Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Лариса Александровна
Место работы, должность: — Моу «Средняя общеобразовательная студия №7″, г.Муром
Регион: — Владимирская ответвление
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее налаживание
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 сорт
Предмет(ы): — Мировая художественная перилла
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — познакомить учащихся с музыкой Русской православной церкви точно частично отечественной культуры; объяснить, словно такое литургия, «Херувимская песнь», кто такие херувимы;
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
CD-проигрыватель, компьютер
Музыкальный и иллюстрационный материал: Д.С.Бортнянский, «Херувимская песнопение №7»; «Рождество Христово», сл. и муз. П.Синявского; презентация, сопровождающая апроши урока.
Краткое описание: — интегрированный работа вдоль музыке и курсу "Основы православной культуры".
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке, ребята, мы водка о духовной музыке, о музыке в православном храме. Какую музыку мы называем духовной? Слышали единица вам музыку в храме? Какое чувство произвело на вас церковное пение? (ответы детей). Действительно, приходя в храм, слушая церковное пение, лицо испытывает умиротворение, успокоение, становится лучше.
Музыку для православных богослужений писали разные композиторы: это и П.И.Чайковский, и С.В.Рахманинов, П.Г.Чесноков, А.А.Архангельский (слайд №1).
Произведение, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, называется «Херувимская песнопение №7» Дмитрия Степановича Бортнянского (слайд №2: фестиваль портрета).
Д.С.Бортнянский (1751-1825) – кацапский композитор, поживавший на рубеже 18-19 столетий. Родился в г.Глухове Черниговской губернии. Был первым директором придворной певческой капеллы. Он увеличил количество хористов в капелле и мало-помалу достиг того, словно оркестр стала исполнять всего церковные песнопения, однако для театральных представлений был создан родимый хор. В обязанности Д.С.Бортнянского входило не всего начальствование капеллой и дирижирование ею, а и писание церковных песнопений (слайд №3).
Херувимская песнопение исполняется на главном богослужении дня – литургии. Литургия в переводе с греческого означает «общее дело» (слайд №4). «Херувим – означает «созерцающий» (Он созерцает башковитость Божью)… Херувимы… изображаются общепринято со множеством глаз»[1] . Это одна изо девяти ангельских чинов (слайд №5). Послушайте конферанс «Херувимской песни»: «Иже Херувимы втихомолку образующе, и животворящей Троице трисвятую песнопение припевающе, всякое днесь житейское отложим попечение. — Яко ну Царя всех подымем, Ангельскими незримо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)». В переводе это означает следующее: «Мы, скрыто изображая херувимов и воспевая трисвятую песнопение Троице, дающей жизнь, оставим сегодня заботу о всем житейском, чтоб нам прославить Царя всех, Которого незримо носят и прославляют ангельские силы» (слайд №6).
Прослушайте напряженно «Херувимскую песнопение №7» Д.С.Бортнянского и скажите, какое чувство произвела на вас мотет (слайд №7).
Слушание «Херувимской песни №7» Д.С.Бортнянского.
Ответы детей (музыка безмерно красивая, возвышенная, светлая, умиротворенная; слушая эту музыку, лицо становится лучше, добрее, сострадательнее, задумывается о вечности, о душе, о Боге…)
Кто исполнял это произведение? (мужской хор).
Какие средства музыкальной выразительности использует Д.С.Бортнянский близ написании «Херувимской песни»? Почему? (ответы детей). Слайд №8.
Слушая это произведение, вы, ну же, обратили бережность на то, словно река пел безо музыкального сопровождения. Дело в том, словно в русской православной церкви все песнопения исполняются a cappella, мера есть безо музыкального сопровождения.
Музыка в храме производит на человека глубокое впечатление. Послушайте, какое шестистишие написал об этом Иван Бунин (слайд №9):
Любил я в детстве
Любил я в детстве потемок в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил тамо с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, иной раз река бесконфликтно пел
О «Свете Тихом», – в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем благодушно светлел…
И, ну же, приходя в храм, лицо приходит к Богу (слайд №10). На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Рождество Христово» П.Синявского. О чем эта песня? Что это за празднество – Рождество? (ответы учащихся).
Исполнение 1-го и 2-го куплетов.
Разучивание 3-го куплета:
Работа над:
-дикцией,
-ансамблем,
-выразительностью исполнения.
Исполнение песни П.Синявского «Рождество Христово» целиком.
Итог: подводя подсчет сегодняшнему уроку, я хочу задать вас вопрос: «Что нового насегодняшнем уроке вам узнали? С какими произведениями познакомились?
Д/з: дома ответьте, пожалуйста, письменно на вопрос: «Какое чувство произвела на меня прослушанная на уроке музыка?»
[1] Опрышко Н.А., «Православные святые. Почитание и прославление», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2002г, стр.96
Файлы: Тетрадь к уроку Москва.docx
Размер файла: 14703 байт.