Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Определить значение образа Кусаки и второстепенных персонажей в раскрытии идеи произведения.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Снежневская. Литература. 5 класс. Мнемозина, 2008г.
Используемое оборудование: —
Доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.
ХОД УРОКА
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое
обоснование
1.Организа-
ционный
момент.
Здравствуйте. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- Вы рады нашей встрече?
Приветствуют учителя.
Дети отвечают: «Да».
Создаётся настрой на работу.
2. Опрос
по ранее пройден
ному ма
териалу.
- Чем вам запомнился
Л. Н. Андреев?
Учащиеся отвечают на предложенный вопрос, отмечая: любовь ко всему огромному, он гениальный актёр, живописец. Дети говорят о его «чрезмерной» доброте, жалости, благородстве.
Проводится фронта- льная беседа с целью закрепления пройденного матери ала и перехода к работе над рас сказом.
3.
Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о рассказе Л. Н. Андреева «Кусака». Тему урока я озаглавила так: «Нравственные ценности в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака».
- Как вы понимаете, что такое «нравственные ценности»?
- Какой отклик в вашей душе оставило прочитанное вами произведение?
- Почему рассказ разделён на 5 частей?
Дети говорят, что это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Дети жалеют Кусаку, сурово осуждают мужика. Они отмечают доброту дачников.
Дети отвечают, что рассказ разделён на 5 частей, так как в каждой из них говорится об определённом периоде жизни Кусаки.
Проводится фронтальная беседа с целью активизации в памяти учащихся знания текста, определения уровня первичного восприятия текста, эмоционального отклика.
- Дома вы составляли сюжетный план рассказа. Давайте послушаем, что у вас получилось.
- У всех ли так озаглавлены части рассказа?
Один из учеников зачитывает сюжетный план рассказа.
Несчастная жизнь
собаки.
Приручение Кусаки.
Счастливые дни
Кусаки.
Грустное
предчувствие.
Страдания брошенной
Кусаки.
Дети делятся своими мыслями, сравнивают свою работу с работой товарища.
Индивидуальная работа закрепляет умение ученика выделять главное в эпизоде, составлять сюжетный план.
Создаётся эмоцио -
нальный настрой, необходимый для перехода к анализу рассказа.
4. Анализ
рассказа
«Кусака».
В ходе анализа рассказа (по главам) обращаемся к сюжет-ному плану.
Давайте с вами посмотрим, почему у Кусаки была несчастная жизнь. Для этого обратимся к первой части рассказа.
- Почему собака стала злобной?
- Как в рассказе показана её злоба?
- Как к ней отнёсся «пропойца – мужик»?
- Почему он накопил в себе злобу?
Не только собака, но и мужик накопил в себе злобу, оказался коварным и безжалостным человеком. Кусаке после встречи с ним трудно было поверить в ласку, её трудно было приручить.
- Как показывает писатель, что Кусаке нелегко поверить в добрые чувства людей к ней?
После того, как Кусака привыкла к людям в её жизни наступили счастливые дни.
- Какую роль в преображении Кусаки сыграла ласка? Найдите во 2 и 3-й частях рассказа места, где автор пишет о ласке.
- Как изменила Кусаку дружба с людьми? Прочитайте об этом.
Несмотря на счастливые перемены в судьбе Кусаки, нас не покидает грустное предчувствие.
- Найдите в 4 части описания, вызывающие грустные, тоскливые чувства.
- Зачем писатель создаёт такое настроение у читателей?
- Для чего в этой части приведён диалог мамы с Лёлей?
- Как вы оцениваете отношение Лёли к собаке?
- Как можно было бы поступить с Кусакой?
- Объясните, когда Кусака несчастней – до или после дружбы с людьми.
Давайте вспомним, что пишет Андреев во 2 главе:
«.. Дачники были очень добрыми людьми…». Как вы считаете, это сказано серьёзно или с иронией?
Детям сложно заметить иронию в словах автора, поэтому учитель высказывает своё мнение: «Нам думается, что писатель искренне называет дачников добрыми людьми. Они, не зная тяжёлого прошлого Кусаки, может быть, и сами не догадывались, какую роль сыграли в её жизни. Но их доброта поверхностна, она не переходит в ответственность за того, кого приручили».
Такой приём и называется «иронией». Давайте запишем определение этого понятия. Дети списывают с доски: «Ирония – это стилистический приём, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном значении с целью насмешки».
- Какова идея произведения?
Кусаку бросили и она осталась одна.
- Давайте прочитаем с вами 5 главу со слов: «Наступила ночь…».
- Какие чувства у вас вызывает эта часть?
