Автор конспекта:
Автор(ы): — Курбатова Ольга Николаевна
Место работы, должность: — МОУ «ООШ с Малое Перекопное» Балаковского района Саратовской области
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 6
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Литература 7 класс"- учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель: Коровина Вера Яновна.
Используемая методическая литература: —
О.А.Ерёмина. "Поурочное планирование по литературе" К учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной "Литература 7". Издательство "Экзамен". Москва, 2003 год.
Используемое оборудование: —
Краткое описание: — Горят свечи, демонстрируются кадры фильма, исполняется песня … Психологический эффект на первых минутах урока. А далее о литературных героях; об ответственности перед долгом- супружеским, семейным; воспитание благородных человеческих чувств.
Тема урока : «Пленительные образы России!»
( по произведению Н.А.Некрасова «Русские женщины» )
Эпиграф : Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н.А.Некрасов
Тип урока : комбинированный.
Вид урока : урок- путешествие в прошлое.
Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные
понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического
и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Основной метод: беседа с элементами исследовательской деятельности учащихся.
Задачи урока : 1 (обучающая )обучение приёмам раскрытия характера литературного героя в
драматическом произведении;
2 (развивающая) развитие у учащихся интереса к истории своей Родины; развитие и
формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность
перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на
помощь ближнему;
3 ( воспитывающая) воспитание верности, способности на благородные
человеческие чувства – дружбу, любовь.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, музыкальный центр ( «Песня о любви» из кинофильма «Гардемарины, вперёд!» музыка В.Лебедева , слова Ю. Ряшенцева) , видеомагнитофон, телевизор ( кадры из кинофильма «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля ), физическая карта страны, репродукции картин ( портреты женщин), стойка со свечами, перчатками, веером.
1.Организационный- психологический этап.
(дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке ; организация внимания)
Здравствуйте , ребята! Уважаемый гости! Сегодня мы продолжаем урок по произведению Н.А.Некрасова ( показ портрета) «Русские женщины». И отправляемся с вами в путешествие в прошлое нашей страны. (Учитель зажигает свечи)
( Идёт показ фрагментов фильма «Звезда пленительного счастья» . Исполнение «Песни о любви» и отрывка стихотворения Т.Кузавлёвой .)
1-ый куплет- мелодия
Припев: молчание, стук сердца.
Отрывок из стихотворения: На Руси это издавна чтимо,
Что, наверное, в нашей крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.
2-ой куплет: Дороги любви у нас не легки, Пр-в: Земля, где так много разлук,
Зато к нам добры белый мох и клевер Сама повенчает нас вдруг.
Полны соловьи счастливой тоски За то, что верны мы птицам весны
И вёсны щедры, возвратясь на север к нам. Они и зимой нам слышны, любимый мой
Речитатив припева.
- От чего, ради чего отказывались дамы светского общества ( подходит к стойке со свечами), отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? ( подходит к телевизору: фрагмент дороги)
(от богатства, роскоши; ради любви и верности)
- О чём же пойдёт у нас речь на уроке? Что мы можем рассказать нашим гостям?
(Мы можем рассказать о русских женщинах-декабристках, которые последовали за своими мужьями и рассмотреть произведение Некрасова «Русские женщины», которое он посвятил их героическому подвигу.)
2.Этап проверки домашнего задания , воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
(дидактическая задача: установить правильность и сознательность выполнения задания всем классом , устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях , осуществляя дальнейшее совершенствование умений и навыков)
-Дома, ребята, вы готовили сообщения, и сегодня на уроке у нас присутствуют: историки, географ, филолог. Прошу вас в ходе урока информировать нас по вашим вопросам.
- На партах перед вами лежат листы с вопросами. В конце урока вы должны будете на них ответить, познакомьтесь с ними.
- Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Пленительные образы России». И эпиграфом нам станут строки Н.А.Некрасова (зачитываются ; плакат на доске).
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н.А.Некрасов
- Н.А.Некрасов в примечании к поэме «Русские женщины» указал, что не касается «политической стороны события», тогда что же воспевает автор произведения .
( героический подвиг жён декабристов).
- Поразмышляем сегодня и мы , чем пленяют (восхищают) нас женщины, декабристки.
(значение слова- «декабристки»)
-Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы- мы отправляемся в дорогу. Последний кадр, который мы с вами видели в эпизодах фильма «Звезда пленительного счастья» была дорога. Вспомним, что символизирует дорога в русской литературе
(размышления, думы о прошлом, воспоминания).
-Отправляясь в дорогу, мы возьмём с собой образок, который следовал вместе с героиней из отцовского дома. (значение слова – «иконка», «образок»)
- Какую роль играет эта деталь в повествовании? Зачем люди обращаются к иконе Божьей Матери с молитвой?
( просят помощи, заступничества)
-Прощание с родными- тяжёлое испытание, а тем более с родителями.
(сообщение о князе Ловале и его жене).
-Кто она такая княгиня Трубецкая? Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь? (сообщение о Е.И.Трубецкой)
- Таковы семейные устои и традиции, в которых наша героиня черпала силы. Что же заставило её бежать из родного дома, за кем она следует и почему?
(сообщение о С.Трубецком)
-Вспомним, каким приёмом в композиции пользуется Некрасов, чтобы рассказать о прощании княгини с любимым отцом. Обратите внимание на время глаголов 1-ой части поэмы.
(Воспоминания о прошлом, так как глаголы употреблены в прошедшем времени).
-Почему нарушен автором ход событий ?
(Уже произошёл разрыв человека с прошлым: с привычной жизнью, с родными.
Выбор уже сделан, но воспоминания передают внутреннюю борьбу
княгини Трубецкой на пути к окончательному решению)
-Итак, последний раз мелькнула перед княгиней хорошо знакомая панорама Петербурга: Нева, дворцы, соборы, особняки. Позади Зимний дворец, где Каташа Ловаль танцевала мазурку с наследником престола Николаем Павловичем. Княгине предстоит проехать всю Россию. Куда она спешит, в какую сторону?
( сообщение о Сибири)
-Дома, ребята вы внимательно читали 2-ую часть поэмы. О чём эта часть?
( встреча губернатора Иркутска с княгиней).
-В чём особенность этой части? ( написана в форме пьесы)
-Какие художественные приёмы указывают на то, что эта встреча– самое последнее и тяжёлое испытание на пути Трубецкой к поставленной цели?
(Драма- пьеса с острым конфликтом, который обращён к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает отношения человека со средой.
Диалог-разговор двух и более лиц.
Монолог- речь одного героя
Нравственная победа- победа духом сильного человека ) – понятия на доске
-Какую цель имеет каждый из героев ?
(губернатор- задержать и вернуть княгиню Трубецкую;
княгиня- быстрее встретиться с мужем )
-В связи с этим, какой будет интонация чтения второй части поэмы?
(напряжённая, взволнованная, чёткая).
- От чего она зависит?
( от того, какую цель имеет каждый герой)
- Сегодня на уроке мы исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова . И постараемся ответить на вопрос : в чём заключается подвиг жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь?
Этап исследования
Работа в группах : задание на карточках ; записи ведут «секретари».
I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает
губернатор княгине .
- наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…
-напоминание о том , какой властью « в здешней стороне» он обладает.
Покуда я не прикажу,
Его не подадут…
………………….
Княгиня ! здесь я- царь!
-наличие бумаги
С последней почтой прислана
Бумага…
-предсказание будущего
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
-невозможность вернуться к прежней жизни , возможные угрызения совести мужа , ставшего
виновником её горькой судьбы.
… с вами не знавать
Ему счастливых грёз…
-напоминание о славе и знатности рода.
Когда б не доблестная кровь
Текла в вас – я б молчал.
-обращение к женской гордости.
И что ж?… бежите вы за ним ,
Как жалкая раба.
-угроза добираться до Нерчинска «этапом»
Вас по этапу поведут
С конвоем…
II группа: Проследите по тексту , как укрепляется мужество женщины , как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.
-княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем
Так прикажите ж! Я прошу…
-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.
Но долг другой…меня зовёт…
-она морально готова к жизни на каторге.
Ужасно будет , знаю я…
Живут же люди в том краю,
Привыкну я…
-княгиня бесстрашна
Пусть смерть мне суждена
Мне нечего жалеть!…
-тверда и мужественна
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно , разделяя убеждения мужа.
Там места нет , там друга нет
Тому, кто раз прозрел!
-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.
Но знаю : к родине любовь
Соперница моя…
-готовность к героическому поступку:
Велите ж партию сбирать
Иду , мне всё равно…
- Как воспринимается финал этого поединка?
(нравственная победа беззащитной женщины, характер её уже сложился,
мужественный и сильный)
-Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.
-Сцена: Трубецкая- губернатор – вершинный эпизод поэмы. Не удалось губернатору запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей, эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину. Что ожидало её впереди? ( сообщение о семье Трубецкой)
- Своё горе не сделало женщин глухими к страданиям других.
- Как вы думаете , можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?
(Да , это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности.
Когда же наступил час испытания , эти женщины оказались сильными и стойкими,
потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу).
-Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, — подвиг русских женщин во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу.
Строки из письма Н.А.Некрасова Л.Н.Толстому «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора»
Поэт продолжает трудный разговор об истории нашей Родины, о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю народа. Он первый в печати прославил декабристов ( произведение «Дедушка»), их самоотверженных жён ( поэма «Русские женщины»).
1-ая часть поэмы названа «Княгиня Трубецкая». Встречаем ли мы далее эту фамилию? Почему? ( не встречаем, так как автор подчёркивает обобщающий смысл созданных им образов)
-Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.
-Ребята, сможем мы теперь ответить на вопрос: чем пленяют нас ( волнуют) образы жён декабристов, воспетые поэтом? (самоотверженность, преданность, исполнение супружеского долга, верность…) Пленительные образы!
-Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.
( чтение учащимися имён и фамилий жён декабристов под мелодию)
-Русская история , литература , театр , кинематограф уберегли от забвения память о прекрасной женщине- княгине Трубецкой. В Иркутске в доме Трубецких открыт музей , где бережно хранятся письма , вещи , рукоделия княгини.
-Чистый благородный образ декабристки создала актриса Ирина Купченко в замечательном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», фрагменты которого мы видели в начале урока.
-Образ женщины, светлый и святой, воспевали во все времена не только поэты , но и живописцы. (показ репродукций картин известных художников)
Обратите внимание, какая женщина бывает разная: задумчивая, трогательная в ожиданиях, легкая и воздушная, грациозная, божественная, мудрая.
-Перед вами фотографии ваших любимых мам. С помощью подбора эпитетов, сравнений, познакомьте нас с ними поближе. ( работа учащихся по фотографиям ; рассказы) Спасибо!
-Как вы думаете, ребята, что нужно для счастья ваших любимых мам? (ответы учащихся)
-Секреты семейного счастья в разных семьях разные. Мне хотелось бы, чтобы вы, ребята знали историю своей страны, чтобы любили и были любимы, были счастливы в своей семье. Поэтому я приготовила вам «Заповеди семейной жизни», придерживаясь которых, вы достигнете этого счастья. ( раздаются листы). Для наших гостей мы тоже приготовили небольшие подарки – иконки Божьей Матери. Храните их! ( ребята дарят иконки , желают гостям счастья).
-В завершении урока подведём итог. Ответьте на вопросы , лежащие перед вами ( рефлексия)
В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА
«ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОССИИ»
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
· ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ИМЕНИ:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
· ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ДЕЙСТВИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
· ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ЧУВСТВА………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
· ТРИ ПОНЯТИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
УЧ-СЯ 7 КЛАССА:…………