Автор конспекта:
Автор(ы): — Зюбина Марина Александровна
Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб»
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История
Цель урока: — образовательная: закрепление знаний о природе, климате Индии и Китая, охарактеризовать кастовый строй Индии, нравы жителей, познакомить учащихся с учением Конфуция, рассказать об образе жизни китайцев; развивающая: развивать умения самостоятельно мыслить, совершенствовать навыки использования знаний из дополнительной литературы, правильно, аргументировано излагать свои мысли, развивать навыки работы с картой, с учебником; воспитывающая: воспитывать чувство уважения к подлинным достижениям человеческого труда, к ценностям, знание которых всегда будет обогащать духовную жизнь людей.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 22
Используемые учебники и учебные пособия: —
Вигасин А.А. и другие. История древнего мира, Преподавание истории в школе, 1999 – 2000, Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 кл., М., 1996.
На доске: карта «Индия и Китай в древности», кроссворд, портрет Конфуция, изображение Брахмы.
Используемая методическая литература: —
рабочие программы по истории
Используемое оборудование: —
На доске: карта «Индия и Китай в древности», кроссворд, портрет Конфуция, изображение Брахмы.
Флажки для работы с картой, иллюстративный и наглядный материал.
Краткое описание: — УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС ПЛАН И ХОД УРОКА I. ОРГМОМЕНТ II. АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ III. АЛГОРИТМ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Путешествие на родину чая с сахаром
УРОК ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС
Путешествие на родину чая с сахаром
ПЛАН И ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
II. АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Каждый народ внёс что-то своё в мировую культуру. Сегодня мы поговорим о странах, которые, несмотря на то, что цивилизации в них возникли позже, чем в Египте, Вавилоне, дали миру ткани из хлопка, бумагу, компас, различные разновидности книг, порох и т.д.
Это Индия и Китай. Давайте обратимся к карте.
Отметить флажками: Гималаи, Инд, Ганг, Великая китайская стена, Хуанхе, Янцзы.
Как же жили индийцы? Что такое каста?
Обратимся к доске – изображение Брахмы.
Учащиеся по очереди заполняют плакат маркером (1-2-3-4)
Ребята, давайте поработаем с цветом:
· Какой цвет одежд отличал вайшья? (жёлтый)
· Какой цвет одежд отличал кшатрий? (красный)
· Какой цвет одежд отличал брахманов? (белый)
· Какой цвет одежд отличал шудр? (чёрный)
Дополнительные вопросы (по цветным карточкам):
I. Кто имел право говорить от имени бога, высказывать его волю? (брахманы – белый)
II. Эти люди платили налоги, занимались земледелием, торговлей? (вайшья – красный)
III. Им доставалась большая часть военной добычи? (кшатрии – красный)
А что нового вы узнали о кастовом строе?
Итак, кастовое неравенство диктовалось самой жизнью и существовало в Индии вплоть до XX века.
Задания:
1. О чём идёт речь? (Индия – родина хлопчатобумажных тканей и сахара)
2. О каких сражениях идёт речь? (о шахматах)
3. Работа с доской (о способах счисления)
(1-0-2-1)
III. АЛГОРИТМ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Мы узнали об Индии, её природно-климатических особенностях, об образе жизни индийцев. О Китае же мы говорили лишь в общих чертах. Сегодня мы узнаем много нового об этой стране.
Ребята, мы уже говорили с вами, что индийцы делали свои книги из пальмовых листьев. Китайцы же делали свои книги из бамбука. Бамбуковые дощечки протыкались, в них подевали бечёвку и связывали дощечки. Эта связка и была книгой. (с.102-103 учебника)
Учёному китайцу нужно было запомнить тысячи иероглифов, которые наносились на дощечки чёрной тушью сверху вниз. Китайские иероглифы, как и египетские, произошли из рисунков. Например, догадайтесь о значении слова.
Задание 4 – «раб», «пленник»
Работа с доской
Знатоком таких книг и мудрецом, которого почитали китайцы, был КОНФУЦИЙ.
Жил в 5 в. до н.э. (портрет на доске)
Ребята, у вас было задание узнать о нём из дополнительной литературы.
(СООБЩЕНИЕ)
Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.
Высшая добродетель – уважение к старшим. В старинных книгах было написано, что младшие должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям.
Ребята, близки ли вам эти обычаи? Считаете ли вы это важным?
Кроме уважения к старшим, ученики Конфуция считали, что мудрость к человеку приходит со знанием старинных книг (многие из них помнили огромное количество книг наизусть)
Высшим божеством у китайцев считалось Небо. «Сын Неба» — царь. Свои земли китайцы называли «Поднебесная».
Работа с текстом учебника «Так говорил Конфуций»
Ребята рассуждают на тему, кого Конфуций считал настоящим учёным.
Облик воспитанного китайца: снимает туфли перед входом в дом, сидит, подогнув пятки, ест с помощью двух палочек, волосы собраны в пучок, со всеми вежлив: не грубит тем, кто ниже, не заискивает перед тем, кто выше.
Правителям Конфуций советовал относиться к подданным, как к своим детям. Мудрый правитель – не мучает людей жестокими наказаниями, а терпеливо воспитывает их – своим примером.
Таковы основные положения учения Конфуция. Давайте разгадаем кроссворд.
(Задание 5)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тема звучит: «Путешествие на родину чая с сахаром». Ещё в древности китайцы научились выращивать чайные кусты. Несколько раз в год они собирали с них листья. Потом их тщательно раскатывали на досках, чтобы отжать как можно больше сока, сушили. Лист сворачивался в трубочку, и тогда его заваривали кипятком.
Задание 6. Этот настой прогонял усталость и продлевал жизнь.
А в Древней Индии появился сахар (инд. «сахара»), когда сок из сахарного тростника уваривали на огне.
Вот и получается, что эти две страны являются родиной самого популярного в мире напитка.
(Если останется время: о Великой китайской стене – информация из дополнительной литературы)
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Казалось бы, лишь немногие сохранившиеся сооружения могут напомнить нам о трудолюбии народа, могуществе царей. Но и в нашей повседневной жизни мы продолжаем пользоваться изобретениями, которые были сделаны давным-давно. Конечно, в рамках одного урока мы не могли рассмотреть все эти изобретения. Это и арабские цифры, которые арабы признают индийскими, шахматы, компас, бумага, ткани из хлопка, наконец чай и сахар. Каждый народ обязательно вносил что-то своё в мировую культуру.
Домашнее Задание: Описать какое-то одно из понравившихся изобретений.
ТИП УРОКА:
КОМБИНИРОВАННЫЙ,
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ
НОВОГО МАТЕРИАЛА
Файлы: урок в 5 кл..doc
Размер файла: 64512 байт.