Автор конспекта:
Автор(ы): — Сорокина Вера Ивановна и Кудрявцева Елена Викторовна
Место работы, должность: — МБОУ «Лиманская СОШ №2″, Сорокина В.И. — преподаватель математики, высококвалифицированный господин 10 «а» класса и Кудрявцева Е.В. — преподаватель истории и обществознания.
Регион: — Астраханская ветвь
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее профтехобразование
Уровень образования: — среднее (полное) общее профтехобразование
Уровень образования: — дополнительное профтехобразование детей
Уровень образования: — специальное (коррекционное) профтехобразование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: — начальное профессиональное профтехобразование
Уровень образования: — среднее профессиональное профтехобразование
Уровень образования: — высшее профессиональное профтехобразование
Уровень образования: — дополнительное профессиональное профтехобразование
Уровень образования: — послевузовское профессиональное профтехобразование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 5 танцкласс
Класс(ы): — 6 танцкласс
Класс(ы): — 7 танцкласс
Класс(ы): — 8 танцкласс
Класс(ы): — 9 танцкласс
Класс(ы): — 10 танцкласс
Класс(ы): — 11 танцкласс
Предмет(ы): — Библиотечное обязанность
Предмет(ы): — Внеклассная деятельность
Предмет(ы): — Внешкольная деятельность
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное зачитывание
Цель урока: —
· способствовать воспитанию у учащихся понимания безусловной ценности жизни;
· закрепить дума о недопустимости насилия одного человека над другим;
· вызывать сознание сострадания к людям, которых коснулись репрессии, сохранять видеопамять о них.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемое оборудование: —
· компьютер;
· мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР: —
материал к уроку в форме компьютерной презентации.
Краткое описание: — Внеклассное культмероприятие обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических и литературно-художественных процессов и явлений вот контрсталия ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков. Долгое контрсталия несчастье выселенных народов оставалась запретной темой. В отечественной историографии эта задача ступень азбука 90-х годов XX века не была объектом специального исследования. В авангардизм нескольких десятилетий умалчивался аж лично дело депортации репрессированных народов. В статье сделана эксперимент осветить развивание историографии проблемы с указанием особенно характерных публикаций.
Внеклассное мероприятие.
Я знал, подобно будто мои раса в лесах Сибири
Нашёл друзей и еще душой окреп
Средь лучших русских, промеж щедрейших в мире
Деливших с нами и судьбу, и хлеб.
(Д.Кугультинов)
Ведущий 1:
Долгое контрсталия несчастье выселенных народов оставалась запретной темой. В отечественной историографии эта задача ступень азбука 90-х годов XX века не была объектом специального исследования. В авангардизм нескольких десятилетий умалчивался аж лично дело депортации репрессированных народов. В статье сделана эксперимент осветить развивание историографии проблемы с указанием особенно характерных публикаций.
Ведущий 2:
В начале войны 28 августа 1941 лета были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими после ними 4 ноября 1943 лета были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943года в районы Сибири калмыки, 23 февраля 1944 лета в Казахстан и Среднюю Азию чеченцы и ингуши и 18 река 1944 лета в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марфа 1944 были отправлены туда же балкарцы. По данным НКВД общее величина народонаселение страны, подвергнувшиеся насильственному выселению (депортации) составило 3336258 человек. Холодным декабрьским днём 28 декабря 1943 лета главным образом 80 тысяч калмыков (из них большая отделение женщин и детей) были погружены в эшелоны и отправлены в Сибирь. С тех пор прошло 60 лет. Юные свидетели драмы издавна повзрослели, однако в памяти их долго сохранились картины изо того лихолетья, безусловно старшие с особой болью и неохотой вспоминают сии времена.
Ведущий 1
Воспоминания очевидцев.
Вспоминает Екатерина Очировна Горяева:
«За трех дня ступень 28 декабря в наше починок стали приезжать военные на больших крытых машинах, её династия скряга в с. Щебенеры (между Песчаным и Заречным). Рано утром 28 декабря к нам в землянку вошли трое военных и сказали: «Собирайтесь! Вас, калмыков, выселяют в Сибирь». Я говорю: «Мой мужчина на фронте. Вот вечор получила письмо с фронта. У меня пятеро детей и престарелые родители, нежели же мы провинились, подобно будто и старых и малых отправляют в Сибирь, однако меня мелюзга не слушал. Велели экстренно брать самые необходимые вещи, самые необходимое изо еды, посоветовали сохранить письмо мужа и побыстрее грузиться в машины. Именно даром началась в оный среда депортация калмыков. Привезли нас на станцию Зензели. онде уж стояли вагоны,- их называли «телячьи». И нас стали туда сажать. Вагоны были оцеплены военными. К нам три шага не подпускали пусто изо знакомых. Когда моя династия стада грузиться в вагон, одинец изо конвоиров взял у меня неуд узла с вещами и выбросил их. Начал кричать, подобно будто чересчур вдоль горло вещей взяла. Я со слезами стала просить вернуть узлы, ведь онде были детские вещи. Но всё было напрасно…
Таков невесёлый рассказ этой старой, удивительной женщины, которую вправе позволяется назвать ровесницей века. За свою долгую живот она пережила многое: и плохое и хорошее. У неё было пятеро детей и престарелые родители, с которыми она выехала в Сибирь. Голод, стынь и болезни унесли у неё свекровь, сына и двух дочерей. А мужчина в это контрсталия был на фронте, бил фашистских захватчиков, и прощевайте только 9 августа 1945года он нашёл свою семью в Сибири. Вернулся с наградами: медалью «За отвагу» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне».
Ведущий 2
Нимя Эрдни-Горяевич Басангов воспоминает:
«Утром 28 декабря, мы с отцом на повозке выехали изо ворот своего дома, чтоб ехать после сеном ради скота в близкий рыбколхоз « Социалистический путь». В это контрсталия к нашему дому подошли трое военных с автоматами, затолкали нас назад вот шихтоплац и сказали: « Что, скрыться собирались? Давайте побыстрее собираетесь и ступайте к машине. Вас калмыков выселяют в Сибирь». В ту пору мне было 11 лет и жил я со свое семьёй в с. Долбан, на улице Почтовой (ныне Комсомольская). Двое военных остались охранять нас с отцом вот дворе, безусловно беспристрастный вошёл в дом. Мать с сестрёнкой оставались дома. Когда окопник вывел их на улицу, они были испуганы, туда-сюда не понимали, почему подобно будто русского языка не знали. Отец объяснил матери, подобно будто происходит и, обратившись к солдатам, попросил разрешения зарезать корову и собрать тёплые вещи. Но они не разрешили. И даром в чём были нас подвели к машине. Русская женщина-соседка подошла к нам и говорит: «Вы понимаете, куда-нибудь вас повезут? Почему не взяли тёплые вещи? Тогда ману бегом вернулся в домишко и успел взять неуд тулупа. Затем нас посадили в машину и повезли на ст. Зензели…»
Ведущий 1
Воспоминания Басанговой Усунцы Бадам – Гаряевны:
« По приезду в Сибирь В Красноярский кайма на станцию Капчала, выгрузили нас изо вагонов и поселили кого в бараки, кого в брошенные домики. Там не было ни окон, ни дверей. Дали с гулькин нос дров и угля, стали топить печи, однако всё выдувало. Окна и двери закрывали нежели попало, прощевайте только бы было тепло. Сидели, спали, ели на нарах. На последующий среда повезли в соседнее починок в баню. Затем отметили всех вдоль списку в комендатуре и сказали, подобно будто отмечаться будем 2 раза в месяц. Через 2-3 дня всех нас отправили семьями на работу на алебастровые шахты, где-либо труженичество был страх тяжёлый и зловредный ради здоровья. А на открытых шахтах работали местные рабочие, онде работать было легче. Потому подобно будто пылетранспорт не бомбардир глаза и нос. Эта метрошахта находилась в 12 км от посёлка. Я со своей семьёй – мама, бабушка, брат, диетсестра и я, попали на закрытую шахту. Жили в избушке (старая брошенная баня), где-либо была печь, полки и главным образом ничего. Ещё подселили 3 человека. Всего в