Автор конспекта:
Автор(ы): — Севидова Людмила Геннадьевна

Место работы, должность: — МБОУ «Масловопристанская СОШ». учитель русского языка и литературы

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Используемая методическая литература: —

  • Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.
  • Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  • Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.
  • Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  • Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  • Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
  • Краткое описание: — Данная рабочая программа создана на основе авторской программы « Русское правописание: орфография и пунктуация». Автор-составитель С.И.Львова. – Издательство «Мнемозина», 2009 год. Основная цель — повышение грамотнос¬ти учащихся, развитие культуры письменной речи. Задачи: 1. усилить внимание к семанти¬ческой стороне анализируемого явления 2. опираться на этимологический анализ 3. систематизировать и обобщать знания в области правописания

    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа создана на основе авторской программы « Русское правописание: орфография и пунктуация». Автор-составитель С.И.Львова. – Издательство «Мнемозина», 2009 год.

    Основная цель- повышение грамотнос­ти учащихся, развитие культуры письменной речи.

    Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

    Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвис­тической интуиции

    Задачи:

  • усилитьвнимание к семанти­ческой стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного пра­вила без искажения смысла высказывания.
  • опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неис­требимую потребность каждого человека разгадать тайну рожде­ния слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
  • система­тизировать и обобщать знания в области правописания и форми­ровать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
  • Программа дает представление о том, как нужно распреде­лить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассни­ков укрепилась уверенность в целесообразности системы русско­го правописания, в его мотивированности, логичности .

    На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунк­туационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользо­ваться этой информацией при выборе правильного написания.

    Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского пра­вописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусмат­ривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

    Для достижения основных целей курса необходимо пользо­ваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфогра­фии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконич­ной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значи­тельными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой ана­лиз развивает языковую догадку, способность предвидеть орфо­графические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует дан­ное слово

    и десятки других слов этой группы

    Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудиро­вание, чтение); свободным и правильным выражением собствен­ных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освое­но в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

    Коммуникативно-деятельностный подход к совершенство­ванию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функци­ональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными спо­собами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последова­тельно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требова­ниями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

    .

    Изменения, внесенные в программу.

    • Сокращение количества правил за счет изучения орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, сведенных по общему опознавательному признаку или общему основанию, позволит использовать на уроке разные модели описания способа применения обобщенно-сопоставительного правила.
    • Использование этих моделей дает возможность поочередно включать в процесс обучения правилосообразным действиям учеников с разным типом мышления.
    • Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе политомической модели алгоритма, алгоритма-формулы, схемы или графической схемы, импликативного суждения, образца рассуждения.
    • Учащимся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.

    Название учебно — методического комплекта

  • Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.
  • Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  • Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.
  • Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  • Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  • Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
  • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  • Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.
  • Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
  • Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
  • Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. — М.? 1970.
  • Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в вось­милетней школе. — М., 1980.
  • Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа-35 часа (1 час в неделю)

    2. Требования к уровню подготовки

    Учащиеся должны знать:

    • общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
    • признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

    Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

    • создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
    • оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
    • анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
    • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
    • владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
    • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
    • анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

    3.Учебно — тематический план

    Номер п\п

    Тема

    Количество часов

    1.

    Особенности письменного общения

    2.

    Орфография как система правил правописания

    3.

    Правописание морфем

    18ч

    4.

    Слитные, дефисные и раздельные написания

    10ч.

    5.

    Написание строчных и прописных букв

    3ч.

    Всего

    3

    4 Содержание программы

    Особенности письменного общения (2 ч)

    Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (пере­дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слу­шание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

    Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

    в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

    Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (раз­ные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

    Возникновение и развитие письма как средства общения.

    Орфография

    Орфография как система правил правописания (2 ч)

    Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

    Некоторые сведения из истории русской орфографии.

    Роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

    Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алго­ритм и др.

    Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицатель­ные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

    Правописание морфем (18 ч)

    Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

    Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

    Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.

    Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

    Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .

    Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .

    Правописание иноязычных словообразовательных элементов .

    Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

    Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

    Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и — ик—, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

    Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

    Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.

    Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени .

    Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

    Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

    Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий.

    Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..

    Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

    Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .

    Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

    Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

    Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

    Прием поморфемной записи слов и его практи­ческая значимость.

    Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

    Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

    Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

    Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

    Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

    Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .

    Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

    Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

    Написание строчных и прописных букв (3 ч)

    Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

    Работа со словарем «Строчная или прописная?».

    6.Перечень учебно-методических средств

    • Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.
    • Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
    • Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.
    • Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
    • Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
    • Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
    • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
    • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
    • Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.
    • Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
    • Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
    • Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. — М.? 1970.
    • Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в вось­милетней школе. — М., 1980.

    7. Формы и средства контроля

    • Устный опрос.
    • Письменная работа.
    • Приемы
    • Индивидуальный опрос, «тихий опрос».
    • Сочинение.
    • Самоконтроль по образцу

    8.Календарно – тематическое планирование

    Дата

    план.

    Дата

    факт.

    Наименование разделов

    Формы контроля

    Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение слу­шание ; пись­мо чтение . Формы речевого общения: письменные и устные.

    Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

    Тренировочные тесты и тренинги

    Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение и развитие письма как средства общения.

    Мини-диктанты с

    последующим

    объяснением

    Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

    Некоторые сведения из истории русской орфографии.

    Роль орфографии в письменном общении людей.

    Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.

    Опорная таблица

    Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них: 1) правописание морфем 2) слитные, дефисные и раздельные написания 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слова .

    Словарный диктант. Творческие работы по опорной таблице

    Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

    Словообразовательная работа. Составление алгоритмов

    Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

    Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э взаимствованных словах.

    Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

    Различные виды диктантов

    Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

    Различные виды диктантов

    Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — доща­тый, очки — очечник).

    Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

    Обучение приемам мыслительной деятельности в процессе освоения норм правописания

    Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип.

    Обучение приемам мыслительной деятельности в процессе освоения норм правописания

    Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: ; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания.

    Пунктуационная разминка. Работа с блоками на сопоставительной основе

    Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

    Пунктуационная разминка. Конструирование предложений по заданным схемам

    Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

    Объяснительный диктант.

    Конструирсеание предложений по заданным схемам

    Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а),естъ- (ость), ени(е)ищ. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и –ик—, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

    Типичные суффиксы прилагательных и их написание: оват-(еват), -евит-, -лив-, чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

    Немой диктант, Разминка «Не верь ушам своим» Конструирование предложений по заданным схемам Оформление цитат

    Типичные суффиксы глагола и их написание: и-, -е-, -а-, -ка-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезле­сить); -ться и -тся в глаголах.

    Орфографическая и пунктуационная разминка. Тестирование

    Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени (посе­ять — посеявший — посеянный).

    Контрольная работа «Найди ошибку»

    Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

    Сочинение по опорным словам;

    исследовательская работа; сочинение-миниатюра. Рецензирование и взаиморецензирование работ

    Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

    Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий

    Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

    Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

    Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных

    моделей слов.

    Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

    Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

    Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

    Прием поморфемной записи слов (расчесывающий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, оцепл-ение) и его практи­ческая значимость.

    Слитные, дефисные и раздельные написания Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

    Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

    Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

    Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

    Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.

    Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

    Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

    Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обеща­ющий ).

    Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

    Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

    Написание строчных и прописных букв

    Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

    Работа со словарем «Строчная или прописная?».

    Работа со словарем «Строчная или прописная?».

    Файлы: Документ Microsoft Office Word (3).docx
    Размер файла: 12786 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология