Автор конспекта:
Автор(ы): — Беспалова Ирина Владимировна
Место работы, должность: — МОБУ СОШ №2 имени Н.Я.Василенко города Лабинска Краснодарского края, учитель русского языка и литературы
Регион: — Краснодарский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
ПРОЕКТ «Русские сказки» как средство литературного образования и духовно-нравственного воспитания школьников.
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемая методическая литература: —
- Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник сценариев для библиотек, 3 выпуск – М., Издательство ЛИБИРЕЯ — БИБИНФОРМ, 1999г.
- А.М. Прохоров: Большая Советская Энциклопедия (7), третье издание. – М., Просвещение, 1989 г.
- Музыкальная энциклопедия. – М., Издательство Советская энциклопедия, 1978 г.
- Библиотека русского фольклора (книга 2) Сказки — М., Советская Россия, 1988 г.
- Всё обо всём. Школьная энциклопедия история России IX-XVIIвека. – Издательство Советская энциклопедия, 1980 год.
- Коровина Е. В. Литература. 5 класс. – М., Дрофа, 2008 г.
- Русские народные сказки — М., Художественная литература, 1979 г.
- Литература Кубани. Хрестоматия (5-11 классы)- Краснодар, Советская Кубань, 1995 г.
Используемое оборудование: —
комьютер, интерактивная доска
Краткое описание: — Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам представить ПРОЕКТ «Русские сказки» как средство литературного образования и духовно-нравственного воспитания школьников.
Паспорт мультимедийной разработки
Автор Беспалова Ирина Владимировна
Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 имени Н.Я.Василенко Лабинского района Краснодарского края
Должность учитель русского языка и литературы
Предметлитература
Класс 5 «Б»
Тема проект«Русские сказки»
Тип презентация
Источник : собственная разработка
Вступление.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам представить ПРОЕКТ «Русские сказки» как средство литературного образования и духовно-нравственного воспитания школьников.
Мой опыт работы сформировался на уроках литературы в условиях средней школы. В настоящее время я работаю в 5 классе.
В работе над данным проектом ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Я направляю внимание учащихся на задания: через задания, логическую структуру проекта осуществляю руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Дети сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на то, что на уроке-проекте очень важны атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу. Так рождаются ученические исследования и вера в возможность открытия, надежда на успех. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»
Данный учебный монопроект по литературе является информационным .
Участники проекта ─учащиеся 5 класса. Длительность проекта ─два месяца.
В XX- XXIвеках очень актуальна тема защиты Родины, патриотизма. В русских сказках показан образ богатыря-защитника, который является праобразом современных героев-воинов.Предполагается реализация данного проекта, как в учебной, так и во внеклассной деятельности.
Результатом проекта будут: презентация, викторины, кроссворды, конкурс рисунков, создание собственных казачьих сказок, размещенных на сайте школы, участие в конкурсах проектов, презентация умений учащихся перед родителями.
Тема проекта
Русские сказки.
Творческое название
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
А.С. Пушкин
Этапы работы:
Образовательные цели: актуализация знаний по темам:
- «Фольклор»
- «Выразительные средства языка»
- «Средства создания образа»
Воспитательная цель: способствовать воспитанию коммуникативной культуры и патриотизма
Развивающая цель: способствовать развитию информационной культуры
Основополагающий
вопрос
Почему героизм не знает времени?
Проблемные вопросы.
1. Кого считали героем во времена Древней Руси?
2. Какие они, сказки, в памяти русского народа?
3. Имеют ли герои казачьих сказок прототипы?
Работа в группах над проблемными вопросами.
1.Кого считали героем во времена Древней Руси?
1.1. Древняя Русь – колыбель
русских народных сказок (придумать викторину).
1.2. Герои русских сказок (создать презентацию ).
2. Какие они, сказки, в памяти русского народа?
2.2. Художественные средства
выразительности о богатырской
силе и воинской доблести.
(придумать кроссворды, нарисовать рисунки ).
2.3. Сказка и искусство.
(создать презентацию, придумать викторин у)
3. Имеют ли герои казачьих сказок прототипы?
3.1. «Казак Чигин» — приметы реального
исторического прошлого
( создать презентацию).
3.2. Создание собственной казачьей сказки
(устная презентация в классе ).
Более подробно остановлюсь на работе над третьим проблемным вопросом. Поскольку через познание литературы, в частности сказок, своей малой родины , я считаю, ребёнок соединяет прошлое и настоящее, начинает любить её героев и гордиться Кубанью.
3.1. «Казак Чигин» — приметы реального
исторического прошлого ( создать презентацию).
Группа детей, работавшая над сознанием презентации к сказке «Казак Чигин», выбрала не только исторические фотографии казаков, иллюстрации с картин на заданную тему, но и фотографировала пейзажи Лабинска , памятник Екатерине Второй в Краснодаре , всевозможные казачьи праздники, своих одноклассников из казачьего класса. Таким образом, дети соединили далёкое прошлое и их сегодняшнюю жизнь. Вся дальнейшая работа позволяет ответить на основополагающий вопрос: почему героизм не знает времени?
