатывание с горы.

4-й ребенок показывает.

В пятом куплете мы используем следующие приемы: сначала, ударяя по левой ладони, одновременно описываем полукруг перед собой. Вот так (5-й ребенок показывает). А потом, используя тот же прием, описываем перед собой полный круг. Вот так: (6-й ребенок показывает).

И завершить ритмический аккомпанемент к этой песне целесообразно тем же самым приемом, с которого мы и начинали. Это основной прием (7-й ребенок показывает). Создается целостность, завершенность ритмического аккомпанемента.

Фрагмент разучивания ритмического аккомпанемента.

1. Отработка приемов игры.

2. Работа над точным исполнением рисунка.

3. Работа над ритмическим ансамблем.

Методы:

1. Объяснение.

2. Показ.

Хорошо, достаточно.

Ребята, а какой ритмический аккомпанемент к этой песне придумали бы вы? (взять новые приемы игры, поменять данные приемы местами, использовать приемы от простого к сложному).

5. Итог занятия.

Таким образом, обучая детей игре на русском народном музыкальном инструменте – ложках, за основу я взяла самый несложный прием игры – удар двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки по ладони левой руки, варьируя его (это: удар по ладони, удар поочередно около левого и правого ушей, удар по плечу соседа, своей ладони, своему колену и тому подобное); одновременно идет работа над верным исполнением ритмического рисунка, ритмическим ансамблем, технически правильным исполнением данных приемов игры на русских народных музыкальных инструментах – ложках.

Файлы: По музыкальным страницам оперы.doc
Размер файла: 56832 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология