Автор конспекта:
Автор(ы): — Пупынина Лариса Николаевна
Место работы, должность: — МОУ СОш №127 учитель начальных классов
Регион: — Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: — УчебникОкружающий мир
Авторучебника Плешаков
Краткое описание: — Организационный момент. Под мелодию песни «С чего начинается Родина», сообщаю тему урока и его цели. —
АвторсоставительурокаПупынинаЛарисаНиколаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №127 Октябрьский городской округ г. Уфа Республика Башкортостан
Предмет- окружающий мир
Класс4
УчебникОкружающий мир
Авторучебника Плешаков
Страницы
Темаурока«РазнообразиеприродынашейРодины.Обобщениезнаний оприродныхзонах России.
Демонстрационныйматериал:картаприродныхзонРоссии,таблицасзадачейопротяженностиграниц,правилаповедениявлесу(вкартин-кахизнаках),таблица«ВКраснуюкнигузанесены…»,рисункидетей,рефератыоживотных,выставкакнигоприроде,индивидуальныецифровыесигналыиперфокарты.
Ходурока.
Организационныймомент.
Подмелодиюпесни«СчегоначинаетсяРодина»,сообщаютемуурокаиегоцели.
-Словогидрометеоцентру.Детиработаютповопросамизаданиям.
Анализпогодытекущегодня.
Анализпогодызапрошедшуюнеделю.
Какиеизменениявнеживойприродепроизошлизапоследнююнеделю?
Какопределить,какоевремягодасейчасвнашейполосе?
Чтоговоритоявномприближениивесны? Какиеизменениявнеживойприродепроизошлизапоследнююнеделю??Какопределить,какоевремягодасейчасвнашейполосе?
Чтоговоритоявномприближениивесны?Какиепризнакивеснымынаблюдаем?
Дваученикаполучаютзаданиеудоски.
Задание1.
Надоскекартинкисизображениемживотных:северногооленя,моржа,
песца,белойсовы.
Вкакойприроднойзонеобитаютэтиживотные?(Тундра).
Ктоизних«заблудился» ? ( Морж – онживётварктическойзоне)
Краткорасскажитеоприродеэтойзоне.
Какиерастенияэтойзонывызнаете?Чтоздесьещёинтересное?
Задание2.
Записьнадоске.
Морошка,полярнаяберёза,ковыль,тюльпан,клён,липа,саксаул,верблюжьяколючка.
Тундра,лес,степь,пустыня.
Прочитайтеназваниярастений,стрелкойукажитепринадлежностькаждогорастениякопределённойзоне.
Детивыполняютзадание.
Краткорасскажитеоприродезоны,расположеннойсевернеетундры. ( Арктика).
Ниводнойстранемирамынеувидимтакогоразнообразиязон.Почему ?(Площадь,которуюзанимаетнашаРодина, равна17,1млнкм)
НаскольковеликапротяженностьграницРоссии,выузнаете,еслирешитезадачу.
Надоскеплакатстекстомзадачи.
17000+26000=43000(км)
43000+17000=60000(км)
Ивездеживутлюди.Давайтенемногопофантазируемнаэтутему.Представьтесебе.Чтояполучиланесколькописемиздалека.Этиписьмаотвас,послушайтенесколько отрывковизнихипостарайтесьдогадаться,откудаэтиписьмаиотчеловекакакойпрофессии.Кактольковамстанетясно,откудавесточка,выпокажетесигналсномеромприроднойзоны.
Первоеписьмо.
…Этоудивительнаястрана:реки безустьев,деревьябезлистьев,сухиедожди,не смачивающиеповерхностьземли.Солнцепечётнемило-сердно.Кругомбарханы,какволнызастывшегоморя.По этимдорогамоченьтрудноездить,ноястараюсьнеподдаваться трудностям. (Водитель)
Второеписьмо.
Вхолодныхводахморяидётсвояжизнь.Изводывыглядываютголовкинерпстёмнымиблестящимиглазами.Стадаусатыхморжейуплываютнасевер.Мысдрузьямиснабжаемнашинаучныеполярныестанциивсемнеобходимым.РейсынаБольшуюЗемлю иобратноидутодинзадругим.Вампередаютбольшойпривет……..(Моряки)
Третьеписьмо.
…Какаяширь,раздолье!Нигор,нилеса.Куданиглянь — досамогого-ризонтапростираетсягладкаяравнина.Асколькоцветов:иалыегвоз-дики,илиловыеметёлкишалфея,имаки,имного-многодругих.Шко-ла,гдеяработаю,стоитнакраюсела,имысребятамичастолюбуем-сяэтойкрасотой……(Учитель)
Четвёртоеписьмо.
Здесьоченьдлинная,суроваязимаисовсемкоротенькоелето.Нолетоособенное:солнцесветитиднёминочью.Поэтомуприходитсяложить-сяспатьприяркомсветесолнца.Аеслилюбишьтемнотыдождаться, топридётсянеспатьбольше2-хмесяцев.Людиздесьзакалённыеивы-носливые,болеютмало,нобезработывсёравносидетьне приходит-ся……(Врач)
Пятоеписьмо.
Вотмогучийкрасавецдуб,белоствольнаяберёза,осинасдрожащимилисточками,раскидистаялипа.Соснаиельрастутвперемежку,иветвиихчастообразуютгустойнавес,авнизу – подлесокизорешникаидругихкустов.Сейчаслето,иунасодназабота – сохранитьэтобогат-ствоотогня……(Лесник).
Читаяписьма,выставляюудоскипередклассомтаблицыспейзажамисоответствующейзоны.
…Видите,ребята,каквынеобходимысвашимизнаниямивовсехугол-кахнашейнеобъятнойРодины.Асейчасмысвамипобываемвтехместах,откудапришлиписьма,ивспомним,чемзанимаетсянаселениеэтихрайонов.
…Вкакомнаправлениимысовершимпутешествие ? (Ссеверанаюг).
…Какизменяются природныеусловия,растительность,животныймир?
…Отчегозависитвиддеятельностинаселениякаждойполосы?
…Чемвосновномзанимаетсянаселениенашегокрая?
Основнаячасть.
-Асейчасмыпроведёмигру«Перекличкаприродныхзон».Приготовьтекарточки.Ябудучитатьзагадкиоживотных,обитающихвнашейстра-не.
СелЕгормеждугор.
Говорит:Ану-ка,горы,
Молодцавезитевгоры!
(Верблюд)
-Вкакойприроднойзонеживётэтоживотное?Ктоузналонёмчто-нибудьинтересное?Какиеещёживотныеобитаютвэтойзоне?
Слепдатупорыл,
Всюземлюизрыл.
Морозпришёл –
Вземлюушёл .(Крот)
-Какихещёстепныхживотныхвыможетеназвать?
Детокоченьялюблю,
Ноневсегдасамакормлю.
Чужиммамамдоверяю,
Покаполесугуляю. (Зайчиха)
-Этазонанамроднеевсего.Какихживотныхнаших«земляков»,вызнаетеещё?
Малиглупя,вампризнаюсь,
Подскажите,какмнебыть:
Оченьчастояпытаюсьокеаныпереплыть.
(Пеструшкалеменг)
-Назовитедругихжителейтундры.
Мойбратвлесуглухом.
Онсладкоежканеуклюжий,
Аявглазаневиделмёд,
Живу,гдеветер,снегистужа.
(Белыймедведь)
-НазовитеостальныхпредставителейживотногомираКрайнегосевера.
-Вкакомнаправлениимысовершилиэтопутешествие?
Этизагадкикасалисьтолькозверей.Мызабылиодрузьях,помогающихсохранитьнамлесноебогатство.Посмотрим ,хорошоливызнаетесвоихдрузей.Еслихорошо, тодолжныхоромподсказатьмнеответ.
Подмелодию«Голосаптиц»загадываюзагадки.
Зимойнаветкахяблоки,скорейихсобери.
Новдругвспорхнулияблокидаэтоже……….снегири.
— Всёхлопочетивертится,
Всёсвиститисуетится,
Еёнаместенесидится
Называется……….синица.
— Наокнедремалаптица.
Галка!Галка!Чтовамснится?
Отвечалаптицасонно.
Янегалка, я……….ворона.
— Вокругстволабольшойсосны
Шишкинаснегувидны.
Здесьнакузницезатратилмногосил
Проворный……….дятел.
— Этуптицувсякийзнает.
Нашестееёдворец.
Червяковптенцамтаскает
Дапоётвесьдень……….скворец.
— -Какихптицвыещёможетеназвать?Почемулюдиназываютптицсвоимидрузьями?Какмыможемпомочьсвоимдрузьям?Вкакоевремягодаониособеннонуждаютсявнашейпомощи?
— Итакмысвамиповториливсё,чтознаемоприродныхзонахнашей Родины.Поитогамповторения-небольшаяпроверочнаяработасиспользованиемперфокарты.
— 4.Итогурока.
-МысвамиговорилиоразнообразииприродынашейРодины.Отчегожезависитклимат,растительныйиживотныймир,занятиянаселениякаждойприроднойзоны?
-Акаквысчитаете,зависитлисостояниеприродыотжизнедеятельностичеловека?Вчёмэтопроявляется?
-Растениямиживотным,занесённымвКраснуюкнигу,угрожаетогромнаяопасность. ОнимогутнавсегдаисчезнутьслицаЗемли,какисчезлиморскаякорова,странствующийголубьидр.
Надоскеплакат.
ВКраснуюкнигузанесены:
-Белыймедведь,морж;
-Северныйолень,лебедь,розоваячайка;
-Амурскийтигр,зубр,орёл,журавль;
-Дрофа,аист,сокол;
-Гепард,джейран,туранскийтигр.
Наплакатевывидитедалеконеполныйпереченьживотных,занесённыхвКраснуюкнигу.Крометого,внашейстранесейчасдействуетболее100заповедниковизаповедныххозяйств.
Ксожалению,ещёневселюдихотятиумеютберечьприроду.Давайтежестаратьсяжитьтак,чтобыземлявокругнасоставаласьщедройипрекрасной,чтобыжурчалинанейчистыеручьи,цвелисады,пелиптицы.Чтожевыможетесделатьдляохраныроднойприроды?Преждевсегособлюдатьправилаповеденияв лесу,налугу,нареке.
-Повторимэтиправила.
Надоскекартинки.
-Выдолжнывсегдапомнитьслова замечательногорусскогописателяМихаилаМихайловичаПришвина:«Охранятьприроду-значитохранятьРодину».
Файлы: Ведехина 4кл. конспект урока.docx
Размер файла: 21375 байт.