Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Лариса Александровна
Место работы, должность: — учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7″ г.Мурома Владимирской области
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
отработать изученные приемы игры на ложках, познакомить детей с новыми приемами игры; прививать любовь и уважение к музыкальному творчеству своего народа, к своей Родине; развивать музыкальные и творческие способности детей.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемая методическая литература: —
В.Б.Попонов, «Русская народная инструментальная музыка», Москва, «Знание», 1984, стр. 35-36.
Используемое оборудование: —
ложки, русские народные костюмы, книги (выставка), презентация.
Краткое описание: — Открытое внеклассное мероприятие посвящено игре на русском народном инструменте — ложках и приемам игры на них. Учащиеся рассказывают об истории этого инструмента, демонстрируя свое умение игры на ложках.
Ход занятия: 1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили Вас посмотреть открытое внеклассное мероприятие на тему: «Ложки – русский народный инструмент. Игра на ложках». Мы хотим показать Вам то, чему ребята уже научились, а также показать рабочий момент, то есть показать фрагмент разучивания музыкального сопровождения к русской народной песне «Посею лебеду на берегу». В начале нашего занятия мы хотим исполнить для Вас русскую народную песню «Во кузнице».
2. Исполнение русской народной песни «Во кузнице».
3. Рассказ о русском народном инструменте – ложках.
1-й ребенок:
Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики. И хотя люди с давних времен играли на ложках, первое упоминание о них относится к 18 веку.
2-й ребенок:
Ложки по внешнему виду ничем не отличались от обычных столовых деревянных ложек, только выделывались они из наиболее твердых пород дерева. Игровой комплект обычно состоял из 3-5 ложек.
3-й ребенок:
Звук извлекали различными способами, например: между пальцами левой руки зажимали 3-4- ложки, расположенные выпуклой стороной к правой руке, и по ним ударяли ложкой, зажатой в пальцах правой руки.
4-й ребенок:
Или: зажимают две ложки, обращенные друг к другу выпуклыми сторонами, в пальцах правой руки и ударяют ими поочередно о колено и ладонь. Вот так (показывает).
5-й ребенок:
Применяли и прием скольжения одной ложки, зажатой в пальцах правой руки, по 5-6- ложкам, зажатым ногами.
Ложки изготавливались различных размеров, поэтому возникало впечатление, что звуки чередуются по высоте.
6-й ребенок:
Ложки вводились в инструментальные ансамбли и солдатские хоры, когда исполнялись веселые и шуточные песни. Искусство игры на ложках доводилось до высокой степени. Да и в наше время популярны ансамбли ложкарей.
4.Фрагмент разучивания ритмического аккомпанемента на ложках к русской народной песне «Посею лебеду».
А сейчас мы покажем Вам фрагмент разучивания русской народной песни «Посею лебеду». Она задорная, веселая, и исполнять ее мы также будем, используя русский народный инструмент – ложки.
Приемы игры, однако, мы взяли другие, не такие, как при исполнении русской народной песни «Во кузнице», и эти приемы Вам покажут сами ребята.
Ритмический аккомпанемент к любой песне лучше начинать с основного, наиболее простого приема игры на ложках – удара двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки, по ладони левой руки.
1-й ребенок показывает.
Далее, во втором куплете мы решили использовать прием чуть более сложный: основное движение – удар двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки, по ладони левой руки – выполняется не прямо перед собой, а попеременно у левого и правого ушей, и сопровождается одновременным наклоном головы вправо и влево.
2-й ребенок показывает.
В следующем куплете используется прием чуть более сложный, чем в предыдущем куплете: удар по плечу соседа, по своей ладони, по своему колену.
3-й ребенок показывает.
Для четвертого куплета мы выбрали прием «горка». Он заключается в том, чтобы одним замахом руки ударить и по ладони левой руки, и по колену, имитируя скатывание с горы.
4-й ребенок показывает.
В пятом куплете мы используем следующие приемы: сначала, ударяя по левой ладони, одновременно описываем полукруг перед собой. Вот так (5-й ребенок показывает). А потом, используя тот же прием, описываем перед собой полный круг. Вот так: (6-й ребенок показывает).
И завершить ритмический аккомпанемент к этой песне целесообразно тем же самым приемом, с которого мы и начинали. Это основной прием (7-й ребенок показывает). Создается целостность, завершенность ритмического аккомпанемента.
Фрагмент разучивания ритмического аккомпанемента.
1. Отработка приемов игры.
2. Работа над точным исполнением рисунка.
3. Работа над ритмическим ансамблем.
Методы:
1. Объяснение.
2. Показ.
Хорошо, достаточно.
Ребята, а какой ритмический аккомпанемент к этой песне придумали бы вы? (взять новые приемы игры, поменять данные приемы местами, использовать приемы от простого к сложному).
5. Итог занятия.
Таким образом, обучая детей игре на русском народном музыкальном инструменте – ложках, за основу я взяла самый несложный прием игры – удар двумя ложками, зажатыми в пальцах правой руки по ладони левой руки, варьируя его (это: удар по ладони, удар поочередно около левого и правого ушей, удар по плечу соседа, своей ладони, своему колену и тому подобное); одновременно идет работа над верным исполнением ритмического рисунка, ритмическим ансамблем, технически правильным исполнением данных приемов игры на русских народных музыкальных инструментах – ложках.
Файлы: По музыкальным страницам оперы.doc
Размер файла: 56832 байт.