- Что ждёт Кусаку?
Учащиеся отвечают на предложенные вопросы по просьбе учителя.
Дети зачитывают из текста предложения: « От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она.. ребята бросали в неё камнями и палками»;
«Со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить»; «… в одиночестве копила страх и злобу»; «… злобно ворчала».
Дети говорят о том, что он пожалел её, «позвал по имени», «с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога».
Дети зачитываю предложение: «Он вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми…».
Учащиеся выделяют словосочетания, предложения, которые особенно ярко показывают, как постепенно шла Кусака на сближение с людьми: «Яростно вцепилась зубами в раздувшийся подол платья, рванула и…», «новое имя «Кусака», «на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей; присматривалась к их лицам и усвоила их привычки», «перевернулась на спину и закрыла глаза… её приласкали», «у неё отняли ей непримиримую злобу».
Учащиеся выполняют задание, отвечая на него по просьбе учителя. Дети зачитывают фрагменты из текста: «Долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара», «и долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которое она не могла понять и на которое она не могла ответить».
Дети читают: «Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас», «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», «привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться».
Учащиеся зачитывают из текста: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо…», «дождь то принимался идти, то утихал…», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль»
Показать грустные предчувствия Кусаки.
«Жалко», «бедная Куска».
Дети говорят о том, что Лёля жалела собаку, но с собой не взяла, бросила.
Дети предлагают разные пути для решения этой проблемы: взять с собой, даже если мама против; остаться с Кусакой на даче.
Одни учащиеся считают, что после дружбы с людьми Кусака стала несчастной, так как теперь её будет сложно привыкнуть к одиночеству.
Другие дети считают, что благодаря дружбе с людьми Кусака испытала такое чувство, как счастье, которое многие так и не познали.
Мнения учащихся расходятся. Одни считают дачников добрыми людьми, другие – злыми. Третьи говорят о том, что Кусака должна быть благодарна дачником за внимание, ласку.
Дети записывают в свои тетради новое понятие.
Дети говорят о том, что «мы в ответе за тех, кого приручи ли», должны быть добрыми.
Один учащийся читает вслух, другие следят по тексту.
Эта часть вызывает у детей такие чувства, как: грусть, печаль, жалость, желание за плакать.
Дети высказывают разные предположения: останется жить на даче, будет ждать приезда дачников в следующем году и др.
Работа с текстом, внимание к слову, выборочное чтение, интерпретация текста.
Эмоциональный отклик учащихся. Воспитательное значение.
Выборочное чтение. Показать, что пока собака действительно была «кусакой», у неё не было имени, Кусака же не в состоянии укусить, потому что у неё лаской, вниманием
«отняли её непри -
миримую злобу».
Выборочное чтение.
Раскрыть учащимся необычайную силу, неожиданность и точность слов об ощущениях существа, не привыкшего к ласке.
Выборочное чтение используется для того, чтобы показать учащимся счастливые дни Кусаки.
Выборочное чтение используется для выявления роли слова в описании начала осени и отъезда дачников.
Чтение диалога по ролям используется для передачи чувств Лёли.
Фронтальная беседа используется для показа отношений персонажей к собаке.
Показать отношение учащихся к собаке.
Создаётся проблемная ситуация, в которой учащиеся высказывают и доказывают свою позицию.
Диалог помогает
понять отношение детей к собаке, дачникам.
С помощью фронтальной беседы подвести учащихся к мысли о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Вводится новое понятие - «ирония».
С помощью вырази-
тельного чтения понять, что чувствует
Кусака.
Фронтальная беседа подводит учащихся к выполнению домашней работы.
5. Вывод
по уроку.
- Какие чувства вызвал у вас разговор о судьбе Кусаки?
- Дома вы делали иллюстрацию к одному из эпизодов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети говорят о том, что надо быть добрыми, внимательными. Не надо забывать о том, что «мы в ответе за тех, кого приручили».
Дети показывают свои рисунки, аргументируют свой выбор.
Фронтальная беседа.
6. Домашнее задание.
- Напишите сочинение на тему «Сон Кусаки».
Учащиеся записывают домашнее задание.
Домашнее задание является естественным завершением разбора рассказа. Анализ рассказа на уроке можно считать подготовкой к ней.
7.
Подведение итогов.
Учитель называет оценки за урок, называя «+» и «-» отвечающих. Ставит оценки в дневник.
Формируется способность учащихся воспринимать критику в свой адрес; положительный настрой на дальнейшую работу.
Файлы: Презентация.pptx
Размер файла: 2678151 байт.