Автор конспекта:
Автор(ы): — Левчук Надежда Леонидовна, Замбровская Александра Сергеевна, Замбровская Елена Ивановна
Место работы, должность: — Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»: 1) старший преподаватель предметно-методической комиссии физики(Левчук Н.Л.); 2) преподаватель информатики и ИКТ(Замбровская А.С.); 3) старший преподаватель предметно-методической комиссии химии и биологии (Замбровская Е.И.).
Регион: — Свердловская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Физика
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: — Цель: создание условий через синтез предметов естественнонаучного, гуманитарного и художественного цикла дисциплин для пробуждения у суворовцев интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умение организовать застолье без алкогольных напитков. Задачи воспитания и развития: 1) обобщить и закрепить физические знания суворовцев по теме «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний вещества; 2) развивать умения применять приобретенные знания по химии, литературе, математике, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показать межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир; 3) формировать устойчивый интерес к познанию окружающей природы, показать практическую значимость изученного учебного материала по физике; 4) раскрытие творческого потенциала суворовцев, расширение кругозора; 5) привлечение суворовцев к изучению народных традиций, познакомить с историей и традициями чаепития; 6) развивать у учащихся интерес к русскому фольклору; 7) духовно-нравственное воспитание суворовцев, пропаганда здорового образа жизни, показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека; 8) создать условия для развития умений анализировать, размышлять, сопоставлять систематизировать, сравнивать, структурировать информацию, делать выводы; 9) создать условия для развития умений учащихся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою и групповую точки зрения; 10) способствовать развитию умений работать в группе и нести личную и коллективную ответственность за её результаты; 11) прививать интерес к самостоятельной работе с различными информационными источниками (научно-популярная, художественная литература, Интернет-ресурсы).
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 16
Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Перышкин А.В. Физика 7 класс. — М.: Дрофа, 2008. 2. Перышкин А.В. Физика 8 класс. — М.: Дрофа, 2006. 3. Габриелян О.С. Химия 8 класс. — М.: Дрофа, 2006. 4. Габриелян О.С. Химия 9 класс – М.: Дрофа, 2006.
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
Материальное обеспечение:
- опыт №1: бумажный стаканчик, металлический держатель, спиртовка, спички;
- опыт №2: стакан с холодной и горячей водой, пакетики чая, сахар.
Используемые ЦОР: —
Музыкальное сопровождение:
Видеоролики:
Краткое описание: — Этот театрализованный урок-представление проводится после того, как изучены разделы физики «Тепловые явления» и «Изменения агрегатных состояний вещества». Взвод суворовцев делится на две команды. Все конкурсы оцениваются жюри, при этом заполняется оценочная таблица. Красиво оформляется комната досуга суворовцев 7 роты – в русском стиле, где проводится урок. Красиво накрыты столы.На выставочных столах каждой команды находятся творческие работы суворовцев. Практические задачи образования, на решение которых направлен разработанный урок (мероприятие): ресурс направлен на создание условий через синтез предметов естественнонаучного, гуманитарного и художественного цикла дисциплин для пробуждения у суворовцев интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умение организовать застолье без алкогольных напитков Предмет искусства, который используется на уроке, занятии: изобразительное искусство (картины, панно), музыкальное сопровождение, элементы народного творчества (самовары, предметы быта русского народа) Планируемые результаты урока: 1. учащиеся привлечены к изучению народных традиций, познакомлены с историей и традициями чаепития; 2. у учащихся сформирован интерес к русскому фольклору; 3. в рамках духовно-нравственного воспитания суворовцев, проведена пропаганда здорового образа жизни, показано значение употребления чая для сохранности здоровья человека; 4. сформирована культура поведения за столом, культура речи и общения; 5. развиты умения применять приобретенные знания по химии, литературе, математике, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показаны межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир.
Сценарий театрализованного урока-представления«Физика за чайным столом»
Этот театрализованный урок-представление проводится после того, как изучены разделы физики «Тепловые явления» и «Изменения агрегатных состояний вещества».
