Автор конспекта:
Автор(ы): — Полутова Е.Г.

Место работы, должность: — МБОУ «Гимназия №1″ г Чебоксары, учитель музыки

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

прививать детям чувство патриотизма на примерах произведений чувашской и русской музыки.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 32

Используемые учебники и учебные пособия: —

Пособие "Формы музыки"

Используемая методическая литература: —

Программа Д.Б.Кабалевского

Используемое оборудование: —

Синтезатор, компьютер, мультимедиа, экран, видеомагнитофон, нотный материал, детские музыкальные инструменты

Краткое описание: — Приветствие (всем присутствующим на 3 голоса) Шёл солдат – повторное слушание. Нам нужна одна победа! – знакомство. Отрывок из повести А.Гайдара «Судьба барабанщика» — чтение. Ф. Лукин «Жаворонок»- исполнение на 2 голоса. Тюньки-тюньки – исполнение Таван Сершыв – слушание и исполнение 1куплет и припев «Вставайте, люди русские!» — слушание. А. Невский — фрагмент к/ф «Моя Россия» — исполнение с солистом. «Плясовые наигрыши» — исполняет на гуслях наш современный Садко Д. Егоров. Садко – фрагмент к/ф Итоги.

Ход урока:

Приветствие (всем присутствующим на 3 голоса)

Шёл солдатповторное слушание. (О чём пел солдат? – о самом дорогом).

Нам нужна одна победа! – знакомство.

Бойцы на войне не расставались с музыкой. Она воодушевляла, укрепляла силы.

Отрывок из повести А.Гайдара «Судьба барабанщика» — чтение.

А. Гайдар очень любил солдатские песни – во всех его книгах она живет как добрый друг. Но больше всего Гайдар любил тихую нежную мелодию. Вот, послушайте:

— Папа! – попросил как-то я. – Спой какую-нибудь солдатскую песню.

— Хорошо, — сказал он и запел: Между небом и землей…

« Папа, — говорю ему я, – это замечательная песня. Но это же, право, не солдатская!»

— Как не солдатская? – и он хмуриться. – Ну, вот весна, пахнет разогретой землей. Наконец-то сверху не сыплет снег, не каплет дождь, а греет через шинель теплое солнышко. Вот залегла цепь… Боя еще нет. А он сверху: тиль-тиль, тир-люли, тир-люли!.. Спокойно кругом, тихо… И вот тебе кажется: я лежу с винтовкой…А ведь кто-нибудь вспомнит и про меня и вздохнет украдкой. Как же не солдатская? Ну что? Теперь понял?» — «Да, да! Понял!»

— Папа, а все-таки «Жаворонок» — это не солдатская песня!

Он, конечно, сейчас же хмурится:

— А какая же?

— Да так! Просто человеческая.

— Ну и что же, человеческая! А солдат не человек что ли?..

В Чувашской культуре Птица – это символ верхнего мира. Символ стремления человека к лучшему, к счастью, а Жаворонок (Тари) – ещё и символ Родины.

Давайте и мы с вами споём эту замечательную солдатскую песню. Кто автор?

Ф. Лукин «Жаворонок»-исполнение на 2 голоса.

Можно ли сказать, что это песня о Родине? Почему? Похожа ли она на народную песню и чем?

Мелодия – плавная, простая и легко запоминается,

Интонация
Распевы

Двухголосие

А как называется главная песня Родины?(Гимн)

Таван сершыв– слушание и подпевание 1куплет и припев.

Музыка не только укрепляет дух и даёт силу, но и помогает отдыхать. А какой отдых без весёлой пляски. Вот где нам помогут ваши самодельные музыкальные инструменты.

Тюньки-тюньки– исполнение с оркестром и хором.

Музыка всегда помогала людям и в радости, и в беде. Композиторы нередко обращались к народному творчеству в своей работе.

С. С. Прокофьев – советский композитор написал прекрасную, полную драматизма музыку к историческому фильму выдающегося кинорежиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

Портрет: Александр Невский (1221-1263) — новгородский князь (1236-1251), великий князь владимирский (с 1252). В 1240 году разгромил вторгнувшийся в новгородские владения шведский отряд на реке Неве. За это Александра стали называть Невским. Спустя некоторое время крестоносцы Ливонского ордена напали на новгородские земли. Решающая битва с ними состоялась 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Войска Александра наголову сокрушили крестоносцев. Это сражение получило название Ледового побоища.

По всеобщему признанию без музыки Прокофьева фильм не имел бы такого огромного успеха у зрителей. Позднее композитор переработал её в кантату.

Кантата – крупное музыкальное произведение из нескольких частей с единым сюжетом. Исполняет хор, солисты и оркестр. (Опера без костюмов и декораций)

Сам Прокофьев говорил, что стремился в своей кантате «дать русскую песню в современном складе».

«Вставайте, люди русские!»- слушание.

Какие признаки народной песни мы здесь слышим?

В какой форме написано это произведение?

Вспомните, особенности 3-х частной музыкальной формы. (Повторение 1 части и контраст)

Что такое контраст? (Большая разница)

Обратите внимание на яркий контраст между двумя темами:

1) призывные интонации главной мелодии, усиленной ритмической энергией;

2) широкая распевность во второй части, как в народной песне.

Мы с вами знаем много песен о Родине, написанных как народная песня. А одну из них вы сейчас споём.

«Моя Россия»- исполнение с солистом.

(Ещё раз вспомним признаки народной песни, сравним с «Тари»)

Какие народные инструменты нам знакомы? (плакат)

Гусли. Гусляры.

Как, во славном Ново-городе

Был Садко, Веселый молодец;

Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Спотешал купцов, посадский люд…

В. М. Васнецов. «Гусляры» (1899).

Еще до появления у славян письменности память о прошлых временах хранили гусляры-сказители. На радостных и скорбных пирах они сказывали былины о славных богатырях и князьях, о военных походах и нашествиях кочевников, о великих победах и поражениях Руси.

Гусляры были одновременно и музыкантами и поэтами-рассказчиками. В народе гуслярам нередко приписывали почти волшебную силу.

А мы с вами сейчас послушаем настоящие гусли звончатые!

«Плясовые наигрыши»- исполняет на гуслях наш современный Садко Даниил Егоров.

Захотел Садко счастье найти для людей новгородских. Отправился в долгий путь в дальние края и нашёл, что искал.

Фрагмент х/ф «Садко»- просмотр.

Выводы:

Народная музыка, дошедшая до наших дней, относится к вершинам музыкального искусства.

Композиторы опираются в своей работе на народное творчество.

Любить Родину – значит любить маму, родных, друзей, край, в котором родился и живешь.

Подведение итогов.

Молодцы! Очень хорошо поработали сегодня. Урок окончен, до свидания!

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология