Автор конспекта:
Автор(ы): — Гмыра С.А.
Место работы, должность: — МОУДОД ДДТ «Гармония» хореограф
Регион: — Самарская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — Искусство
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Тип ресурса: — образовательная технология
Краткое описание ресурса: — Вы хотите, чтобы ваши дети научились правильно слышать музыку? Тогда данное пособие для вас. В методическом пособии представлен опыт работы на уроках «Ритмики» с младшим возрастом. Пособие представляет собой сборник ритмично-танцевальных игр направленных на работу над навыками выразительного движения под музыку В основе пособия лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения. Пособие адресовано хореографам, музыкальным работникам детских садов. Пособие поможет в подготовке и проведению творческой работы с детьми.
ВВЕДЕНИЕ
Танец — это искусство, ему присущи выразительность и информативность, поэтому наша цель – давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений. Посредством движений тела выражают самые разные чувства, например радость – жестикуляцией рук, страх – когда все тело напрягается и резко падает назад, или чрезмерная самоуверенность – характерной манерой держать плечи и походкой и т.п.
Ритмично-танцевальные упражнения направлены на восприятие эмоциональной отзывчивости на музыку, целостное восприятие ее содержания и характера.
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят воспитанников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствования культуры движений, которые в процессе занятий становятся более выразительными, пластичными и ритмичными.
Занятия проводятся в игровой форме, учитывая возраст воспитанников. Дети 5-7 лет воспринимают мир через игру, поэтому в музыкальных играх дети создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. После прослушивания музыкального произведения дети рассказывают о музыке, передают свои впечатления.
СОДЕРЖАНИЕ
I РАЗДЕЛ «ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННЫЕ ИГРЫ»
Поклон-приветствие
Исходное положение – ноги в естественной позиции. Руки на талии.
Все произносят слова. На каждое слово они поочередно сначала поднимают подбородок, затем опускают:
Здравствуй солнце!
Здравствуйте деревья!
Здравствуйте дети!
Это…я!
Поклон-прощание
Все стоят в колонну по одному. Ноги в естественном положении, руки на талии. Дети по одному произносят: «Это Я – (ИМЯ)» поднимается на полупальцы и уходят с занятия через центр зала.
Рекомендации: во время исполнения поклона или прощания дети произносят слова под музыку. Педагог следит за правильным ритмом в произношении слов, помогает детям определить и понять музыкальный ритм.
Что такое хореография?
В гости к нам пришли два человечка
Этого зовут Хорео (показывают ладонь левой руки)
А другого Графио (показывают ладонь правой руки)
Получилась слово… хореография (соединяют ладони вместе)
Хорео любит танцевать и с
ребятами играть (сжимают и разжимают кисть левой руки)
Графио в свой блокнот движенья
пишет даже лишних слов не ищет. (правой рукой пишет)
Рекомендация: педагог переставляет веселых человечков, потом проучивает движения и слова под музыку.
SHAPE \* MERGEFORMAT
SHAPE \* MERGEFORMAT
Танцевальная игра «Ножки»
Для заучивания и закрепления позиции – исходное положение – ноги в естественной позиции
Все говорят, обращаясь к своим ножкам:
Ножки, ножки,
Мы начинаем движения.
Выучите, ножки,
Наши упражнения!
Первая позиция!
Первая? — (спрашивают)
Первая? – (отвечают)
Вторая позиция – (переводят ноги на 2 позицию, расстояние между пятками равна длине стопы)
Вторая? – (спрашивают)
Вторая! – (отвечают)
А третья позиция? – спрашивают
А третья позиция… — переводят ноги в 3 позицию, пятка правой стопы ставится на середину левой стопы)
Очень простая!
Рекомендация: вся игра повторяется с другой ноги. Эту игру можно использовать при заучивания позиции рук.
Игра «Поднимем ладошки»
Поднимем ладошки выше
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крыше мы с тобой!
Поднимем ладошки выше,
Кто же вышел?
Вышли гуси –
Вот один, а вот другой!
Подними ладошки выше
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
Рекомендация: игра проводится для изучения позиций рук.
Игра «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево, дети поворачивают корпус влево
Смотрит вправо, дети поворачивают корпус вправо
Смотрит вверх, поднимают голову вверх.
Смотрит вниз. опускают голову.
Чуть присела на карниз, выполняют легкие полуприседания
А с него свалилась вниз! резко приседают
Рекомендация: во время исполнения движений, дети держат руки за спиной. Педагог следит за осанкой.
Игра «Веселые хлопушки»
Пусть стоят на месте ножки
Ля-ля-ля дети выполняют повороты корпуса вправо и влево
Только хлопают ладошки
Ля-ля-ля
Хлопай — (4 раза) выполняются ритмичные хлопки перед собой
Хлоп да хлоп перед собой.
А теперь скорей похлопай дети хлопают за спиной
Да погромче за спиной
Ваше-(3 раза) хлопай хлопки перед собой снизу вверх мягкими руками
Руки выше поднимай
Ниже –(3 раза) хлопай выполняются хлопки сверху вниз
Руки ниже опускай.
А теперь качать руками дети делают плавные движения кистью перед собой
Можно целых пять минут
Отдыхайте вместе с нами
Руки тоже отдохнут.
Рекомендация: дети выполняют движения за педагогом, хлопки руками выполняются на счет «раз», затем на счет «два», затем на счет «три» и «четыре»
Игра «Радуга-дуга»
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко!
Исходное положение, дети стоят врассыпную. На весь текст дети выполняют легкие частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево.
Рекомендация: в процессе игры происходит развитие ритмического чувства и совершенствование прыжкового движения. Окончание текста произносится вместе с точно зафиксированным прыжком. Если дети готовы, прыжки могут выполняться то на одной, то на другой ноге.
Игра «Кошка»
Погладим ладошку, словно
Кошку нежно и ласково гладить воображаемую кошку
Погладим маленькую кошку,
Погладим большую кошку
Положим на другую ладошку тоже движение на другой руке
Кошка рассердилась сжать кулаки
Выпустила когти активным движением распрямить все пальцы
Спрятала когти сжать кулаки
Рекомендация: в начале игры музыка плавная, изображает нежное поглаживание. На слова «кошка рассердилась» музыка ритмичная, четкая. Педагог следит за правильным исполнение движений под музыку.
Игра «Снежок»
Мягкий, беленький пушок присесть и руками сгребаем снежок
Дружно собираем,
Лепим кругленький снежок встать, слепить ладонями «снежок»
И вперед бросаем выполнить бросок, выставив вперед правую ногу.
Рекомендация: педагог следит за ровной спиной воспитанников во время приседаний, ладони рук прямые двигаются навстречу друг другу. Когда лепят «снежок» ладони круглые, изображают форму снежка.
II РАЗДЕЛ «РИТМИЧНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
Упражнение «Колокола и колокольчики»
Дети стоят по линиям, руки опущены вниз.
Изображаем колокол: активный хлопок над головой на счет «раз» на счет «два» пауза. Повторить еще.
Изображаем колокольчик: руки перед собой, мелкие хлопки ладонями на счет «раз» и «два»
Рекомендация: руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты вверх. Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого. Педагог следит за четким исполнением ритмического рисунка.
Упражнение «Бабочка»
Участники стоят врассыпную
На «раз» «два» поднимают через стороны вверх «крылья»
На «три» «четыре» опускают «крылья»
Повторение движений
Далее выполняются более мелкие движения кистями рук, локти согнуты в локтях.
Далее повторение первых движений.
Рекомендация: движение «крыльев» должно быть более пластичными, исключить зажатость, добиваться свободы исполнения.
Игра «Мышеловка»
Игроки делятся на две группы: одни изображает мышеловку, другие – мышей. Мыши изображают цепочку.
На 1-4 такт Игроки, изображающие мышеловку, двигаются по кругу вправо
На такт 5-8 двигаются по кругу влево.
На такт 9-12 прохлопывают ритмический рисунок.
На такт 13-20. в «мышеловке» поднимают вверх сцепленные руки. Мыши нагибаются. Начинают бежать цепочкой за ведущим, пробегают через мышеловку. На конец такта мышеловка защелкивается (опускают руки. Оставшиеся в центре мышки присоединяются к участникам, образующим круг.
Рекомендация: мыши могут пробегать через мышеловку 2-3 раза. Выбежав, ведущий тут же двигается по направлению к центру «мышеловки» через поднятые руки. В этом случаи игра будет протекать динамичнее.
Упражнение «Дождик»
Исполнители стоят по кругу.
Такт 1-4 взмахивают кистью правой руки четыре раза сначала вверх, затем ниже и ниже и затем внизу (это падают капли дождя на землю)
Такты 5-8 встряхивают кисти левой руки четыре раза сверху вниз.
Такт 9 три раза быстро встряхивают кисти обеих рук, раскрытых в стороны
Такт 10 три раза быстро встряхивают кистями обеих рук, сблизив их перед грудью.
Рекомендация: упражнение образное, важно обратить внимание на острое звучание мелодии в отдельных тактах, динамические изменения.
III РАЗДЕЛ « РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ»
План – конспект занятия по предмету «Ритмика»
1 год обучения. (занятие 35 мин)
Тема занятия: «В гостях у хореографии»
Цель: знакомство воспитанников с предметом «Хореография»
Вводная часть: (10 мин)
Рассказ педагога о 2-х веселых человечках Хорео и Графио,
которые имеют веселый нрав и учат всех детей танцевать. Танец для них это искусство, это средство для дружелюбного общения, это развлечение и получения удовольствия. Вот и сегодня они пришли к нам в гости и хотели бы научить детей танцевать.
1. Для начала мы начнем с поклона. И каждый раз, когда начнется занятие мы будем приветствовать друг друга поклоном. Встанем по линиям.
(разучить поклон)
2. Беседа на тему, как вести себя на занятиях по хореографии
Основная часть: (20 мин)
1. Сейчас мы потянемся к солнышку и вырастим еще на несколько сантиметров. (подготовка мышц тела для работы)
2. Сегодня на нашем занятии присутствует много учеников и с каждым наши веселые человечки хотели бы с вами познакомится. И сейчас я предлагаю вам игру «Бусы»
3. А теперь наши бусинки вместе с веселыми человечками сделают музыкальную разминку по кругу: игра «Кошка», «Снежок», «Радуга-дуга»
4. Для того чтобы уметь красиво танцевать, надо внимательно слушать музыку и повторять движения за ведущим, игра «Зеркало»
Заключительная часть: (5 мин)
1. Упражнение «Расслабление приятно» (сидя на полу)
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляются движения,
Исчезает напряжение…
И становится понятно:
Расслабление приятно!
(в игре могут быть использованы произвольные движения)
2. Теперь мы знаем, что означает слово хореография. Знаем, что у веселых человечков много разнообразных движений, которые мы в дальнейшем разучим с вами. А теперь ребята подойдите к рисунку и поставьте свою метку на том месте где оно соответствует вашему настроению.
(рисунок «Эмоции» грустное, веселое, так себе)
3. теперь мы попрощаемся с вами и с веселыми человечками, они будут ждать нас на следующее занятие
(поклон)
Приемы работы над ритмическими рисунками.
1. Прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами.
2. Прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди.
3. Пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя)
4. Использовать доски, плакаты, карточки для изображения ритмических рисунков.
5. Применять прием «эхо». Например, педагог прохлопывает ритм, все вместе или по одному его повторяют.
6. Подобрать музыкальные примеры, где ритм двух фраз все время повторяются. Ученики прослушивают первую фразу (она проигрывается громко), а вторую фразу все прохлопывают.
Ученики могут действовать большими или малыми группами, индивидуально, в разнообразных построениях (круг, шеренга, пары)
Эти задания очень полезны для развития чувства ритма, осознания ритмической выразительности музыки. Ученикам интереснее, когда задания проводятся в игровой форме, имеют момент занимательности, соревнования.
Литература
1. С.И. Белкина, Т.П. Ломова, Музыка и движение; Москва «Просвещение» 1983
2. Джимм Холл, Учимся танцевать; АСТ-Астрель Москва
3. О.В. Ерохина, Школа танцев для детей; Ростов-на Дону «Феникс» 2003
4. И.В. Лифиц, Ритмика; Москва-Академия 1999
5. М.А. Михайлова, Танцы, игры, упражнения для красивого движения; Ярославль Академия развития 2001
6. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования; Москва Гуманитарный издательский Центр 1999