Взвод суворовцев делится на две команды.
Все конкурсы оцениваются жюри, при этом заполняется оценочная таблица.
Красиво оформляется комната досуга суворовцев 7 роты – в русском стиле, где проводится мероприятие. Красиво накрыты столы.
На выставочных столах каждой команды находятся творческие работы суворовцев.
Схема организации театрализованного урока-представления
№
п/п
Этап
Время
1.
Организационный
1 мин
2.
Вступительное слово преподавателя – постановка целей и задач урока. Мотивация деятельности суворовцев.
3 мин
3.
Конкурсная часть:
Между отдельными конкурсами организована сценическая часть мероприятия (чтение стихов, исторические сведения о чае, традиции заваривания чая).
35 мин
4.
Подведение итогов урока. Заключительное слово жюри. Награждение победителей.
6 мин
План проведения внеклассного театрализованного урока-представления
Красиво и празднично накрыты столы. Звучит песня «Русский чай». Суворовцы приветствуют преподавателя и садятся за столы.
Для запуска музыкального сопровождения вводной части преподавателя в приложении №1 (слайд 2) необходимо активизировать кнопку.
Преподаватель. Чаепитие – это неотъемлемая часть гостеприимства, дружеского участия, общения и традиций разного народа. Однако, посмотрев на этот процесс под особым углом зрения, мы найдем в нем множество интересных физических явлений. Сегодня мы обратим пристальное внимание на такие явления и попытаемся объяснить их. Взвод поделен на две команды, которые будут участвовать в трех конкурсах. Каждый конкурс оценивается согласно критериям:
Каждая команда накрыла свои столы и подготовила творческую выставку. За культуру и эстетическое оформление также начисляются баллы (максимум – 5 баллов).
В ходе урока жюри заполнит оценочную таблицу, и при подведении итогов определится победитель. В первом конкурсе каждая команда задает свой домашний вопрос сопернику. Во втором конкурсе демонстрирует опыт и объясняет его. Дополнять и поправлять ответы имеют право все, получая при этом 1 дополнительный балл для своей команды. Ответы оценивают жюри (преподаватели роты, офицеры-воспитатели).
Итак, включаем чайники (самовар). Эпиграфом нашего мероприятия стала народная мудрость:
Устал – спроси чаю.
Жарко – выпей чаю.
Хочешь согреться – пей чай.
(Народная мудрость)
Озвучивается тема урока, приводится структура конкурсной части, критерии оценивания, эпиграф к уроку.
Приложение №1 (слайд 1, 2, 3, 4).
1-ведущий. Здравствуйте дорогие гости!
(Суворовец зачитывает стихотворение «Всесильный чай» — приложение №2).
2-ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы провести физический вечер за чашкой чая. Когда заходит речь о чае, обычно перечисляют его достоинства: и полезен-то он, и много в нем витаминов, и снимает нервное напряжение, и множество других ценных свойств.
1-ведущий. А познакомят вас с историей чая в России суворовцы 2 взвода, которые предлагают вашему вниманию рассказ «Подарок Алтын-Хана».
Приложение №1 (слайд 5).
Приложение №3,9.
2-ведущий. В старину простые люди чай не знали, а заваривали сухие ягоды и морковь. Предлагаем вашему вниманию шуточное стихотворение. Прочитает его суворовец 3 взвода.
Приложение №4.
1-ведущий. Чай – не просто напиток, но еще и традиционный элемент общения. Вы говорите «Русский чай» и воображение рисует: пузатый самовар с расписным чайником на верху, медовые пряники и баранки, в вазочках разноцветный мармелад и варенье. Жаль, что мы забыли этот милый старинный обычай. А как приятно посидеть у самовара, неторопливо попить чай, не спеша повести беседу.
2-ведущий. Пока у нас закипают чайники, предлагаем командам первый конкурс. Конкурс «Пока чайник закипает».
Приложение №1 (слайд 6).
