Автор конспекта:
Автор(ы): — Шурыкина Татьяна Сергеевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 45 Г. Белгорода, учитель начальных классов
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — Создать условия для формирования умений анализировать поступки героев; учить определять главную мысль рассказа, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас, работать над осознанностью и выразительностью чтения. Способствовать воспитанию любви к природе, Родине; интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей родного края.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник «Литературное чтение» авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова
Используемое оборудование: —
Мультимедийное обеспечение, презентация, голос сороки, словарь Ожегова, портрет В. Шаповалова, книги М. Пришвина и В. Шаповалова, презентация ученика, творческие работы учащихся на тему «Охранять природу – значит охранять Родину».
Краткое описание: — урок литературного чтения с элементами краеведения.
1.Организационный момент
2. Речевая разминка
- К работе мы готовы.
-Прочитайте слова каждого столбика. Что объединяет слова каждого столбика?
- Кому из писателей принадлежат эти произведения?
К.Г.Паустовский «Моя Родина»
М.М. Пришвин «Двойной след»
Л.Н.Толстой «Ребята и утята»
«Золотой луг»
(Работа с выставкой книг)
- Рассказы М. Пришвина увлекают занимательной историей, помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
4. Проверка домашнего задания (Тест. Взаимопроверка )СЛАЙД 2
- Пришло время проверить домашнее задание.
1. Мать угостила меня …
а) чаем;
б) кофе с молоком;
в) чаем с молоком.
2. После чаю …
а) я уходил на охоту;
б) я уходил на работу;
в) я уходил спать.
3. И тогда, и теперь в находках была моя …
а) работа;
б) охота;
в) забота.
4.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …
а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством.
- Что каждый из вас может сделать для охраны природы?
Рисунки по теме «Охрана природы» +защита. Презентация ученика
5. Этап постановки темы урока
- А вот кто станет героем произведения, которое мы будем читать сегодня, вы узнаете, прочитав текст.
У птицы есть прозвище — белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост — длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. Подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки— переговариваясь друг с другом или заметив опасность.
Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. В народе ее называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.
- О ком будем читать? Найдите слова, которые описывают сороку.
-Что нового вы узнали о сороке?
А что сорока болтлива, то болтлива. Эта птица молчать не умеет и секретов не держит. Но и не кричит понапрасну. В её пестрой болтовне есть смысл. Про сороку у народов Амура ходит такая побасенка. Слайд 3
(Инсценирование)
Как-то увидела сорока отдыхающего тигра в кустах и давай над ним стрекотать.
- Что тебе надо? — спросил разгневанный зверь. — Зачем ты меня выдаешь?
- Что ты, что ты! — забиссерила скороговоркой сорока. — Совсем нет! Я только хочу всем сказать, что я первая тебя увидела!
-Чуть где застрекотала, значит что-то есть. Лесным сигнальщиком служит.
- Чтобы узнать название произведения, откроем учебник на с.126.
- Как вы думаете, кого называют выскочкой?
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
6. Этап первичного восприятия произведения. Беседа СЛАЙД 4
-Читаем текст, стараясь представить картину читаемого.
А) словарная работа
- В тексте встретятся слова, значение которых мы объясним до чтения.
Выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
Срам – стыд, позор.
Улучила момент – нашла подходящее время.
- Подберите синонимы.
БДИТЕЛЬНОСТЬ – зоркость, настороженность.
РАДУЖНЫЙ – разноцветный.
Б) чтение учителем и подготовленными учащимися.
-Определите жанр и тему произведения.
-Какой это рассказ: грустный или веселый?
-Назовите главных героев? СЛАЙД5
-Кого Пришвин назвал выскочкой?
7. Этап аналитического чтения. Анализ эмоционально-образного
содержания
- Будем постигать глубину мысли писателя и выясним, чему же учит нас этот рассказ. А для этого вы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.
А) чтение «передай другому» — до слов « унесла косточку» - Найдите описание Вьюшки. Какие литературные приемы использует автор? (эпитет и сравнение)
Б) чтение «про себя» — до слов « шесть умных сорок» - Почему автор назвал сороку выскочкой? -Почему она так поступила? - Найдите эпизод, где автор поясняет пословицу «в семье не без урода». -Замените выражение «с заскоком и пыльцой в голове» одним словом. -Приготовимся еще раз прочитать диалог между сороками и определим интонацию чтения. - Довольны ли были другие сороки поведением выскочки? (были возмущены) - Как отвечала сорока? (хвасталась) В) «Жужжащее чтение» -Чем закончился замысел выскочки? - Какое чувство: гордости или стыда испытала Выскочка? Г) Работа в группах _ Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание, через 4 минуты мы выслушаем ваш отчет. 1 группа – моделирование обложки, чтобы 2 группа – Составит синквейн о сороке, в котором вы выразите кратко свои мысли о главном герое. 3 группа – Работает с пословицами и выберет пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. А так же объяснит её. Поспешишь одного не ждут Дружный табун людей насмешишь Семеро и волков не боится
8. Обобщение СЛАЙД 6
- Прочитайте слова М.Пришвина. «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин. -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)
Работа с выставкой книг белгородских писателей
Выступление 2 учеников.
- Вы заметили ещё одну выставку книг? Хочу вам представить книги белгородского писателя, Владислава Шаповалова. Он написал много рассказов о природе и о животных. О некоторых из них расскажут наши ученики.
1. О встрече с дикой уткой и ее семейством рассказал писатель в рассказе «Чудесный мотылёк»
2. Интересный факт из жизни пчел я узнал из рассказа «Отчего лысеют пчелы».
3. В книге «Самый невезучий день» описаны забавные истории, которые происходят со щенком Тишкой.
9. Рефлексия СЛАЙД 7
-Наш урок подошёл к концу. Прочитайте фразы и дополните одну из них. Сегодня на уроке… Мне захотелось,,, Я понял, что….
10. Домашнее задание СЛАЙД 8
1. Подготовить пересказ рассказа от лица Вьюшки
2. Прочитать рассказы о природе Владислава Шаповалова. По желанию выбрать рассказ из классной библиотеки.
3. Приготовить страничку для книжки-малышки.
Файлы: М. Пришвин Выскочка.rar
Размер файла: 5811907 байт.