Автор конспекта:
Автор(ы): — Вискова Наталья Евгеньевна

Место работы, должность: — Кузьминский филиал МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

  • формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве;
  • развитие у школьников умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемая методическая литература: —

    Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 5,6 кл.

    Коровина В.Я. и др. Литература. Методические советы. 5,6,7,8,9 кл.

    Коровина В.Я. и др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература» 5, 6, 7

    Используемое оборудование: —

    • портрет М.Ю.Лермонтова,
    • выставка книг о Отечественной войне 1812 года,
    • тексты стихотворения «Бородино»,
    • аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина,
    • дидактический материал: словарь по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино», карточки для самостоятельной работы, викторина.

    Краткое описание: — План урока; 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово (беседа). 3. Чтение стихотворения. Лексическая работа. 4. Анализ стихотворения. 5.Составление плана. 6. Самостоятельная работа (по карточкам). 7. Викторина. 8. Домашнее задание. 9. Итог урока.

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

    Тема урока – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Цель урока – воспринять произведение глубоко и полно, раскрыть в нем чувства и мысли народа, выяснить отношение старого солдата к героическим страницам русской истории, а также выработать навык выразительного чтения, познакомиться с такими понятиями, как диалог и монолог.

    2. Вступительное слово (беседа):

    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага. Давно ушли в прошлое события, о которых в нем рассказано, но вечно живет воплощенная в нем идея. Вы уже знаете о войне 1812 года и о значении Бородинской битвы из уроков истории.

    • Ребята, а с кем была война, и зачем она нужна была?
    • А каких вы помните героев Бородино?

    3.Чтение стихотворения (аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина).

    Лексическая работа (словарь слов прилагается).

    4. Анализ стихотворения

    • Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение?
    • Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?
    • Сколько лет служили в армии в 19 веке?
    • Ребята, а кто и кого спрашивает в первой строфе?
    • Попробуем представить себе рассказчика, нарисовать устно его портрет, рассказать о его мыслях, чувствах, характере, подумать, что в его облике главное?
    • Почему солдат всегда говорит МЫ и лишь иногда Я?

    Да, ребята, вы правильно думаете и говорите. Чувства и мысли старого солдата – это чувства и мысли всего русского народа, отстоявшего родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защищать ее ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэтому поэт Лермонтов, сам горячий патриот воспевает патриотический подвиг народа. Для него эта битва – осуществление роли народа, главный герой ее – народ, а участники битвы – «могучие, лихое племя», «богатыри»

    На доске записывается вопрос: Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?

    Покажите в тексте, какие черты русского народа Лермонтов показывает как прекрасные

    • Сейчас вы зачитали отрывки, где показаны черты русского солдата, а как, можно это назвать словами.

    Да, ребята, есть у народа и такие качества, как единство, чувство товарищества, уверенность в своих силах, чувство превосходства над врагом, порождающее не озлобление, не жестокость, а ироническую усмешку над самоуверенным «мусью», и серьезное сознание своего долга, своей ответственности за судьбу родины и готовность противопоставить командиров свою инициативу, и прямоту, и честность, и способность испытывать упоение в бою.

    • Так почему же старый солдат говорит молодому солдату: «Богатыри – не вы»?

    Сейчас мы составим небольшой план, дома вы приготовите ответы по этому плану.

    На доске записывается план, а ученики – в тетрадь.

    План.

    1. Что означают слова мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага?

    2. Почему были проявлены эти качества русского народа в битве?

    3. Какая цель была у русского народа?

    4. В чем проявились богатырские силы русского народа?

    5. Самостоятельная работа. Вопросы с выборочными ответами к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материал прилагается)

    6. Викторина по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  • В каком году происходило сражение, о котором говорится в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
  • Где происходило сражение?
  • С кем сражалась русская армия на Бородинском поле?
  • Какое укрепление построили на поле солдаты?
  • Как называли русские солдаты неприятеля?
  • Сколько дней войска были в перестрелке?
  • Что использовали в бою на третий день?
  • Что делали русские солдаты во время отдыха?
  • Какой русский город защищала армия на Бородинском поле?
  • Какие рода войск упоминает М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении?
  • Как называется бой руками или холодным оружием?
  • Как называется расположение войск под открытым небом, привал?
  • 7. Домашнее задание

    Выразительное чтение стихотворение, подготовить развернутый ответ по плану.

    8. Итог урока

    Сегодня мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» вспомнили историю Бородинской битвы, узнали, что такое диалог и монолог, строфа. Выяснили отношения народа к героической странице русской истории.

    Файлы: Урок по теме Бородино.docx
    Размер файла: 29325 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    Пошаговая инструкция по смене юридического адреса.