Каждая команда подготовила сопернику физический вопрос. Итак, вопрос первой команды.
В каком сосуде быстрее закипит вода: с открытой или закрытой крышкой?
Правильный ответ. Быстрее закипит чайник с закрытой крышкой, так как из чайника с открытой крышкой в процессе нагревания будут уходить в воздух наиболее быстрые молекулы, унося с собой энергию и эффективно охлаждая этим оставшуюся в чайнике воду (испарение сопровождается охлаждением). Нагревателю в данном случае «требуется» не только довести воду в чайнике до кипения, но и часть ее испарить в процессе нагревания. На это уходит больше энергии, а значит, и времени, чем при кипячении воды в закрытом чайнике, где вырвавшиеся из воды молекулы скоро образуют под крышкой насыщенный пар и, возвращаясь обратно в воду, отдают ей свою избыточную энергию.
Вопрос второй команды.
Почему перед закипанием чайник шумит?
Правильный ответ. В воде есть растворенный воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки. В этих пузырьках собирается водяной пар. Под действием архимедовой силы пузырьки всплывают, попадая при этом в еще не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсирует, пузырьки «схлопываются» или сильно сжимаются, и в жидкости распространяется звуковой импульс. Одновременное схлопывание большого числа таких пузырьков воспринимается как шум.
2-ведущий. Пока жюри оценивает первый конкурс, о пользе чая расскажет суворовец 2 взвода.
Приложение №1 (слайд 7).
Приложение №5.
1-ведущий. Второй конкурс нашего мероприятия посвящен экспериментальной части и физическим принципам чаепития.
Конкурс «Опыт».
Приложение №1 (слайд 8).
2-ведущий. Предлагаем командам провести эксперимент и объяснить его с научной точки зрения. После выступления команд мы предоставим видеосюжеты с верными ответами, чтобы жюри могло оценить точность ответов участников.
Опыт для первой команды. Продемонстрируйте опыт закипания воды в бумажном стаканчике. Почему бумага не воспламеняется?
Опыт для второй команды. Продемонстрируйте опыт растворения заваривания чая и сахара в холодной и горячей воде. Почему в горячей воде процессы протекают быстрее?
2-ведущий. Мы предлагаем вашему вниманию заключительный конкурс нашего мероприятия.
Конкурс «Эстафета».
Конкурс проводят ведущие, поочередно задавая вопросы по физике и по химии.
За правильный ответ суворовцу выдается жетон.
Приложение №1 (слайд 9, 10).
Приложение №6.
1-ведущий. Пришла пора заваривать чай. Люди пьют чай в зависимости от национальных традиций и личных вкусов по-разному: с лимоном, грейпфрутом, молоком, медом, вареньем, сиропом, ягодами, сахаром, корицей и т.д. Какие правила заварки чая вы знаете, какие физические явления происходят при заварке и после, когда в чай добавляют сахар? О разновидностях подачи чая расскажет суворовец 4 взвода.
Приложение №1 (слайд 11).
Приложение №7, 10.
Дежурные разливают чай.
1-ведущий. Дорогие друзья предлагаем вам отведать наш «Суворовский чай». Приятного чаепития!
Приложение №1 (слайд 12).
Во время чаепития суворовцев жюри подводит итоги конкурсов, которые оформляются в виде оценочной таблицы.
Оценочная таблица
Конкурсы
Команда
I
II
«Пока чайник закипает» (5 баллов)
«Опыт» (5 баллов)
«Эстафета» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Оформление выставки (5 баллов)
Итог
Заключительное слово жюри. Награждение победителей и наиболее активных участников.
Приложение №1 (слайд 13).
Преподаватель. Итак, мы увидели сегодня, как наука физика помогает ясно и четко отвечать на вопросы и объяснять явления, связанные с чаепитием. Закончит наше мероприятие суворовец 3 взвода.
Приложение №1 (слайд 14).
Приложение №8.
Планируемые результаты урока:
Файлы: Конкурс.rar
Размер файла: 9530526 байт.