Автор конспекта:
Автор(ы): — Шлюнько А.Г.
Место работы, должность: — МОУ «Зырянская СОШ», учитель физики
Регион: — Томская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Сопровождение к уроку по заданной теме. Итоговый урок 1 раздела физики 7 класса.
Сценарий урока с использованием компьютера
Преподаватель – Шлюнько Анатолий Георгиевич
Предмет – физика Тема – Физические величины и их единицы измерения Продолжительность занятия – 40 минут Класс – седьмой Образовательное учреждение – Томская область, Зырянский район, село Зырянское, Муниципальная образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа №2» Авторский медиапродукт – среда (Flash, Paint)
Приборы и материалы: карандаш, фрагмент листа бумаги в клетку, монета 1 рубль, ластик, пустой спичечный коробок, термометр, карта к уроку, компьютер, проектор, динамики.
Целеполагание (на экране фрагмент мультфильма 38 попугаев). — (Слоненок) А что вы тут делаете? — (Удав) Меня меряем. — (Мартышка) Только мы не знаем как. — (Слоненок) А когда не знаешь, как, надо у кого-нибудь спросить! — Ребята, какая проблема возникла у героев мультфильма? — Как можно данную проблему решить? — Как вы думаете, над, чем мы сегодня будем работать на уроке? (на экране появляется тема и цель урока) Тема урока: «Физические величины и их единицы измерения». Цель урока: научиться измерять физические величины нестандартными методами. Повторение изученного материала (на экране тестовое задание по физическим величинам, единицам измерения, приборам измерения) провести в форме фронтального опроса (3). — Что называют физической величиной в физике? — Что значит измерить физическую величину? — Необходимо правильно классифицировать представленные вам физические величины, единицы измерения, приборы. После классификации видим в столбце «Единицы измерения» видим: метры, килограммы… — Назовите какую-нибудь единицу измерения, которой здесь нет. 1) Нестандартные возможности измерения физических величин. — Ребята, в жизни можно встретить достаточно много ситуаций, когда необходимо будет измерить какую-либо физическую величину, а под рукой не окажется приборов для измерения. — В этом случае мы можем применить для измерения нестандартные единицы. — Герои известного мультфильма нашли решение проблемы следующим образом…(фрагмент мультфильма 38 попугаев). (Измерение удава попугаем) — Какую единицу измерения использовали герои мультфильма в данном фрагменте? — Какова все же длина удава? — Что нам надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (сопоставить длину попугая с привычной для нас величиной, например метром) На столах у вас находится карта к уроку, в которой есть таблицы и нам с вами по мере выполнения заданий придется их заполнять. а) Оцените длину карандаша используя материалы, находящиеся на вашем рабочем месте (на столах: тетрадный лист в клетку, пустой спичечный коробок, монета, ластик) и результаты занесите в таблицу №1 (допустим 5 монет, 2 коробка ит.д.) б) Теперь с помощью линейки определите длину карандаша. — Результаты своих измерений занести в таблицу (таблица будет включена в карту урока) — Проведем анализ полученных результатов, каким способом определяли длину (выслушать несколько вариантов) — Что может служить средством измерения? (любой предмет, соблюдать однородность) — Может ли одно и тоже физическое тело быть разных размеров? — А теперь оцените с помощью линейки расстояние между расставленными большим и указательным пальцами («пядь»). Запомните это значение, в жизни может пригодиться, когда надо будет быстро оценить размер тела, а под рукой не окажется инструментов. в) на экране фрагмент «Гроза» (разряд молнии, через некоторое время слышны раскаты грома). — Что мы с вами сейчас наблюдали? — А гроза это что, с точки зрения физики? — Оценить временной промежуток между молнией и раскатом грома, не используя часов, секундомеров. — Результаты своих измерений занести в таблицу. Определить истинное значение времени между разрядом и громом, запустив таймер. — Проведем анализ полученных результатов. — Каким способом определяли время (выслушать несколько вариантов). Парашютисты во время прыжка проговаривают числа 221, 222, 223 – что соответствует временному промежутку в 3 секунды. — Значит, физические величины можно измерять как стандартными величинами, так и нестандартными. Стандартные величины сведены в Международную систему величин (СИ) с которой вы уже знакомы, но и сейчас можно встретить ситуации практического применения нестандартных единиц измерения. — например, вы оценивали время интервалами проговора числа, длину клетками и коробками. — на самом деле нестандартные величины широко используют в технике, например размер экрана телевизора, монитора измеряют, как правило, в дюймах. 2) – Есть ли среди вас ребята, неравнодушные к футболу? Сами играете или может быть, являетесь болельщиками? — Оцените расстояние, с которого был выполнен штрафной удар? Как вы определили это расстояние? 3) Объективность и субъективность измерений. — Есть ли среди вас занимающиеся рыбной ловлей? — Самая большая рыба, пойманная вами, была каких размеров? Покажи размер! В свободное время я увлекаюсь рыбалкой. Мне удалось поймать чудо-рыбу длиной около 5 метров. — Согласны ли вы с моим утверждением, что рыбина была действительно уникальных размеров? — Почему вы так думаете? Затем появляется фотография, где эту рыбину я держу в руках. — Что может послужить причиной искажения действительных данных? — Как по фотографии можно оценить истинный размер рыбины? (Истинный размер 123 см, масса 8200 г) 4) Повторение: Многие физические приборы имеют шкалу и для точности определения показаний необходимо знать цену деления. — Как определить цену деления шкалы (5)? 5) Определение цены деления шкал различных физических приборов. Необходимо правильно определить цену деления шкалы каждого из физических приборов, показанных на рисунке. Полученные результаты занести в таблицу. 6) — На столах у вас находится эскиз виртуального физического прибора «Эмоциометра», нанесите штриховку на шкале данного прибора таким образом, чтобы цена деления оказалась равной 1 эмоции. (Расстояние от 0 до 5 равно 10 см, линейки у детей тоже уже находятся на столах). После окончания работы, на экране показаны эталонные варианты шкалы для каждого ряда. В фольклоре некоторые несистемные единицы измерения использовались для образной характеристики героя, события, явления. 7) На экране появляется слайд «Неметрические единицы измерения в фольклоре». Как вы понимаете высказывание «Косая сажень в плечах» ≈ 2 м 48 см Что несет в себе выражение: «Семь футов под килем» ≈ 2 м 13 см — Известны ли вам другие поговорки, выражения, пословицы? Что-нибудь, о золотнике, фунте, пуде, пяди? — Предлагаю вам идею: подобрать материал поговорок, пословиц, крылатых выражений, в которых встречаются названия несистемных единиц измерения. Выясните историческое происхождение единицы, дайте трактовку тому выражению, где она встречается. — Пусть это будет вашим домашним заданием. — Итак, урок подошел к своему финалу. — Так о чем мы сегодня вспомнили на уроке? — Что нового узнали? — Мы сегодня научились измерять физические величины, используя различные единицы измерения, но более привычным и удобным для нас являются единицы измерения, широко использующиеся во всем мире, система СИ. — Провожая корабли в плавание, вслед говорили: «Семь футов под килем!» — Семь футов под килем вам ребята в океане физики! — На получившейся шкале «Эмоциометра» стрелкой укажите своё текущее эмоциональное состояние. Спасибо за урок!
Файлы: Презентация.rar
Размер файла: 330448 байт.