Автор конспекта:
Автор(ы): — Рахимова Римма Рашидовна, Ковалёва Светлана Анатольевна, Кузнецова Марина Геннадьевна
Место работы, должность: — КГКП Школа искусств №2 Рахимова Р.Р. — учитель русского языка и литературы, Ковалёва Светлана Анатольевна — преподаватель ИЗО, Кузнецова Марина Геннадьевна — преподаватель теории музыки
Регион: — Зарубежье — Казахстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная — сформировать устойчивые знания по теме, выработать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода в изучении произведений;
б) развивающая — расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал;
в) воспитывающая — привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемая методическая литература: —
1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. — Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
6. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – Москва: Высшая школа, 1982.
7. Римский Корсаков Н.А. Снегурочка. Опера (клавир). – Москва: Музыка, 1964.
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска, компьютер, фортепиано
Краткое описание: — Интегрированный урок музыкальной литературы по теме "Образы моря в литературе, живописи и музыке" посвящён не только изучению симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова "Шехеразада": он даёт возможность провести межпредметные параллели с литературой и живописью и тем самым расширить восприятие определённой темы курса. Подобные уроки призваны также подготовить учащихся к встрече с предметом МХК в средней школе.
Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная — сформировать устойчивые знания по теме, выработать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода в изучении произведений;
б) развивающая — расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал;
в) воспитывающая — привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – В нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. — Тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃.
Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂Слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе.
˂Слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А. С. Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
К морю как к живому собеседнику обращается поэт в своём стихотворении. Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).
Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим выражениям, мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. — Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. — Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. — Свободная стихия
Л. — ˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. — Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. — Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. — В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. — О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. — Романтизм. ˂слайд №11˃ И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л. — Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂Слайд №12˃Назовите их.
Д. — Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая ˂слайд №13˃
Л. — Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. — Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. — На примере стихотворения А. С. Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.
Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂Слайд №14˃ Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…
Д — Маринистами.
Х. - Можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - Художник Айвазовский.
Х. — ˂слайд №15˃ Иван Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы получили известность в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Сочетание поэзии и музыки «выплеснулось» в особенности живописной манеры Айвазовского. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами, анализировать их. Но у живописи — свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х. — Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины ( далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).
Х. – Если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел выразить мотивы противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): К какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) — К литературе
М. — А произведение живописи?
Д. — К изобразительному искусству
М. — Симфоническое произведение?
Д. — К музыке
М. — Из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. — Самое конкретное по языку выражения — литература, на втором месте — живопись, и на последнем — музыка.
М. — Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.
В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них — о симфонической сюите русского композитора Н. А. Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃ Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".
М.- Героиней каких сказок является Шехеразада?
Д. — Восточных
М. — Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. — "1001 ночь"
М. — ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада — жена султана Шахриара, а на Востоке правитель — не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому и вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. — Тиран.
М. — Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. — С надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. — Обратите внимание на средства музыкальной выразительности — в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. — Аккорд — это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон — по сути, одноголосие. Это говорит о характере Султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М.- Я сыграла вам тему Султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве со стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какою должна быть динамика?
Д. — Мощное звучание
М. — Соло или оркестровое tutti?
Д. — Тutti
М. — Предпочтительные тембры — струнные, деревянные или медные духовые?
Д. — Медные духовые
М. — Регистр темы
Д. — Низкий и средний ˂слайд №24˃. Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" — 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления. О чём говорит похожесть тем Султана и Моря?
Д. — О близости характеров
М.- Более того, композитор размещает темы Моря и Султана рядом, но для чего — чтобы противопоставить их друг другу или уравнять их?
Д. — Чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. — Как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – Какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – Аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. — Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. — Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. — Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении — приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" — тот же приём, в произведениях изобразительного искусства — аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. — Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.
Использованные материалы
1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н. И. Русская литература. — Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н. А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А. И., Орлова Е. М. Русская музыкальная литература, вып. 3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А. Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
Интернет-ресурсы
http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg
http ://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png
http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg
http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg
http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg
http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg
http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg
http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg
http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg
http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg
http :// newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg
http:// 100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg
http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg
http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg
http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg
http ://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg
http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21
Файлы: Море.zip
Размер файла: 2020429 байт.