Автор конспекта:
Автор(ы): — Милова Ирина Петровна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ №2 р.п. Степное, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — o Познакомить учащихся с нововведениями Петра I; o Развивать умения анализировать, сопоставлять факты, делать выводы ; o Прививать интерес к историческому прошлому нашей Родины, воспитывать патриотизм.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок формирования новых знаний, одной из главных задач которого является воспитание уважения к культуре и традициям прошлого нашей страны. В основе урока даны исторические события страны через деяния человека, стремящегося сделать Россию великой державой. По типу это урок–поиск, в основе которого лежит проблемно- поисковый метод. Формирование знаний учащихся происходит через исследовательскую деятельность, в итоге которой они приходят к выводу, что Петр I- царь-император, царь-реформатор, великий и неординарный человек, достойный памяти и уважения своих соотечественников.

I. Организационный момент.

II. Введение в урок.

- Улыбнитесь мне, друг другу, и пусть сегодня на уроке нам работается легко и интересно!

III. Повторение пройденного материала.

- Начнем сегодняшний урок с разгадывания кроссворда, а для того чтобы его разгадать и найти ключевое слово, вспомним предыдущий материал.

(На доске кроссворд)

Итак:

1. Где впервые появился печатный станок? Назовите фамилию мастера.

2. Кем был изобретен печатный станок в России?

3. В каком городе И. Федорову был поставлен памятник? За какие заслуги перед Отечеством?

4. Как называлась первая печатная книга, изданная в России? Назовите дату издания (1 марта 1564г.).

5. Назовите фамилии этих людей. За что им был поставлен памятник? (На экране памятник Минину и Пожарскому).

6. В каком городе прозвучал призыв Кузьмы Минина помочь своей Отчизне?

Г

Е

Р

М

А

Н

И

Я

Ф

Е

Д

О

Р

О

В

М

О

С

К

В

А

А

П

О

С

Т

О

Л

М

И

Н

И

Н

П

О

Ж

А

Р

С

К

И

Й

Н

О

В

Г

О

Р

О

Д

-За великие заслуги перед родным Отечеством воздвигли наши соотечественники памятник И. Федорову, К. Минину и Дм. Пожарскому.

- Прочитайте ключевое слово (Романов).

IV. Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке по фамилии Романов. Он был 3-им царем из династий Романовых. Ему тоже наши соотечественники поставили памятник.

(На экране памятник Петру I («Медный всадник» Фальконе).

- Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? Это тема нашего сегодняшнего урока.

(На экране тема урока)

- За какие великие дела на благо России поставлен памятник Петру I, за что он был прозван «необычным царем» предстоит нам сегодня узнать на уроке.

V. Изучение нового материала.

( На экране портрет Петра I и годы его жизни 1672-1725г.)

- Петр I не был похож на того монарха на троне или в золоченой карете, каким виделся царь многим поколениям людей.Его поведение удивляло не только его современников, но и царское окружение поздних поколений царедворцев.

А родился Петр I 30 мая 1672 года. В этот день по всей Москве служили благодарственные молебны, стреляли из пушек, а счастливый отец, царь Алексей Михайлович Романов, одаривал своих ближних подарками, отменял суровые приговоры.

В 1676 году отец Алексей Михайлович умирает. Сколько лет было Петру? (4 года). В 10 лет Петр стал царем, разделив престол со своим слабоумным братом Иваном (на этом настояла их старшая сестра Софья, которая фактически управляла страной). И только с 1696 года Петр стал единодержавным царем России. И было ему на тот момент … Сколько лет? (24 года). В этом же году он отправляется в Европу. За 15 месяцев пребывания там Петр многое повидал и многому научился. Вернувшись в Россию, он начинает преобразовательскую деятельность, начинает перестраивать весь домостроевский уклад в стране. Ребята, что вы знаете об этих нововведениях?

Выступление учащихся (предварительно подготовленных):

1 – Введение календаря

2 – Брадобритие

3 – Ношение европейского платья (на экране – европейское платье и картина Николая Неврева « Петр I в иноземном платье»).

4 – Введение Ассамблей с 1718 года (использование толкового словаря С.И. Ожегова в трактовании слова «ассамблея»).

5 – Учреждение Ордена Андрея Первозванного. На экране орден (первым этот орден получил генерал – адмирал Ф.И. Головин). А сам Петр I стал только – 6-ым кавалером, получив орден за захват 2-х шведских кораблей в устье Невы.

6– Создание Флота.

7–Открытие музея (кунсткамеры). Использование толкового словаря С.И. Ожегова в трактовании слова «кунсткамера»).

8 – Строительство города.

ФИЗМИНУТКА

- Многое сделал Петр для России. Но в чем же он был «необыкновенным»?

VI. Работа с учебником.

Чтение статьи в учебнике с. 53 (самостоятельно).

- Что же необычного было в характере Петра?

- Петр полностью перевернул жизнь страны. Была московская Русь неторопливая, непохожая на западных соседей, стала Российская империя, Великая Европейская держава. Петр изменил в России все. По-новому начал управлять страной. Вместо подъячих — чиновники, вместо боярской Думы – сенат. Создал новую армию. В детстве – потешное войско. Затем войско выросло в 2 полка – Семеновский и Преображенский. По их образцу Петр изменил всю армию. Да, он все сам умел делать: и сапоги тачать, и оружие ковать ,и корабли строить, и законы писать. И законы эти не обходили ни одной мелочи. Всем боярам и дворянам бороды брить, носить европейское платье, по утрам пить кофе, танцевать на балах.

Петр хотел, чтобы его соотечественники и думали бы на европейский манер.

Это он построил флот, разбил шведов и на отвоеванных у шведов берегов построил вот этот город.

(На экране улицы, площади, дворцы Санкт-Петербурга).

- Вы догадались, что это за горд? Красивый? А кто из вас бывал в Санкт-Петербурге? Чем вас удивил и поразил этот город?

300 лет назад на этом месте (1703) были одни пустынные болота да скучные сосновые леса росли на берегах синей Нивы. Почему же Петр I решил заложить город именно на этом голом месте? Давайте разберемся. Откройте тетрадь по истории с. 26. Рассмотрите карту. Верно, это самый короткий путь выхода в Европу. Петр I, видимо, также рассуждал, как и вы.

Для самого Петра создание приморской столицы было воплощением мечты и мысли веков – Петр основал и строил город не просто как государственный деятель и военный стратег, но и как вдохновенный художник. Сам государь называл его парадизом – раем. Но в первые годы строительства город совсем не походил на рай. Много невзгод и трудностей пришлось испытать его строителям. Прочтите об этом на с. 54 (1 абзац).

- Заложили сначала крепость, а в ней церковь Петра и Павла и город Петр назвал на европейский манер – Санкт-Петербург.

Что это означает?

Сообщение ученика (Санкт — в переводе с латинского означает – «святой», Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург по немецки – «город»).

(На экране картина Николая Добровольского «Здесь будет город заложен».)

-Посмотрите на картину.

Чтение учителем отрывка из повести «Медный всадник» А.С. Пушкина.

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца

Кругом шумел,

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен,

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно».

-Основанием Санкт-Петербурга Петр I «прорубил окно» в Европу. Такую образную оценку получило в истории это важное предприятие царя Петра I.

VII. Закрепление изученного.

Итак, ребята, А.С. Пушкин «посвятил» Петру I поэтический «памятник» — «Медный всадник». Скульптор Фальконе воздвиг памятник «Медный всадник» из камня.

- А за что бы вы поставили памятник Петру I?

Вы ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Верно, Петр I достоин славы, достоин памяти своих соотечественников, хотя он и был «необычным» царем.

(На экране слова: «Я так хочу, потому что считаю это хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть».- таков был девиз всей его жизни, направленной во славу России, которая была для него превыше всего.

VIII. Подведение итогов.

Ребята, кому было на уроке интересно? Что удивило, поразило? Я благодарна вам за работу на уроке. Мне работалось с вами легко и интересно. Оценки.

IХ. Домашнее задание: с. 53-54, тетрадь с.24

Файлы: урок истории.ppt
Размер файла: 1534976 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология