Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Валентина Накочевна
Место работы, должность: —
ТМК ОУ "Усть-Портовская средняя общеобразовательная школа-интернат"
Регион: — Красноярский край
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Родной язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного курсаОписание места в учебном плане Требования к результатам освоения Содержание тем учебного курса Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Планируемые результаты. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Используемая литература:
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ПОРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор ТМОУ «У-ПСОШ-И» зам. директора по УВР на заседании МО
_______ Сучкова Е.А ___________________ протокол № ___ от ____
«___» ___________ 20__ г. «___» __________ 20__ г. «___» _________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (НЕНЕЦКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
6КЛАСС
Учителя родного (ненецкого) языка
Комаровой Валентины Накочевны
2011 – 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по предмету «Родная (ненецкая) литература» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии:
— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №183 – окЗ «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;
— с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) Автономного округа от 22.04.2003 г. за №184 – окЗ «О гарантиях основных прав коренных малочисленных народов Таймырского (Долгано — Ненецкого) Автономного округа»;
— с «Типовой о программой по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов» (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007)
— с территориальным базисным учебным планом (далее – БУП) 2004 для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
— с территориальным базисным учебным планом, учитывающим федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) нового поколения для образовательных учреждений (классов), где изучаются родные языки (несколько языков) и предметы этнокультурного содержания;
Планирование составлено на основе Типовой программы по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов, разработанной методистами Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
Согласно проектам нового учебного плана для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения учебный предмет «родная литература» входит в образовательную область «Филологи» и по объему отводимого на его изучение времени сохраняет паритетное соотношение с русской литературой. Это гарантирует сохранение названной дисциплины как обязательной в учебном плане школы.. В процессе обучения родной (ненецкой) литературе решаются следующие задачи:
1.Обучение всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, ,чтение и письмо)
2.Развитие этнокультуроведческой компетенции учащихся.
Изложенные ниже требования к знаниям, умениям и навыкам, обязательный минимум содержания образования, типовая программа по языкам самодийской группы определяют содержание образовательной области «Филология» в той ее части, которая называется национально-региональным компонентом.
Предлагаемые рекомендации могут служить основой для разработки программ по конкретным языкам самодийской группы.
В программах по родным языкам самодийской группы следует давать краткую характеристику трудностей, возникающих при изучении литературного языка – они обусловлены влиянием диалектов, носителями которых являются учащиеся. Это поможет обеспечить индивидуальный методический подход
Перед учителем родного (ненецкого) языка стоит трудная актуальная, но творческая задача – научить юное поколение северян мыслить и говорить, читать и писать на родном языке, приобщить к основам своеобразной этнической культуры.
Цели обучения родному языку – формирование этнически ориентированной личности, приобщённой к национальным ценностям, с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ненецкой национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке
По мере изучения детьми ненецкого языка должны сформироваться прочные знания, умения и навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая и этнокультуроведческая.
Программа направлена на достижение следующих целей:
— формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
— развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
— освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике ненецкого языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений ненецкого языка;
— овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Основные содержательные линии
Овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса.
В содержание курса обучения родному (ненецкому) языку входят:
1.Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.).
2. Сфера общения
1. Социально – бытовая: этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа;
2. Учебно-трудовая: школа, распорядок дня, каникулы и т.д.;
3. Социально-культурная:
˚ город, село, учреждения культуры;
˚ отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода;
˚ сказки, песни, стихи;
4. Игровая: виды и типы игр (детские в помещении и на улице, мужские и женские).
3. Речевые умения
1) Аудирование (слушание)
Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.
Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.
2) Говорение
Составление рассказа с опорой на наглядность.
Составление рассказа согласно ситуации.
Продолжение рассказа по заданному началу.
Трансформация речевых высказываний.
3) Чтение
Чтение полного текста без заданий.
Чтение с пониманием основного содержания.
Ответы на вопросы по прочитанному.
4) Письмо
Списывание слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Запись слов, словосочетаний, предложений и текстов под диктовку.
Выполнение письменных заданий.
4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев
1. Место расселения народа. Названия населенных пунктов.
2. Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.
3. Факты, относящиеся к истории округа, населенного пункта.
4. Произведения ненецкого детского фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни.)
5. Произведения ненецких писателей и поэтов.
6. Образцы орнаментов.
7. Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища
8. Орудия труда и средства передвижения.
9. Традиционная мужская и женская одежда.
10. Народные детские игры.
11. Традиционные виды труда и отдыха.
На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.
С первого класса необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.
Описание места в учебном плане
Количество часов за учебный год – 35 ч., по учебному плану – 35 ч.
Требования к результатам освоения
Личностные,
1) знание основных исторических, географических, этнографических и культурных
сведений о коренных народах Таймыра.
2) позитивное восприятие культуры и литературы народов Таймыра;
3) гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности и иной
культуры;
4) уважение к этическим принципам и нравственным правилам коренных народов;
5) понимание эстетического своеобразия литературы коренных народов Таймыра;
6) знание имён основных писателей и поэтов коренных народов и их основные
произведения;
7) умение охарактеризовать основную тематику и проблематику произведений северных
писателей;
8) умение объяснить изменения в мировоззренческой позиции писателей Ямала и Таймырав
связи с изменениями в общественной жизни в России в конце ХХ в.;
9) понимание глубинных связей мировой, русской и северной литератур;
10) ориентирование в литературных направлениях и стилях, присущих литературе Ямала.
Предметные,
- Освоение звукового строя родной речи.
- Умение использовать части речи при разговоре, в письме.
- Умение производить анализ состава слова.
- Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами родного языка.
- Использование выразительных средств устной речи.
способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики
проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.
- Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи
соответствующих стилю в сфере общения.
- Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного
языка.
- Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.
- Умение описывать предметы и явления окружающего мира.
- Знание отличительных грамматических признаков родного (ненецкого) языка и русского языка.
- Выделение признаков произношения звуков родного (ненецкого) языка.
- Деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли и направленности текста, умение его озаглавить.
- Умение ставить вопросы к тексту и отвечать на них.
- Понимание значения новых слов на основе смысловой догадки и корнесловного анализа.
- Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного текста по
составленному плану и без опоры на него.
- Составление конспекта и тезиса по прочитанному тексту.
- Умение переводить с русского языка на родной фрагменты текста.
Метапредметные
§ Умение использовать части речи при разговоре, в письме.
§ Умение производить анализ состава слова.
§ Овладение опфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами
родного языка.
§ Использование выразительных средств устной речи.
§ способность делать сообщения, описания, рассуждения с использованием тематики
проблематики прочитанных текстов, увиденных телепередач.
§ Способность создавать монолистические высказывания разных типов и стилей речи
соответствующих стилю в сфере общения.
§ Соблюдение в речи орфоэпических,акцентологических, интонационных норм литературного
языка.
§ Способность использовать в речи прямую и косвенную речь.
§ Умение описывать предметы и явления окружающего мира
Содержание тем учебного курса
Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.
Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
6 класс
(35 часа)
Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна’ теневана сава няра. (Книга – ваш мудрый друг) – 2 часа.
Ненецкий фольклор – 6 часов.
Ненэцие” падарци” и’ нгут сертавы” нгамгэ.
Сказки о великанах и волшебные сказки.
(Нылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).
1. Нылекасавэй лаханоко” – сказки о великанах:
«Бэрабук великан» — «Нэрабук вэсей», «Нядэна хасава» — «Мужчина, живущий оседло».
2. Мидертасавэй” тэмэортасавэй” лаханако” – Волшебные сказки:
«Вэсако’ няхар не ню» — «Три дочери старика».
Понятие о волшебных сказках и сказках о великанах. Особенности сказок о великанах и волшебных сказок. Отражение в них веры народа в победу добра над злом. Осуждение лжи и ханжества.
Художественные особенности сказок: язык, волшебные превращения. Большая физическая сила героя: смелость, смекалка, ум, находчивость.
Сходства и различия сказок о великанах и волшебных сказок.
3. Невхы ненецие” сё” – индивидуальные песни ненцев, составленные в далёком прошлом: «Си”ив Вано’ нарка» — старший из семи Вано – Вануйта» (автор песни Папали Ванойто — Вануйта). «Нерня мэтами» — «Мой передовой олень» (автор песни женщина из рода Сусоев).
Особенности песен, составленных мужчинами и женщинами. Отражение в песнях радости и печали, веры в победу и торжество справедливости. Язык народных песен: ритмичность и напевность.
Собиратели и вторичные исполнители (первые исполнители – создатели этих песен), обеспечивающие долгую жизнь народному творчеству.
Ненецие” паднани” падны”
Творчество ненецких писателей – 24 часов
Илья Константинович Вылка– 2 часа.
«Тарем’ хыно”нгадм’» (Я так слагаю песню)
Илья Константинович Вылка – поэт и художник. Зрелые годы поэта и его активное участие в топографических исследованиях учёных на Новой земле. Отражение в творчестве Тыко-Вылки, его воспоминаний о тяжёлой жизни ненцев на острове до Октябрьской революции. Участие поэта-гражданина в борьбе за светлое будущее родного края. Тыко-Вылка – строитель новой жизни на острове.
«Си2гэ» — «Цинга» (Повесть – легенда о духе болезни цинги) – 2 часа.
Картины тяжёлой жизни людей на острове: голод и болезни. Гибель обитателей землянки, причины, вызывавшие скорую смерть людей на острове в условиях суровой зимы. Тайна сохранения в живых ненецкой женщины и малолетней девочки – секреты народной медицины. Идейный замысел повести – знание основ народной медицины и милосердие. Реальное и фантастическое в повести. Образы литературных героев.
Понятие об олицетворении.
Иван Григорьевич Истомин– 2 часа
«Пудана ямдава» («Последняя кочёвка») – повесть
Краткие биографические сведения о писателе-публицисте и его активной деятельности в деле становления колхозного строя на Севере и переходе на оседлый образ жизни людей, освоивших новые формы производства.
Сборы в последнюю кочёвку старого ненца и истории его жизни. Трудная борьба старика с самим собой и преодоление в своём сознании старых предрассудков, сложившихся веками в кочевой жизни – победа над собой старого ненца. Раскрытие основной идеи повести – вера человека в идеи и дела новой жизни, его желание включаться в активную работу по преобразованию жизни тундры.
Иван Антонович Юганпелик– 2 часа
«Ленин Таховскахана» — («Ленин в Тазовске») – стихотворение
Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник).
Ленин живёт во всех делах советского народа. Выражение автором всенародной глубокой любви и признательности Ильичу.
Любовь Прокопьевна Ненянг– 4 часа
«Депутат’ небя”» — («Мать депутата») – рассказ – очерк
Краткие биографические сведения о писателе-журналисте (см. учебник). Изображение в очерке – рассказе женщины – труженицы, женщины – матери. Прошлое и настоящее женщины – ненки. Современные профессии женщины – ненки.
Расширение понятия об очерке.
Леонид Васильевич Лапцуй– 4 часа
«Ленин нэдам” вынд” тэвы» («Ленин приехал в тундру») –
отрывок из поэмы «Рождение Ямала»
Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Легенда о приезде Ленина на Ямал как выражение любви к вождю и признание его участия во всех преобразованиях жизни на Севере.
Сходство произведений Л.Лапцуя и И.Истомина и их связи с устным народным творчеством. Понятие о поэме.
Василий Николаевич Ледков– 4 часа
«Нярмондана хубта — хувы» - отрывок из повести «Розовое утро».
Краткие биографические сведения о поэте – прозаике (см. учебник). Размышления писателя о счастливом детстве детей – северян. Своеобразие воспитательных нравственных начал жизни тундры, роль родной природы и многовекового опыта ненецкого народа и воспитании подрастающего поколения. Значение традиций ненецкого народа для определения молодёжью её жизненной позиции. Символический смысл названия произведения «Розовое утро». Сходство рождения нового человека и его детства с розовым утром восхода нового дня. Образы героев произведения: Василий и его родители.
Языковые особенности произведения и их связь с особенностями обычаев и традиций ненцев. Понятие о повести.
Алексей Ильич Пичков– 2 часа
«Харта яда» — («Его земля родная») – стихотворение.
Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Размышления о родном крае и шёпоте земли древнего чумовища – корней жизни поэта. Патриотический смысл стихотворения. Языковые особенности произведения: сравнения, идиоматические выражения. Совершенствование навыков выразительного чтения.
Геннадий Алексеевич Пуйко– 2 часа
«Няби небяэ» — («Вторая мать») – стихотворение.
Краткие биографические сведения о поэте (см. учебник). Всеобщая любовь к народному учителю и высокая оценка его труда. Роль учителя в выборе профессии и становлении человека. Смысл поэтических строчек: «Вторая мать ночей не спит, о нас … в горе и радости всегда рядом!»
Валерий Антонович Пырерка– 2 часа
«Пыреркахат 2эда ненець» — («Человек из рода Пырерка») –
отрывок из повести
Краткие биографические сведения о писателе — очеркисте (см. учебник). Историческая основа повести. Картины наступающей весны и начала лета. Грозовые тучи войны над городом Ленинградом. На подступах к Ленинграду (картины боёв и наступления врагов).
Антон Пырерка – отважный боец, наделённый высокими нравственными качествами: ненавистью к врагам, любовь к Родине, смелостью, наблюдательностью и беспримерной выдержкой солдата. Понятие о пейзаже.
По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава – 2 часа
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Список произведений для заучивания наизусть:
Индивидуальные песни ненцев (2-3 песни по выбору ученика).
Колыбельные песни (по выбору ученика).
И.К.Вылка «Тарем’ хыно надм’».
Л.В.Лапцуй «».
И.А.Юганпелик «».
А.И.Пичков «Харта яда».
В.А.Пырерка «Пыреркахат нэда ненець» (картины лета, описание боя).
Тематический план
№ п.п.
Наименование разделов
Всего часов
На развитие речи в том числе (контрольные работы, тестирование)
1.
Введение: Книга нока серм’ ила” ня“амна теневана сава нара. (Книга – ваш мудрый друг)
2
2.
Ненецкий фольклор
Ненэцие” падарци” и’ 2ут сертавы” нгамгэ.
Сказки о великанах и волшебные сказки.
(1ылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).
7
3.
Ненецие” паднани” падны”
Творчество ненецких писателей
24
11.
По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава
2
ИТОГО:
34
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Дополнительная литература
1. Е.Г. Сусой. Ненэцие" литература. Учебная хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений
С-петербург. Фимлиал изд. Прсвещение. 2008 г.
2. О.Н.Марченко. Фольклор коренных народов Таймыра. Хрестоматия для 5 класса
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа.
3. М .А. Ненянг Русско-ненецкий разговорник Учебное пособие для учащихся средней
школы. С-петербург. Изд. Дрофа. 2005 г.
4. Е. Н. Самойлова Русско-ненецкий тематический словарь. Пособие для учащихся 5-9
классов.
5. Л.Ненянг. Не только бабушкины сказки. Ненецкие легенды, сказки, были, пословицы, загадки, наставления, приметы, поверья. Красноярское книжное изд. 1982 г.
Планируемые результаты.
Умеет, понимает, знает:
- проявление позитивного отношения к культуре и литературе народов Таймыра;
- знакомство учеников со спецификой развития словесного творчества у народов Таймыра, умение объяснить различие между мифом, фольклором и собственно литературой. Связать мифологию и фольклор народов Ямала с мифологией и фольклором других народов мира, определить сходство сказок народов Таймыра с мировой сказочной классикой.
- знание учащимися понятия веры и религии, знание специфики верований северных народов, уметь истолковать понятия «шаманизм», «шаман», «идол», «тотем».
- обозначить своеобразие литературы народов Ямала, обусловленное особенностями исторического и культурного развития, этническими и географическими факторами. Умение объяснить связь литературы и письменности, знание учениками истории создания письменности для народов Севера.
- знание учащимися биографий основных деятелей культуры народов Таймыра, умение объяснить наиболее значительные факты их творческого пути.
- уметь определять принадлежность изучаемых произведений к литературным родам и жанрам, а также по мере возможности уметь определять национальную специфику произведений различных народов Таймыра.
- уметь определять тему и идею произведения, уметь давать характеристики основным персонажам, сопоставлять произведения различных авторов, определять специфические черты именно северной литературы. Пояснить особое отношение народов Севера к природе, к родовому сообществу.
- совершенствовать разные виды речевой деятельности, знать специфику северных речевых оборотов и по возможности самые употребительные слова языков народов Ямала и Таймыра, вошедшими в общеупотребительный обиход.
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 6 классе (родная литература) – 34 часа
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
I
1
Введение: «Книга нгока серм′, иле″мям″ теневана сава няра»
(Важнейшие законы жизни)
1
Вводный урок.
Выявление уровня лит/ развития уч-ся;
Углубление понимания роли чтения на р. яз. произведений уст. нар. тв-ва и литературы.
Фронтальный опрос:
Словарная работа по тексту
Стр3-6 читать
II
Ненецие” фольклор (ненецкий фольклор) – 7 часов.
Ненэцие” падарци” и’ нут сертавы” намгэ.Сказки о великанах и волшебные сказки.
(нгылекасавэй, мидертасавэй, тэмзортасавэй лаханоко”).
2
1. Нылекасавэй мидертасавэй” тэмэортасавэй” лаханако” – Во лшебные сказки, сказки о велик:
2
Изуч. нового мат-ла
Обучение выразительному чтению (исполнению).
Знание жанров устного народного тв-ва. Особенности сказок о великанах
Устный контроль
Выразительное чтение
Сочинение сказки о великанах.
Сьр 8-9 читать, рассказать
3
«Нядэна хасава» — «Мужчина, живущий оседло».
Урок соверш знаний
Работа в группах. Деление на смысл части.
Осуждение лжи и ханжества. Особенности волш. сказок.
Устный контроль. Работа по частям ск.
Составление словосоч из данных сл стр 18-19
Стр
10-12 читать ответит на вопр
4
«Вэрабук вэсей»,(Старик вэрабук)
2
Комбиниров урок
Соверш-ние навыков самост-ной исследов-ой работы.
Знание худож-х особенностей сказок: язык, волшебные превращения.
Устный контроль
Выразительное чтение
Работа по иллюстрации
Стр 12-19 читать отв на в
5
«Вэсако’ няхар не ню» — «Три дочери старика».
Защита тв. зада
Работа в парах
Умение сранивать
Устный контроль
Словарн работа
Стр 19-25 чит.
6
Невхы ненецие” сё” – индивидуальные песни ненцев, составленные в далёком прошлом:
3
Изучение нового материала
Слушание песен на родном языке (диск)
Умение исполнить песню на родном языке.
Устный контроль.
Выразительное чтение
Самостоятельная работа-чтение про себя.
Стр26 читать
7
«Си”ив Вано’ нарка» — старший из семи Вано – Вануйта» (автор песни Папали Ванойто — Вануйта).
Комбинированный урок
Словарная работа.
Знание особенностей песен, составл мужчинами и женщинами.
Устный контроль-ответы на вопросы стр 26.
Проба исполнения песни.
Стр 26-27
8
«Нерня мэтами» — «Мой передовой олень» (автор песни женщина из рода Сусоев). Собиратели и вторичные исполнители.
Совершенст. знаний
Совершен. навыков само-ной исследоват-работы.
Понимание языка народных песен: ритмичность и напевность
Устный контроль-передача сод прозой
Составление иллюстрации к стихотворению
Стр27-28 ответ на вопросы
III
Неней ненецие” паднани” падвы”
Творчество ненецких писателей – 26 часов
9
Илья Константинович Вылка Ям′ теневана. Биография. «Тарем’ хыно”надм’» (Я так слагаю песню)
2
Урок-сообщение
Сообщение ученика. Кр-ие биограф. св-я о писателе.
Развитие связной речи учащихся;
Устный контроль. Индивид. задания.
