Автор конспекта:
Автор(ы): — Прохоренко Тамара Егоровна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 3 г. Дубовки учитель русского языка и литературы
Регион: — Волгоградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — научить наблюдать изменения окружающей среды, рассказывать о них, используя выразительные средства языка; развить художественно видение и образное мышление, воображение; воспитать интерес к произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных писателей и композиторов.
Краткое описание: — Интегрирование является важнейшим средством формирования у школьников мировоззрения. Оно способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности. Связь уроков литературы с уроками музыки основывается прежде всего на эмоционально-экспрессивной общности изучаемого материала. Эта связь развивает речевой слух, повышает культуру речи, содействует эстетическому воспитанию. Она помогает обобщить впечатления о предмете по-разному: композитор передает красоту окружающего мира звуками, тогда как писатель использует выразительные средства языка. Данные направления интегрирования формируют у учащихся стремление к самообразованию, самовоспитанию и самовыражению.
Интегрированный урок
(Литература – музыка)
На тему: «Неразлучны в России музыка, проза, поэзия).
— — Цели:
— - научить наблюдать изменения окружающей среды, рассказывать о них, используя выразительные средства языка;
- развить художественно видение и образное мышление, воображение;
- воспитать интерес к произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных писателей и композиторов.
— Ход урока.
— 1. Вступительное слово учителя литературы с обзором выставки книг «Перед ликом священной природы».
— 2. Игровой момент. Встреча с Лесовиком.
— Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом?
— В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
- Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете:
1) В лесу под елкой крошка –
Только шапка да ножка.
(Достает из кузовка грибок).
2) В моем лесу под деревом Андрейки
Все в тюбетейках.
(Желуди).
— Вот какой мой лес
Полон сказок и чудес!
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную.
— 3. Конкурс загадок. Загадки на тему о природе. Правильный ответ – жетон.
— 4. Работа с текстом. (В. Бианки «Она»).
Природа, действительно, — загадка. Поговорим о героях рассказа В. Бианки «Она». Какую главную мысль мы должны понять, осознавая содержание.
I. Так начинается рассказ молодого ученого…(пересказ, близкий к тексту, от 1-го лица, завязка в рассказе, стр. 287 – 288).
II. Экспедицию сопровождала проводник, девушка – ойротка, представительница одной из национальностей, живущих на Алтае. О чем предупредила она молодого ученого?
III. Cамоуверенный, самонадеянный молодой человек решился отправиться на прежнее место стоянки. Представьте себе картину, слушая данный эпизод. «Я спокойно стоял…» стр. 293 – 294.
IV. Сравните поведение молодого ученого до урагана и после него, познакомившись с такими словами рассказа «Из-за поворота…» стр.297 – 298.
Вывод: Что же может произойти с человеком, который пренебрежительно относится к законам природы?
Обобщение:Да, человек должен жить в согласии с природой, познавать и уважать ее «законы». Человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитать.
Не то что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык…
— 5. Звучит музыка Грига «Утро».
На фоне звучания учитель музыки говорит о природе в музыке, коротко об опере А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Многие произведения русских и советских композиторов заставляют нас вспомнить русскую природу, картины русских художников – пейзажистов, сюжеты сказок о природе, добре, любви. Вероятнее всего это происходит от того, что в музыке Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова мы слышим отзвуки русской народной песенности, а русская народная песенность неотделима от русской природы.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков. Конечно, не только природе посвятил он свое творчество. В младших классах мы знакомились с его произведениями «Золотой петушок», «Садко».
Но есть у Римского-Корсакова и другие оперные и не только оперные произведения, в которых он воспевает природу – море, лес, солнце, времена суток и времена года. Среди этих его произведений на первое место должна быть поставлена одна из самых поэтических опер во всем мировом оперном искусстве – «Снегурочка». Опера эта написана на сюжет сказки Алексея Николаевича Островского. Сочинял ее Римский-Корсаков с огромным увлечением. Чтобы написать всю оперу вчерне, ему понадобилось всего лишь два с половиной месяца! «Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка», — писал позже Римский-Корсаков. – Я сочинял каждый день, и целый день… музыкальные мысли преследовали меня неотступно». Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой» и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года – весна неизбежно уходит, уступая место лету, как холодность Снегурочки тает перед прекрасным чувством любви.
— 6. Либретто оперы «Снегурочка».
(Заранее подготовленный ученик).
Я коротко расскажу либретто этой оперы, т.е. ее смысловое содержание:
Да, Дочь Деда Мороза и Весны – холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает, истаивает от первых же теплых лучей летнего солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на свирели и поет песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.
— 7. Слушание «Песни Леля» из оперы.
Какие чувства вызвала у вас «Песня Леля»? Какое настроение?
Вывод: В этой песне удивительнейшим образом сочетается простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством. И причина этого кроется, видимо, в том, что Римский-Корсаков сумел слить воедино выразительность языка сказки Островского с увлекательной мелодией народно-песенного склада.
— 8. Конкурс стихов и прозы.
Когда слушаешь волшебные звуки музыки, вспоминаешь слова А. С. Пушкина: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает».
Все на свете о любви. Любовь к искусству, любовь к жизни, любовь к природе… Как звучит она в стихах и прозе.
Лирика:
А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы».
Н. Рубцов «Про зайца».
М. Исаковский «Весна».
Н. Заболоцкий «Вечер на Оке».
Проза:
В. Юровских «Живая вода».
С. Багров «Зеленая Русь».
— 9. Связь литературы и музыки.
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки…
Прежде всего, если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни писали их поэты всего мира, — остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни.
А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили для них музыку. Без музыки эти стихи словно бы лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. С давних пор наш русский народ слагал прекрасные стихи, поэмы, былины, сказы, исполненные с музыкальным сопровождением.
Послушайте русскую народную песню «А я по лугу…». (Сопровождается танцем).
— 10. Творчество учащихся.
А народ наш поистине талантлив. Радости и печали, ожидания и мечты выразились не только в песне, но и танце, стихах, прозе.
Свои стихи читают учащиеся.
— 11. Заключение – итог.
Учитель музыки:
Многие сотни лет слушают миллионы людей – и детей, и взрослых -прекрасные произведения, воспевающие природу, жизнь, добро. Эта музыка учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь – беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства.
Звучит песня «Раненая птица».
Учитель литературы:
Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. Но литература напоминает нам об этом, тревожит вопросами: зачем живем, что оставим после себя.
— 12. Сочинение – миниатюра «Мнение об уроке».
— — — —
Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 9067008 байт.