Автор конспекта:
Автор(ы): — Гладкова Наталия Васильевна

Место работы, должность: — МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа Цивильского района Чувашской республики»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах, изучить особенности озер. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.

Используемая методическая литература: —

1.Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии», для 6 класса. Москва «ВАКО», 2007

2.Орленок В.В. «Физическая география». Учебное пособие. Калининград, 1998

3.Т.Н.Воробьева «Поурочные планы по учебнику Т.П, Герасимовой», Москва «ВАКО», 2007

4.Учебник для 6 класса «География», Волгоград, 2002

5.http.//geo. `1 september.ru

6.http://www.geopsiti.com.ru

7.http://www.rgo.ru

Используемое оборудование: —

физическая карта полушарий, учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2005 г., атласы, контурные карты, дополнительная литература об озёрах, иллюстрации озер, презентация, подготовленная в программе Power Point, проектор, экран, ПК.

Используемые ЦОР: —

презентация к уроку

Краткое описание: — Озеро- это природный водоем, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности . Озера отличаются от других водоемов замедленным водообменом. Углубления земной поверхности, в которых располагаются озера, называют озерными котловинами. Наиболее распространенные: тектонические, вулканические, запрудные, старицы, ледниковые. Озера существуют до тех пор, пока получают воду со своего водосборного бассейна. Озера делят на сточные и бессточные, соленые и пресные.

Конспект урока

Цель урока: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах, изучить особенности озер. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.

Развивающие задачи:продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.

Воспитательные задачи:воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.

Методы и приемы:Частично- поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа с книгой

Основные понятия и термины:озеро, тектонические, вулканические, запрудные, ледниковые, остаточные, сточные, бессточные, котловина.

Оборудование:физическая карта полушарий, учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2005 г., атласы, контурные карты, дополнительная литература об озёрах, иллюстрации озер, презентация, подготовленная в программе Power Point, проектор, экран, ПК.

Использование форм классной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Географическая номенклатура:озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мёртвое, Эйр.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается…

Как это зеркало называется?

-Ребята, кто догадался, что это?

-Чем оно отличается от реки? От моря?

-Попробуйте сами объяснить, дать определение, что такое озеро?

-А сейчас сравните эти сообщения с авторскими в учебнике.

-Итак, ребята, как можно назвать тему сегодняшнего урока?…

3.Изучение нового материала.

А)Объяснение темы учителем, показ презентации.

Сегодня мы приступаем к изучению озёр. Запишите, пожалуйста, тему урока. Озеро–это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление на суше называется котловина. от того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид. В озере вода тоже движется, образуя течение. Различие между руслом реки и озерной котловиной. Важное отличие озера от других водоемов- замедленный водообмен. Если в реках полная смена воды происходит в течение 20-25 суток, то в озерах от нескольких до сотен лет. Питание озер происходит в результате мирового круговорота воды. Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, вод рек и ручье и грунтовых вод. Величина озер может быть различна. По режиму озера делятся на сточные и бессточные.

Сточные- это озера, в которые реки втекают и вытекают.

Бессточные- это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.

б)Самостоятельная работа с учебником и атласами в парах или группах. Заполняют таблицу. Каждая пара будет заниматься с одним видом котловин по плану:1)происхождение котловины, 2)как образуются, 3)примеры озер.

Впроцессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин и демонстрирует видеофрагменты об условиях образования озерных котловин.

4.Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера- уникумы.

-Сладкое озеро (Урал)

-Озеро чернил (Алжир)

-Озеро асфальт

-Озеро- кастрюля(Африка)

5.Закрепление. Практическая работа:

1)Нанести на контурную карту крупные озера мира

2)Описание озера по плану в рабочих тетрадях.

План:

  • Название озера.
  • На каком материке и в какой его части расположено озеро?
  • Между какими параллелями и меридианами располагаются?
  • Происхождение котловины.
  • Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
  • Солёное или пресное?
  • 6.Итог урока.

    Выводы: 1)Природный водоем, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности называют озером. Озера отличаются от других водоемов замедленным водообменом.

    2)Углубления земной поверхности, в которых располагаются озера, называют озерными котловинами. Наиболее распространенные: тектонические, вулканические, запрудные, старицы, ледниковые.

    3)Озера существуют до тех пор, пока получают воду со своего водосборного бассейна. Озера делят на сточные и бессточные, соленые и пресные.

  • Домашнее задание:Параграф № 31, выполните в тетради работу “Описание озёра” (на выбор).
  • Рефлексия.

    -Что нового узнали?

    -Что больше всего понравилось на уроке?

    -Что еще хотелось бы узнать?

    Спасибо, ребята, вам за урок!

    Пусть ваших детских, глубоких и чистых глазах как озера, светятся лучинки этого солнышка!

    Файлы: Географическое положение Южной Америки.docx
    Размер файла: 47599 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология