Автор конспекта:
Автор(ы): — Ващенко надежда Анатольевна
Место работы, должность: —
МБОУ гимназия №1 г. Светлоград, учитель информатики
Регион: — Ставропольский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Все предметы
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — программа
Краткое описание ресурса: —
Предлагаемый элективный курс для 5 класса, включает теоретический материал и серии практических заданий направленных на формирование универсальных общеучебных умений и навыков на материале разных учебных дисциплин с активным использованием знаний полученных на урока информатики и ее технических возможностей.
Содержание
Пояснительная записка
Ускоряющиеся темпы общественного развития влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта. В этих условиях особенно важным является научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.
Новая концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образованияпредполагает:
- от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем и представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы
Предлагаемый элективный курс для 5 класса, включает теоретический материал и серии практических заданий направленных на формирование универсальных общеучебных умений и навыков на материале разных учебных дисциплин с активным использованием знаний полученных на урока информатики и ее технических возможностей.
Необходимость такого курса именно для 5 класса возникла в связи с необходимостью учитывать следующие факторы:
10-12 лет (5-6 класс) – пограничный между детством и отрочеством возраст, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный.
Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.
связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную.
Одновременное проживание двух кризисов вызывает неаддитивный стрессовый эффект.
Падение успеваемости и интереса к учебе в 5-м классе по сравнению с начальной школой психологи связывают с резким изменением шкалы оценок взрослости и самостоятельности в результате смены учителей.
Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает системную организацию мышления подростков. Такой подготовленной в полном объеме организации мышления еще нет, поскольку начальное обучение работает с единичными понятиями и отдельными понятийными связями.
Помогая сформировать комплекс общеучебных навыков в рамках отдельного курса, мы постараемся облегчить этот трудный переход из детства во взрослую жизнь.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа
(алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной
деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством
включения его в практику учения на предметном содержании разных
учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при
необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Цель курса: формирование универсальных общеучебных умений и навыков,воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
В задачи данного курса входит обучение:
- основам организации собственной учебной деятельности;
- способам поиска, переработки и представления информации;
- приемам и методам умственного труда;
- основам коммуникативных умений.
Формы работы: коллективная и групповая мыслекоммуникация при работе над пониманием, индивидуальная работа по созданию текстов, схем, диаграмм, решению задач из различных предметных областей;метод проблемных ситуаций, ролевые игры.
Прогнозируемые результаты
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении элективного курса, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
Метапредметные результаты:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основами универсальных умений информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
Предметные результаты:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
Описание способа оценки планируемых результатов
Поскольку основой работы учащихся являются практические задании, то оценка планируемых результатов будет накопительной (по всем заданиям) с одной стороны и дифференцированной (по каждому ученику и по каждому отрабатываемому умению) с другой. Таким образом рейтинг в классе (или между классами) будет нести стимулирующую нагрузку, по отдельному ученику – диагностическую, выявляя слабые места.
Для оценки результатов используется рейтинговая система (0-5 баллов) со следующими критериями:
0 балл – полное отсутствие умения;
1 балл – есть некоторое понимание, но полное неумение применять на практике;
2 балла – есть понимание, но неправильное применение на практике;
3 балла – правильное применение навыка в большинстве случаев;
4 балла — правильное применение навыка во всех заданиях (умение модифицировать и комбинировать с другими умениями с подсказкой учителя;
5 баллов – творческое использование (умение модифицировать и комбинировать с другими умениями самостоятельно).
Содержание элективного курса « Учиться? Легко!»
для 5 класса (35 часов)
Основные понятия: информация, свойства информации, действия с информацией, виды информации. Виды мыследеятельностей, необходимых для эффективной учебы.Особенности использования разнообразныхинформационныхисточников: книг, каталогов, цифровыхносителей, Интернета. Чтение учебника и неадаптированных текстов с целью выделять главное,анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.Правила написания конспекта, тезисов. Экспертная работа по оценке полученныхрезультатов. Правила написания плана (алгоритма) действий. Что такое «выводы», как правильно их сделать, как для этого использовать умозаключения. Как правильно настроить работу в группе.Правила хорошего спора. Подготовка доклада(выступление) с помощью средств ИКТпо заданной теме.
Аналитическая деятельность:
- оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
- определять виды мыследеятельностей, необходимых для эффективной учебы (анализ, синтез, умозаключение, обобщение и т.д.);
- анализировать различные тексты, выделять главное, сравнивать, классифицировать;
- оценивать свою работу и других учащихся;
- распределять и организовывать работу в группе.
Практическая деятельность:
- работать с неадаптированным текстом;
- составлять конспект коротких текстов;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
- отработка правил уважительного спора.
Понятие моделирования. Виды моделей. Цель создания человеком информационных моделей. Этапы построения модели. Анализ её свойств. Понятие адекватности модели объекту и цели моделирования? Графические схемы как информационная модель и инструмент работы с информацией. Типы графических схем: кластер; денотатный граф; причинная карта; карта памяти (интеллект-карта) и др. Правила чтения таблиц и схем. Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. Проведение виртуальных экспериментов с помощью средств ИКТ.
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- осуществлять анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов, автор Босова Л. Л.
Состав УМК:
Электронное сопровождение УМК:
Приложение к журналу «Информатика и образование»
1. Изучаем информационные технологии в V-IV классах. №6 – 2004.
2. Изучаем информационные технологии в VII классе: информационное моделирование. №2 – 2007.
3. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов. №6 – 2007.
4. Объекты, системы, модели в курсе информатики (V-VII классы). №5 – 2008.
- Компьютерный класс с подключением к Интернету.
Файлы: тем план 5Э.doc
Размер файла: 65536 байт.