Автор конспекта:
Автор(ы): — Елистратова Ирина Николаевна
Место работы, должность: — ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №3″ г. Хвалынска Саоатовской обл., инструктор по труду, педагог дополнительного образования.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — Все классы
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: —
Познакомить учащихся с растением лён и его обработкой. Ознакомить со свойствами и применением льняных тканей. Научить выполнять мережку «Кисточка».
Краткое описание: — Познакомить учащихся с растением лён и его обработкой. Ознакомить со свойствами и применением льняных тканей. Научить выполнять мережку «Кисточка».
Конспект занятия на тему: «Где растёт рубашка?»
Цель занятия: Познакомить учащихся с растением лён и его обработкой. Ознакомить со свойствами и применением льняных тканей. Научить выполнять мережку «Кисточка».
Здравствуйте, дети и взрослые! Вы, наверное, удивлены, как необычно оформлен наш кабинет сегодня и занятие наше тоже необычное. И хочу я его начать с вопроса: «А знаете ли вы, где растёт рубашка?». Вы удивлены, наверное, думаете, что я ошиблась, и надо было спросить: « Где шьют рубашку?» или « Где можно купить рубашку?». Нет, я не ошиблась, сегодня мы познакомимся с растением под названием лён, узнаем, как из него делают волокно и ткут полотно. Мы с вами будем заглядывать в далёкое прошлое и узнаем много интересного.
Посмотрите на экран перед вами очень симпатичные голубые и синие цветочки – это цветущий лён.
Когда смотришь на цветущее поле, засеянное льном, то оно напоминает неописуемой красоты синее море. «Так, где же здесь растёт рубашка?» — спросите вы. Самое важное, ради чего выращивают лён, это волокно, которое располагается в стебле, чем длиннее стебель, тем длиннее волокно, тем ценнее сорт льна. В России для получения волокна возделывают лён-долгунец, который имеет прямой неветвистый стебель длиной 60-120 см. и диаметром 0,8-2 мм. А кто мне скажет, почему лён назвали «долгунец»? Верно долгунец, значит долгий, длинный. Я приготовила два промера в 60 и 120 см., чтобы вы лучше могли представить высоту льна можете подойти и встать рядом. Вы увидели, что высота льна может быть больше вашего роста. Ещё я хочу показать какой толщины стебель у льна. Если взять вот такую трубочку, с пропущенными через неё швейными нитками, то этот макет очень напоминает строение стебля льна. Нитки это волокна, которые крепятся внутри стебля и из которых прядут льняную пряжу.
Когда лён отцветал, то в верхней части стебля образовывались около 10-12 семенных коробочек, в которых находилось льняное семя. Из семян льна получают льняное масло, обладающее потрясающими свойствами.
На Руси лён всегда был самым любимым растением и разводился с незапамятных времён. Вся деревенская Россия одевалась в самотканые холсты и полотна изо льна. Из них шили женские и мужские рубахи, сарафаны, порты, зипуны и кафтаны. Полотно разной толщины и плотности шло на полотенца, головные платки, передники и портянки, детские свивальники, полога, занавески и многие другие вещи, необходимые в крестьянском быту. Даже цари почитали за честь ходить в льняных одеждах.
Посмотрите на экран, вы видите фотографии детей детского дома в русских народных костюмах, выполненных изо льна.
Льняная ткань достаточно прочная и надёжная: чем дольше одежда изо льна используется, тем мягче и прочнее она становится. Эта ткань хорошо впитывает влагу и очень быстро высыхает. Лён прекрасно выдерживает стирку, сохраняя цвет ткани. Льняная ткань совершенно не аллергична. Постельной бельё изо льна всегда в моде, Столовые скатерти – красота от которой никогда не устанешь. Ни одна другая ткань не может быть такой роскошной, удобной, изящной и практичной.
А теперь давайте заглянем на много лет назад и послушаем, о чём разговаривали девицы во время рукоделия по льну:
-Белье ныне долго не сохнет, видать льны нехороши будут.
- Матушка говорит, если на Олёну сеять лён, то льны длинные будут.
-Мни лен доле и волокна будет боле, а удастся лен, так шелк; не удастся, так щелк!
- Тятенька с ярмарки приехал да загадку нам загадывал: «Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили?». Что это?
- Ой, наверное, лён! А мою загадочку отгадай: «Мал малышок, в сыру землю зашел, синю шапку нашел?
- Ну конечно лён! Хорошие мы с тобой подружки. У нас с тобой и лен не делён, все вместе.
В конце лета начиналась уборка льна, женщины срезали стебли вручную серпом и вязали снопы, которые складывали в скирды для просушки. Когда льняная солома высыхала, её перевозили в сараи и начинали ломать, трепать, теребить, чтобы освободить волокно. Вымачивали в воде, сушили, гноили и вновь теребили и мяли при помощи специальных приспособлений и получали куделю. Затем лён чесали специальными чёсками, отваривали, отбеливали, красили и получали ровницу, которую пряли в пряжу. Обработка льна вручную очень долгий и трудоёмкий процесс, прясть пряжу и ткать из неё полотно начинали поздней осенью и зимой, когда заканчивались летние и осенние хлопоты.
Когда нитка была готова, из неё ткали полотно на ручных ткацких станках. Готовым продуктом являлась ткань. Ткань получалась на ткацком станке методом переплетения двух нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. Нити, идущие вдоль ткани, называются основными или основой, идущие поперёк ткани – уточными или уток.
Давайте опять заглянем в прошлое и послушаем, о чём говорят девушки на вечерних посиделках:
- Ой, подруженьки, не зовите меня играть, не зовите меня песни петь, мне за зиму 10 аршин полотна наткать надо.
- Да семья у вас большая, всем к пасхе обновы справить надо. Завтра Льняница, Праскевы-льняницы день, закончим лён мять и первинки для приклада в церковь понесём.
- А я новую мережку по льну разучила, будет моя льница самая красивая.
- Лучше чем вышивкой льницу ничем не украсишь, я рисунки у девчат из соседнего села подсмотрела, сама вышью и вас обучу.
Входит матушка:
- Что вы тут лясы точите, дела вам нет! Посмотрите, лён не пряден, не кручен, по людям леновать пойдёте? Ну, покажите, что вы тут делаете? Старайтесь, по душе всё делайте, работайте так, словно песню поёте. (Запевает песню про лён). Мне домой пора и вы долго не засиживайтесь, завтра рано вставать.
Мы с вами узнали, как обрабатывался лён на Руси много лет назад, нашими прабабушками и прапрабабушками. Сейчас, в наше время ещё больше продолжают выращивать льна, только обработка его полностью механизирована и автоматизирована.
Убирают лён комбайнами.
Стебли льна теребят при помощи механизированных теребилок ТЛМ-1,5. Подбор и очёс стеблей выполняет машина – подборщик-очёсыватель.
Чесание льна выполняют на льночесальных машинах.
Формирование ленты из чёсаного льна на раскладочных машинах.
Прядение и кручение нити выполняют на прядильных фабриках и отправляют бабины или катушки с готовым материалом на ткацкие фабрики, где изготавливают ткань.
А сейчас я предлагаю обратить внимание на нашу небольшую экспозицию, где представлены льняные ткани, льняные кружева и поделки изо льна. Экскурс проведут наши девушки, гости из прошлого.
Девочка рассказывает о представленных тканях:
- Всеэти ткани изготовлены изо льна. Посмотрите на эту ткань она более тонкая, выполнена изо льна высокого качества, а эта ткань более грубая, она выполнена из льна-долгунца. Все эти ткани окрашены в различные цвета, а это полотно имеет натуральный, естественный цвет льна.
Вторая девочка показывает выставку поделок и рассказывает о них.
Рассмотрите внимательно образцы льняной ткани, и вы увидите, как переплетаются нити. Я предлагаю вам рассмотреть образец переплетения льняной ткани, выполненный из цветной бумаги двух цветов. Вы, наверное, помните, как выполняли подобные образцы в школе в 5 классе. А сейчас я попробую аккуратно вытянуть уточную полоску бумаги из вашего переплетения. Вы видите, как легко это сделать, вот так же легко можно вытянуть основную или уточную нить из лоскута льняной ткани. Если вытянуть несколько нитей подряд, то образуются протяжки, которые можно различными способами соединить в пучки по узору, получатся красивые дорожки – мережки. Такими декоративными мережками вышитыми белыми или цветными нитками оформляют одежду, бельё, скатерти и салфетки.
Сейчас мы с вами приступаем к выполнению декоративной мережки. Существуют самые разнообразные виды мережек. Сегодня мы будем выполнять самый простой вид мережки, который называется «кисточка». На образцах льняной ткани вы видите разметку, по которой надо вытянуть нити, всего надо вытянуть 6-7 нитей. Свободные протяжки собирают в пучки только с одной стороны, это можно делать катушечной ниткой или мулине. Мережку начинают с нижнего края слева на право, захватывая по 3-4 вертикальные нити. Обвивают эти нити рабочей ниткой и выводят иглу справа от образовавшейся кисточки. Иногда мережку «кисточка» используют для образования бахромы. Выполняйте работу внимательно и аккуратно.
Вы закончили выполнять задание, и я могу сказать, что у вас всё получилось.
Я хочу вернуться к вопросу, который прозвучал в начале нашего занятия: «Так, где же растёт рубашка?». Мне будет очень приятно услышать ответ от каждого из вас, поэтому я приготовила карточки с вопросами и прошу каждого из вас ответить всего на один вопрос. Постарайтесь дать развёрнутый ответ.
- О каком растении мы сегодня говорили?
- Где выращивают лён?
- В какой части льна находится волокно?
- Что делают из льняного волокна?
- Что делают из льняных нитей и пряжи?
- Чем хороша льняная ткань?
- Что изготавливают из льняной ткани?
- Как украшают изделия из льняной ткани?
Вы замечательно ответили на все вопросы, молодцы! А я хочу вам сказать, что на Руси девушки старались не только рукодельничать, но и быть хорошей умелой хозяйкой. Когда собирались на вечёрки, на посиделки, то приносили не только рукоделие, но и что-нибудь вкусненькое и, похвалялись друг перед другом. Давайте же опять заглянем в прошлое и посмотрим, чем же они сегодня угощаются.
Девочки показывают печенье «Птички» и угощают им детей и взрослых.
Наше занятие подошло к концу и я говорю всем спасибо и до свидания.
Файлы: исследование волокна.pdf
Размер файла: 418440 байт.