Составление рассказа о писателе своими словами
Стр
30-31 выуч. Наиз. читать
10
Илья Константинович
Вылка «Сингэ»
Урок-изуч-е нового м ат-ла
Деление текста на смысловые части
развитие навыка восприятия информации.
Устный контроль. Сост плана пересказа.
Выборочный пересказ
стр 32-35
11
Иван Григорьевич Истомин. Счастливая судьба «поднимать цветы из снегов».
4
Комбинированный урок
Сообщение ученика. Крат. биограф сведения о писателе.
Развитие связной речи учащихся;
Устный контроль.
Индиви.задания.
Словарная работа по тексту.
Стр
36-37 читать
12
И. Г. Истомин «Пудана ямдава» («Последняя кочёвка») – повесть общее содержание
Беседа по содерж-повести
Работа в парах. Озаглавливание частей повести.
Умение выделить главную мысль.
Устный контроль. Выбор. пересказ
Пересказ по плану.
Стр
37-50 читать
13
И.Г.Истомин «Преодоление старых предрассудков»
Комбинированный урок
Выборочное чтение
Умение сост-ь из опорных слов и словосоч. образ старого ненца
Устный контроль
Выразительное чтение
Стр 43-50 читать
14
Тест по повести И.Г.Истомина «Пудана ямдава»
Урок контр-я кор-и
Работв с текстом
Умение работать на д текстом
Письменный контроль
Словарная работа
Стр 40-48 читать
15
Любовь Прокопьевна Ненянг «Просто тундровичка коренная» Биграфия
2
Урок сообщение
Сообщение ученика. Крат биограф сведения о поэте.
Развитие связн. речи уч-ся;
развитие навыка восприятия информации.
Устный контроль. Индивид. задания.
Чтение стихов Л.Ненянг
Стр
51-52. читать
16
Л. П.Ненянг «Депутат’ небя”» — («Мать депутата») – рассказ – очерк
Комбинированный урок
Актуализация зн-й способов деят-ти по осмыслению нового мат-ла
Умение восстановить логическую последовательность
Устный контроль. пересказ
Словарная работа
Стр
52-54
17
Леонид Васильевич Лапцуй . Поэт и просветитель. Биография
1
Урок-репортаж
Сообщение ученика. Краткие биограф.сведения о поэте
развитие навыка восприятия информации. Расшир понятия об очерке.
Устный контроль. Рассказ о поэте.
Чтение стихов Л.лапцуяю
Стр 55-56
читать
18
Л.В.Лапцуй «Ни″ни хэ″мяхана нгани′ хаидамне»
1
Комбинированный урок
Словарная работа по произведению
Пополнение словарного запаса
Языковые особенности произведения.
Устный контроль. Выразительное чтение
Ил-я к стихотворению
Стр
56-61 читать
19
Василий Николаевич Ледков.»А я и не знал, что родился в России» Биография.
6
Урок-семинар
Сообщение ученика. Биограф. сведения
Умение защитить свою творческую работу
Устный контроль. Сообщ.уч-ся на одну тему
Самостоятельное чтение учебного материала
Стр 62-63 читать
20
В.Н.Ледков
«Нярмондана хубта –
хувы» — отрывок из повести «Розовое утро».
Общее содержание
Объяснение нового мат-ла
Работа в парах. Ответы на воп
Худож-есредства языка, с пом-ю кот-х раск-ся идейное содер-е произведений.
Устный контроль. Составление плана
Словарная работа по тексту.
