Автор конспекта:
Автор(ы): — Милова Ирина Петровна
Место работы, должность: — МОУ-СОШ №2 р.п. Степное, учитель
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — o Познакомить учащихся с нововведениями Петра I; o Развивать умения анализировать, сопоставлять факты, делать выводы ; o Прививать интерес к историческому прошлому нашей Родины, воспитывать патриотизм.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — Урок формирования новых знаний, одной из главных задач которого является воспитание уважения к культуре и традициям прошлого нашей страны. В основе урока даны исторические события страны через деяния человека, стремящегося сделать Россию великой державой. По типу это урок–поиск, в основе которого лежит проблемно- поисковый метод. Формирование знаний учащихся происходит через исследовательскую деятельность, в итоге которой они приходят к выводу, что Петр I- царь-император, царь-реформатор, великий и неординарный человек, достойный памяти и уважения своих соотечественников.
I. Организационный момент.
II. Введение в урок.
- Улыбнитесь мне, друг другу, и пусть сегодня на уроке нам работается легко и интересно!
III. Повторение пройденного материала.
- Начнем сегодняшний урок с разгадывания кроссворда, а для того чтобы его разгадать и найти ключевое слово, вспомним предыдущий материал.
(На доске кроссворд)
Итак:
1. Где впервые появился печатный станок? Назовите фамилию мастера.
2. Кем был изобретен печатный станок в России?
3. В каком городе И. Федорову был поставлен памятник? За какие заслуги перед Отечеством?
4. Как называлась первая печатная книга, изданная в России? Назовите дату издания (1 марта 1564г.).
5. Назовите фамилии этих людей. За что им был поставлен памятник? (На экране памятник Минину и Пожарскому).
6. В каком городе прозвучал призыв Кузьмы Минина помочь своей Отчизне?
Г
Е
Р
М
А
Н
И
Я
Ф
Е
Д
О
Р
О
В
М
О
С
К
В
А
А
П
О
С
Т
О
Л
М
И
Н
И
Н
П
О
Ж
А
Р
С
К
И
Й
Н
О
В
Г
О
Р
О
Д
-За великие заслуги перед родным Отечеством воздвигли наши соотечественники памятник И. Федорову, К. Минину и Дм. Пожарскому.
- Прочитайте ключевое слово (Романов).
IV. Введение в тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке по фамилии Романов. Он был 3-им царем из династий Романовых. Ему тоже наши соотечественники поставили памятник.
(На экране памятник Петру I («Медный всадник» Фальконе).
- Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? Это тема нашего сегодняшнего урока.
(На экране тема урока)
- За какие великие дела на благо России поставлен памятник Петру I, за что он был прозван «необычным царем» предстоит нам сегодня узнать на уроке.
V. Изучение нового материала.
( На экране портрет Петра I и годы его жизни 1672-1725г.)
- Петр I не был похож на того монарха на троне или в золоченой карете, каким виделся царь многим поколениям людей.Его поведение удивляло не только его современников, но и царское окружение поздних поколений царедворцев.
А родился Петр I 30 мая 1672 года. В этот день по всей Москве служили благодарственные молебны, стреляли из пушек, а счастливый отец, царь Алексей Михайлович Романов, одаривал своих ближних подарками, отменял суровые приговоры.
В 1676 году отец Алексей Михайлович умирает. Сколько лет было Петру? (4 года). В 10 лет Петр стал царем, разделив престол со своим слабоумным братом Иваном (на этом настояла их старшая сестра Софья, которая фактически управляла страной). И только с 1696 года Петр стал единодержавным царем России. И было ему на тот момент … Сколько лет? (24 года). В этом же году он отправляется в Европу. За 15 месяцев пребывания там Петр многое повидал и многому научился. Вернувшись в Россию, он начинает преобразовательскую деятельность, начинает перестраивать весь домостроевский уклад в стране. Ребята, что вы знаете об этих нововведениях?
Выступление учащихся (предварительно подготовленных):
1 – Введение календаря
2 – Брадобритие
3 – Ношение европейского платья (на экране – европейское платье и картина Николая Неврева « Петр I в иноземном платье»).
4 – Введение Ассамблей с 1718 года (использование толкового словаря С.И. Ожегова в трактовании слова «ассамблея»).
5 – Учреждение Ордена Андрея Первозванного. На экране орден (первым этот орден получил генерал – адмирал Ф.И. Головин). А сам Петр I стал только – 6-ым кавалером, получив орден за захват 2-х шведских кораблей в устье Невы.
6– Создание Флота.
7–Открытие музея (кунсткамеры). Использование толкового словаря С.И. Ожегова в трактовании слова «кунсткамера»).
8 – Строительство города.
ФИЗМИНУТКА
- Многое сделал Петр для России. Но в чем же он был «необыкновенным»?
VI. Работа с учебником.
Чтение статьи в учебнике с. 53 (самостоятельно).
- Что же необычного было в характере Петра?
- Петр полностью перевернул жизнь страны. Была московская Русь неторопливая, непохожая на западных соседей, стала Российская империя, Великая Европейская держава. Петр изменил в России все. По-новому начал управлять страной. Вместо подъячих — чиновники, вместо боярской Думы – сенат. Создал новую армию. В детстве – потешное войско. Затем войско выросло в 2 полка – Семеновский и Преображенский. По их образцу Петр изменил всю армию. Да, он все сам умел делать: и сапоги тачать, и оружие ковать ,и корабли строить, и законы писать. И законы эти не обходили ни одной мелочи. Всем боярам и дворянам бороды брить, носить европейское платье, по утрам пить кофе, танцевать на балах.
Петр хотел, чтобы его соотечественники и думали бы на европейский манер.
Это он построил флот, разбил шведов и на отвоеванных у шведов берегов построил вот этот город.
(На экране улицы, площади, дворцы Санкт-Петербурга).
- Вы догадались, что это за горд? Красивый? А кто из вас бывал в Санкт-Петербурге? Чем вас удивил и поразил этот город?
300 лет назад на этом месте (1703) были одни пустынные болота да скучные сосновые леса росли на берегах синей Нивы. Почему же Петр I решил заложить город именно на этом голом месте? Давайте разберемся. Откройте тетрадь по истории с. 26. Рассмотрите карту. Верно, это самый короткий путь выхода в Европу. Петр I, видимо, также рассуждал, как и вы.
Для самого Петра создание приморской столицы было воплощением мечты и мысли веков – Петр основал и строил город не просто как государственный деятель и военный стратег, но и как вдохновенный художник. Сам государь называл его парадизом – раем. Но в первые годы строительства город совсем не походил на рай. Много невзгод и трудностей пришлось испытать его строителям. Прочтите об этом на с. 54 (1 абзац).
- Заложили сначала крепость, а в ней церковь Петра и Павла и город Петр назвал на европейский манер – Санкт-Петербург.
Что это означает?
Сообщение ученика (Санкт — в переводе с латинского означает – «святой», Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург по немецки – «город»).
(На экране картина Николая Добровольского «Здесь будет город заложен».)
-Посмотрите на картину.
Чтение учителем отрывка из повести «Медный всадник» А.С. Пушкина.
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца
Кругом шумел,
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен,
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
-Основанием Санкт-Петербурга Петр I «прорубил окно» в Европу. Такую образную оценку получило в истории это важное предприятие царя Петра I.
VII. Закрепление изученного.
Итак, ребята, А.С. Пушкин «посвятил» Петру I поэтический «памятник» — «Медный всадник». Скульптор Фальконе воздвиг памятник «Медный всадник» из камня.
- А за что бы вы поставили памятник Петру I?
Вы ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Верно, Петр I достоин славы, достоин памяти своих соотечественников, хотя он и был «необычным» царем.
(На экране слова: «Я так хочу, потому что считаю это хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть».- таков был девиз всей его жизни, направленной во славу России, которая была для него превыше всего.
VIII. Подведение итогов.
Ребята, кому было на уроке интересно? Что удивило, поразило? Я благодарна вам за работу на уроке. Мне работалось с вами легко и интересно. Оценки.
IХ. Домашнее задание: с. 53-54, тетрадь с.24
Файлы: урок истории.ppt
Размер файла: 1534976 байт.