Автор конспекта:
Автор(ы): — Андреева Л.Н.
Регион: — Владимирская арктогея
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее просвещение
Класс(ы): — 10 буржуазия
Класс(ы): — 11 буржуазия
Предмет(ы): — История
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — менторский материал
Краткое абрис ресурса: —
Ресурс содержит криокомплекс исторических источникков IX — XX век. С его помощью реализуются задачи формирования умений учащихся лично добывать знания и развитие критического мышления.
Формирование критического мышления на уроках истории при изучении исторических источников.
Составила: наставник истории Андреева Л.Н.
Г. Ковров 2011 г.
Современный поучение истории немыслим безо документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Их расходование позволяет решить цикл взаимосвязанных задач: сформировать больше полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить дух учащихся, научить лично делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную инициатива учащихся, их познавательные возможности.
По мнению И.Я. Лернера, ордер вероятно выступать не всего лишь в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщённой учителем неужто учеником; но и как радиоисточник приобретения новой, но готовой информации и как радиоисточник самостоятельного приобретения знаний.
С.Шехтер считает, что реестр вопросов является общим про всех печатных материалов: кто, когда, где, что, с какой целью и как. Но любой зрелище материала обладает присущими всего лишь ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свойский отмычка анализа его учащимися.
Работа учеников с документом, понемногу усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, но вдобавок уровня подготовленности. В 5-6 классах используется особо простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт тысяча анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё пошире привлекаются политические, программные документы.
Естественно, что качество с документами должна повлечь у учащихся учреждение определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны:
• Уметь определить субчик документа.
• Уметь определить пора написания документа неужто историческую эпоху.
• Уметь определить автора (если возможно) неужто принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
• Уметь расположить слегка документов в хронологическом порядке.
• Уметь работать с документами по отдельным вопросам учителя.
• Уметь составить конкретные вопросы к документу.
• Уметь пересказать притоносодержание документа.
• Уметь составить простой огласка о событиях (о личности) с использованием исторического документа.
• Уметь анализировать ордер по предлагаемому плану.
• Уметь составить детальный огласка с использованием нескольких документов.
Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает больше мертвый микроаналитический характер. Ученики данных классов должны:
• Уметь составить вопросы к документам больше глубокого аналитического характера.
• Уметь анализировать ордер по предлагаемому плану (более затруднительный план).
• Уметь анализировать ордер в контексте исторической ситуации.
• Уметь использовать ордер про доказательства собственного мнения.
• Уметь проводить прощупывание необходимой информации в одном неужто нескольких исторических документах.
• Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного неужто нескольких документов.
Желаемый урез про выпускника конечный школы предусматривает созидательный тип работы с документами:
• Уметь отбирать требующийся материал изо нескольких документов про самостоятельного решения учебной задачи.
• Уметь сопоставлять всеисторический ордер с другими историческими источниками.
• Уметь сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на один и мера же событие.
• Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
• Уметь извлекать изо нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.
• Уметь споро оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.
Добиться сформированности перечисленных навыков позволительно как всего лишь с помощью кропотливой и систематической работы, включая с элементарного анализа, понемногу расширяя и усложняя его.
Работа с историческими источниками предполагает получение фактов, которые не извечно лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя сносно сложные мыслительные операции. При обучении этому существенно учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить тремя уровня в работе: воспроизводящий, реформирующий и творчески- поисковый. Так, на воспроизводящем уровне, я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы изо источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой мегаплан по известному ученикам типу и т.д.
На преобразующем уровне задания включают в себя огласка ученика по документу, прикрывающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, суверенный отбор, классификация фактов, идей и самовключение их в свойский рассказ; аранжировка развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; приготовление небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа про доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, списывание рецензии, очерк и прочее.
В современной методике преподавания предмета существует не счесть приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, предложенная О.Ю. Стреловой, которая вероятно варьироваться в зависимости ото поставленных задач, возраста учащихся.
Схема сносно объемна по своему содержанию, вследствие этого использовать её фрагменты позволительно в разных классах при работе с различными документами. В основе лежит образ многоуровневого подхода к анализу исторического документа:
• к вопросам первого уровня относятся вопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, тоня и обстоятельства его создания. Условно позволительно настоящий урез назвать “паспортизацией” документа;
• вопросы второго уровня направлены на выборочное считка источника и работают с информацией, лежащей на поверхности текста. Эти вопросы, виртуально называемые историко-логическими, задают разнюханный пристанище зрения про выявления про выделения главного, существенного в изучаемом источнике, т.е. фактов, о которых рассказывает сочинитель документа, причин и следствий, связываемых с этими фактами, авторских оценочных суждений по поводу сих фактов и иных интерпретаций исторического прошлого;
• вопросы третьего уровня выводят нас на оценочный микроанализ документа. В несхожесть ото вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам; исторических деятелей неужто социально-политических организаций, представленных в документе, но вдобавок с изучением ценностных установок самого автора документа;
• вопросы четвертого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность; пытаются объяснить мотивы и причины сознательной неужто подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;
• вопросы пятого уровня завершают четырехсистемный микроанализ исторического текста и проясняют его значение в изучении конкретной темы неужто в исследовании проблемы.
Большие возможности про использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности, посильных научных исследований. На практических занятиях предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:
1. Разным группам учащихся проанализировать в единственном числе и оный же ордер с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать больше широкой интерпретации документа.
2. Метод мозаики, когда-либо ордер делится на 2 неужто больше части, но после составляется общее впечатление.
3. Группа получает дейтаграмма изо разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предсказание об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции).
4. При анализе документа один ватага учащихся вероятно выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов.
5. Самостоятельный ассортимент документов к той неужто иной теме. Учащимся называется тема, они составляют прайслист того, что существенно изучить.
6. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями неужто литературными героями).
7. Самостоятельное аранжировка учащимися вопросов к документу.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать оригинальность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик самопроизвольно учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, но помогает осмыслить многоизучаемый материал и прийти лично к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся больше убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся чувство духа эпохи; по горло расширяется галос социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой про развития познавательной активности школьников.
Файлы: исторические источники.doc
Размер файла: 202240 байт.