Стр 63-70 читать
21
В.Н.Ледков . «Будущий помощник» по повести «Нярмодана хубта»
Комбинированный урок
Размышление писателя о счастливом детстве детей
Понятие о языковых особенностях произведения
Устный контроль
Чтение по ролям
Стр
66-70 читать
22
В.Н.Ледков «Имянаречение» по повести «Нярмодана хубта»
Урок-защита твор-их заданий
Описание обряда «Имянаречение»
Значение трад-й нене-го народа для опр-ия жизн-ой позиции
Устный контроль рассказ
Выразительное чтение
Стр 63-64 читать
23
В.Н.Ледков «Еня нгацекы» по повести «Нярмодана хубта»
Урок обозрение
Выступление уч-ка «Вечерние новости из стойбища»
Умение сост-ть рассказ по заголовку «В ночном»
Устный контроль
Составление плана пересказа
Стр
67-70. читать
24
Тестирование по повести В.Н.Ледкова «Нярмодана хубта»
Совер-е знаний
Работа в парах.Образы героев произведения
Связь язык-х особ-ей произ-ия с особ-ми трад-й и обычаев ненцев
Устный контроль. Пересказ по выбору
Выразительное чтение
Стр
66-67
Слов картины
25
Алексей Ильич Пичков биография
2
Урок-защита твор-их заданий
Сообщение ученика. Кр-е сведения о поэте.
Развитие речи-умение передать последовательность тв-го роста поэта
Устный контроль. Рассказ о поэте
Составление рассказа по опорным словам
Стр 71
читать
26
А.Пичков «Харта яда» — («Его земля родная») – стихотворение.
Урок обобщения и систем.
Роль русского народа в жизниненцев.
Умение переложить стих на прозу
Устный контроль
Рассказ «Харта яда»
Стр 72 наизусть
27
Прокопий Андреевич Явтысый Биография
2
Комбинированный урок
Развитие речи. Работа над текстом
Умение подготовить мал сообщение
Устный контроль выраз чт-е
Составление рассказа об известном оленеводе
Стр 73-74 читать
28
П.А.Явтысый «Невхы″ мядырма″»
Комбинированный урок
Размышления о родном крае и шепоте земли
Развитие понятия о худ-но-изобраз-х средствах стих речи.
Устный контроль. Выразительное чтение
Словарная работа
Стр 74-75. наизусть
29
Геннадий Алексеевич Пуйко . Биграфия
2
Урок сообщение
Сообщ-е уч-ка. Краткие биографические сведения о поэте
Развитие связной речи учащихся;
развитие навыка восприятия информации.
Устный контроль . сотавление биографии своего отца.
Самостоятельная работа:
Стр
76-77
читать
30
«Няби небя» — («Вторая мать») – стихотворение.
Изучение нового материала
Беседа с элементами комментированного чтения
Худ-ые особе-ти языка произв-я.
Устный контрольВыразительное чтение
Рассказ по иллюстрации
Стр 78 Читать,
Учить наиз
31
Валерий Антонович ПыреркаБиография
3
Урок-сообщение
Сообщение ученика. Краткие биографические сведения о писателе
развитие навыка восприятия информации.
Устный контроль.. Ответить на вопросы
Пересказ по тексту.
80-81
читать
32
«Пыреркахат нэда ненець» — («Человек из рода Пырерка») –
отрывок из повести
Общее содержание
Комбинированный урок
Работа в парах. Работа по частям отрывка
Развитие связной речи учащихся;
Устный контроль выбор. чт-е
Ответы из текста
Выборочный пересказ
Стр 80-85. Ответ на вопр
33
«Антон Петрович вэдандорць ядэрома» по повести В. Пырерка «пыреркахат нгэда ненэць»
Обобщающий урок
Историческая основа повести
Понятие о пейзаже
.Устный контроль образ А. Пырерка
Чтение с элементами комментирования
Стр 86-91.Сост плана
34
Повторение и систематизация пройд енного в 6 классе
2
Урок обоб-я исистемии
Соотношение описаний с произведением.
Развитие связной речи
Устный контроль
Выборочный пересказ
мини соч- по любим произв.
35
(По’ямбан’ тохоламбавы тензебтембава)
Обобщ-е прой-го мат-ла
Беседа с элементами комментированного чтения
Развитие связной речи учащихся;
Устный контроль
Работа по иллюстрациям.
Список произв на лето.
Используемая литература: Е. Г. Сусой. «Программа (экспериментальная) по ненецкому языку и литературе для 5-7 классов» г. Нарьян- Мар 1991г.
Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования. Москва. Издательский дом «Новый учебник»
Файлы: нәүрүз.pptx
Размер файла: 4813015 байт.