Автор конспекта:
Автор(ы): — Шнайдер Любовь Викторовна
Место работы, должность: —
МБОУ ДО "Нижнесортымская ДШИ"
преподаватель
Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
- познакомить с музыкальным приёмом «звукоподражание»;
- определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения (самостоятельно или при помощи «Словаря признаков характера»);
- продолжать накапливать слуховой опыт;
- развивать творческие навыки.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Островская Я.Е., Фролова Л.А. Музыкальная литература (1 год обучения). СПб, 1998.
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
Краткое описание: —
На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц: жаворонка, кукушки, соловья.
Чтобы изобразить пение птиц, композиторы используют специальный музыкальный приём звукоподражание. С помощью этого приёма можно изобразить и пение птиц, и шум дождя, и журчание ручейка.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Ход: I. Опрос:
1. Назовите фамилии композиторов, с музыкой которых мы познакомились уже в новом учебном году. (К. Сен-Санс, М. Мусоргский)
2.Сен-Санс написал цикл произведений «Зоопарк», какие пьесы мы слушали?
3. Вспомнить характерные особенности каждого произведения. (Черепаха – музыка медленная; Осёл – играет скрипка, подражает крику животного; Аквариум – музыка лёгкая, сказочная, воздушная, играет челеста.)
4. Музыкальная викторина (К. Сен-Санс. Карнавал животных).
II. Новая тема.
На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц: жаворонка, кукушки, соловья.
Не случайно и сейчас, когда хотят отметить мастерство и красоту голоса певца, говорят: «Поёт как соловей!».
(На доске прикрепить иллюстрации – деревья, птицы.)
Чтобы изобразить пение птиц, композиторы используют специальный музыкальный приём – звукоподражание. С помощью этого приёма можно изобразить и пение птиц, и шум дождя, и журчание ручейка.
Послушаем пьесу итальянского композитора Отторино Респиги (1879-1936 г.г.), которая называется «Соловей».
Закройте глаза и представьте, что вы в лесу рано-рано утром, начинает просыпаться природа, птицы, на траве и листьях ещё лежат капельки росы.
(Слушаем О. Респиги. Соловей.)
Услышали соловьиные трели? Это и есть приём – звукоподражание.
Сколько инструментов звучало: один, несколько или симфонический оркестр?
Какие слова можно подобрать для определения характера этой музыки? (Работа со «Словарём» — светлая, спокойная, умиротворённая, нежная, лёгкая, радостная.)
(Запишите три слова, характеризующие музыку.)
Ещё один французский композитор Луи Клод Дакен (1694 – 1772 г.г.) тоже изобразил в музыке лесную птицу.
Послушайте, попробуйте отгадать, о какой птице идёт речь? Какой инструмент исполняет пьесу? (баян подражает пению кукушки)
(Слушаем Л. Дакен. Кукушка.)
Подсказка – попевка «Кукушка» чья это песня в лесу?
Вспомнить, как выглядит кукушка (маленькая серая птица, высокий голосок, повадки).
Ещё раз послушаем отрывок – проговариваем ку-ку (или отмечаем чёрточкой в тетради).
Какой характер этого музыкального произведения? (музыка быстрая, высокий регистр и т.д.)
В пьесе, которую вы сейчас услышите, французский композитор Жан Филипп Рамо (1683 – 1764 г.г.) изобразил с юмором домашнюю птицу. Какую? – попробуйте догадаться сами. Исполняется произведение на клавесине (предшественнике фортепиано).
(Слушаем Ж. Рамо. Курица.)
Что происходит с курицей в музыке – кричит «кудах-тах-тах», клюёт зёрна, встречается с другими курицами, перелетает с места на место.
Сейчас ещё раз прослушаем фрагмент этой пьесы, чтобы хорошо почувствовать характер музыки, представим, что мы курицы – клюём зёрна (в тетради нарисовать круг, в котором будут зёрна). Выберем цвет карандаша в соответствии с настроением музыки. (Жёлтый, коричневый, зелёный).
Работа со «Словарём признаков характера» (с. 74) – весело, забавно, шутливо, юмористично, суетливо.
III. Итог:
С каким музыкальным приёмом сегодня познакомились?
Для чего используется звукоподражание?
Произведения каких композиторов послушали? Какие птицы изображались?
Домашнее задание – повторить тему, нарисовать птицу.
Файлы: Образы птиц в музыке.doc
Размер файла: 46080 байт.