Кропотливая работа с текстом — следующий этап работы. Хочу отметить, что дети точно определили все главные составляющие казачества:
- Палатки ветер полощет (защитник Отечества).
- Смельство кандалы трёт, смельство мед пьет (храбрость).
- Конь после бога другой защитник казаку. Казачий конь даль берет (значение коня для казака).
- Что за страна расчудесная такая? Капказ (любовь к Родине).
- Поедем со мной в родимые места , женой мне будешь (семья – главное после службы Отечеству).
-
Отобрал стадо, чтоб друзьям-товарищам на прокорм хватило (забота о товарищах).
Замечу, что в данной сказке ничего не говорится о вере казачества, но дети , при иллюстрации эпизода о семье, вставили в слайд фотографии лабинских казаков именно в храме. Поэтому смело скажу, что ученики отметили в презентации и следующую составляющую казачества:
- Христианская вера.
…Не помнящий своего родства… Страшные слова. К счастью, в нашем крае казаки сохранили историческую память, во многих семьях сейчас восстанавливают родословную семьи. Этот слайд показывает, что ребят волнует вопрос РОДА, а значит
- Традиции казачества
3.2. Создание собственной казачьей сказки (устная презентация в классе ).
Работа творческая, сложная. Дети создали новые образы: десятое царство, лошадь с золотой гривою, долина счастья родников , огонь-вода. В названии «Сила слабого» использован оксюморон, что делает название поэтическим образом.
«Нет лучше Родины своей»- вывод первой сказки. Вот и патриотизм.
«Трудные дела бывает, вершат и малые да слабые на вид люди»- вывод второй сказки. Глубокий философский вывод.
Казачья сказка
«Казак и Басурманин».
Жил был Казак. Позвал его атаман и говорит: «Иди за тридевять земель в десятое царство и найди лошадь с золотой гривою. Это будет сделать нелегко. Тебе надо будет одолеть Басурманина лютого, и конь станет твоим.
Попрощался Казак со своими и отправился в путь. Не скоро и не долго шел он. Идет ему навстречу старец и говорит: «Дай водицы испить, жажда мучает.» А Казак отвечает: « На тебе водицы». Напившись, старец поблагодарил Казака и говорит : «На тебе платочек с землицей, если помощь понадобиться — кинь его через левое плечо и к тебе придет войско казачье».
И пошел Казак в тридевять земель в десятое царство, и видит он: на высокой горе стоит лошадь. Только подошел он к коню с золотой гривою, как из-за спины налетел лютый Басурманин со своим войском. Басурманин говорит : «Это мой конь, давай за коня сразимся!» А Казак видит, что силы неравны и вспомнил, что старец дал платочек с землей и кинул через левое плечо. И тут прибыло войско казачье, и началась битва. Долго или коротко длилась битва за коня с золотой гривою , и под конец битвы Казак победил со своим войском, а лютый Басурманин, падая на землю, говорит: «Лошадь с золотой гривою твоя. Договор дороже денег.
И отправился Казак с казаками на свою Родину. Нет лучше Родины своей.
Гранкин Алексей, учащийся 5 «Б» класса.
Сын казака
Казачья сказка
«Сила слабого».
Старый казак Тарас жил на берегу реки Кубани. И были у него жинка и три сына.
Однажды он сильно заболел. Сыновья готовы были помочь больному отцу. Отец и говорит им: «Помочь мне может только огонь-вода. Но она далеко, по ту сторону высоких гор, дорог туда нет, пешком я туда не доберусь».
Вызвался старший сын проводить отца. Шли молча и, не дойдя до горы, они очень устали и вернулись домой.
На другой день вызвался нести отца средний сын. На какие уловки ни пускался сын, но перенести отца через горы ему не удалось.
На следующий день младший сын сказал:
-Я переведу тебя, отец, через горы.
-Куда тебе, ты же мал да худ. Ты своими сказками уморишь отца,- сказали братья.
-Трудные дела бывает вершат и малые да слабые на вид люди ,-и он с отцом двинулся в путь.
Одну за другой сказку рассказывал младший сын отцу. Никто и не заметил, когда и каким образом они миновали горы. Вот и долина счастья родников, где находится огонь-вода.
-Я не верю очам своим, ты так легко перенес меня через горы! Выходит, самой большой силой владеешь у нас ты!
Игнатов Владимир, учащийся 5 «Б» класса
Одна из главных традиций казачества — защита Отечества. Двести, сто лет назад… и сейчас. О героях слагают сказки…и сейчас. Поэтому героизм не знает времени.
Файлы: Правда в пьесе На дне Efimova LA .ppt
Размер файла: 4459008 байт.