Автор конспекта:
Автор(ы): — Гусева Елена Васильевна
Место работы, должность: — МОУСОШ №49, учитель начальных классов
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Используемая методическая литература: —
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. (М. Народное образование 1998г.)
2. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. (М. Интор, 1996г.)
Краткое описание: — Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций.
«Использование элементов технологии проблемногообучения на уроках литературного чтения».
Осуществляя личностно – значимое обучение на уроках чтения, я использую элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
1. Проблемная ситуация с удивлением.
Приемы:
— одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;
— столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.
2. Проблемная ситуация с затруднением.
Приемы:
— дать практическое задание, не выполнимое вообще;
— дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
На уроках чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, я продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.
Покажу на примере рассказа Л.Толстого «Акула» возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения.
Основными этапами изучения произведения будут:
1) выявления общего читательского восприятия;
2) постановка проблемы и решение её через анализ текста;
3) выводы, идеи.
После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.
— Понравился ли рассказ? Чем?
— Какие эпизоды запомнились лучше всего?
Далее ставлю первый проблемный вопрос:
— Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
а) радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;
б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.
Разрешение этой проблемы.
— Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя.
— Какова его основная мысль? С помощью каких слов она выражается?
( День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно»)
— Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару.
— Найдите эпизод купания мальчиков.
— Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте.
(«плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали»).
— Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.
— Как вы понимаете выражение « Артиллерист, бледный как полотно»?
— Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)
— Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)
— Какими словами передано чувство страха?
— Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей? (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).
Выводы.
— Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)
— Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).
Второй проблемный вопрос:
— Кто является главным героем рассказа?
— Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).
— Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).
— Чьи черты характера переданы наиболее полно?
а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).
— Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)
б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).
в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)
Третий проблемный вопрос.
— Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)
— Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.
— Как переданы переживания артиллериста?
— Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?(мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).
— Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)
— Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)
— Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)
— Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)
На данном уроке, как мне кажется, принципиально важна исследовательская направленность в работе, которая побуждала детей к осмысливанию текста, а так же к выборочному и выразительному чтению.
Ставя перед своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников, находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям.
Файлы: Свиридов Метель тройка лошадей .mp3
Размер файла: 6603882 байт.