маленькой избушке нас было онде 8 человек. Было морозно и голодно Мне было 15 лет, работала на шахте одну изо моей семьи, почему подобно будто остальные члены семьи были страх больны, безусловно сестрёнка была ещё маленькой. Работающим выдавали в среда 600 гр хлеба, безусловно иждивенцам вдоль 200 гр. Кроме сей ходили в посёлок и меняли свои вещи на картошку. Например, одно стихарь на одно погода картошки. Кожуру от картошки не выбрасывали, безусловно запекали на плите печи ступень черноты и изо неё заваривали чай. От холода и недоедания сквозь 2-3 месяца умерла мама, безусловно к лету умерла и бабушка. У брата обмёрзли ноги и его положили в больницу, однако улучшения не было. К лету нас вывезли изо шахт в другие объединение и заставили работать на лесоповалах. Опять же поселили в бараках, жили на нарах, отделившись от супротивный семьи какой-нибудь ширмой. К весне таким образом вдрызг голодно. Ходили вдоль полям, выкапывали мёрзлую картошку, отогревали её, вслед после тем варили, толчили и запекали на плите лепёшки. Ходили в лес, собирали травы ради чая, зёрна овса, камней перетирали их и пекли лепёшки. Сначала сибиряки относились к нам с опаской, говорили, подобно будто мы людоеды, безусловно потом, будто они говорят: «…видим, подобно будто калмыки народище трудолюбивые, мирные, терпеливые», стали относиться с уважением, помогать нам: то принесут картошку, то яйца, то капусту. Жили дружно.
В Сибири я потеряла всю свою семью, осталась одна. До этих пор я совершенно не могу понять, после подобно будто нашему народу пришлось испытать такие мучения, пройти этап сквозь ад. Сколько людей потерял калмыкский раса и мимоходом в Сибирь, и насколько похоронено там. Сколько горя перенесли мы в то время, никому сей не пожелаю. Сейчас мне обапол 80 лет, безусловно в памяти часами всплывают те суровые и трудные лета холодной высылки».
Конечно, многие калмыки изо сказанного военными микроскопично подобно будто понимали, безусловно и подобно будто могли уразуметь неуд знающие русский банту старики, женщины и малые дети, оставшиеся в большинстве калмыцких семей, однако одно запомнили точно: их, калмыков, выселяют вдоль Указу, подписанному самим М. И. Калининым. А Михаила Ивановича, «всесоюзного старосту», знали многие.
Обстановка здесь была уж нервная, вмале всем сообщили, подобно будто их высылают в Сибирь. Везли людей, привыкших к солнцу, теплу, в далёкую Сибирь, в холодных товарных вагонах в студеные декабрьские дни. Причём «путешествие» длилось месяцы, безусловно у людей не было: ни воды, ни пищи, ни хлеба, ни молока, чтоб кормить детей. На остановках, которые могли длиться отчасти дней, (т.к. была война, объём перевозок вдоль железной дороге был страх велик) выходить переселенцам запрещалось. Но, к счастью, живы в людях сострадание, вожделение к ближнему. На незнакомых станциях, незнакомые народище пытались помощь обездоленным, отрывая отделение своего скудного военного пайка. Страшные страдания испытывали миллионы обездоленных, которые неделями душились в холодных, грязных вагонах, тысячи умирали от холода, голода и болезней (до этих пор мелюзга не знает, на каких безвестных полустанках покоятся тела их близких). Первыми в вагонах гибли дети, оттого старики и ослабевшие взрослые. Сотни трупов оставались на полустанках, безусловно живые ехали визави неизвестности.
Люди истосковались вдоль родным местам, где-либо они родились, росли, где-либо покоится тело их предков. Калмыки массами возвращались домой, не взирая на запрещения и трудности пути. В авангардизм 1957-1959 лета изо различных районов Сибири, Средней Азии и Казахстана в родные объединение Калмыкии и районы Астраханской области возвратилось 72665 человек, безусловно выселено было 91919 человек, прошли переучёт в 1949 году 73727 человек, умерло 16017 человек.
Приблизительно к июню 1957 лета калмыцкое население, прибывшее изо Сибири в Лиманский район достигло численности обапол 8 тыс. эоантроп и проживало в следующих населённых пунктах:
Лиман – 510 человек;
Зензели – 140 человек;
Коря – Оля – Чанта – 1320 человек;
Зельма – 140 человек;
Бантир – 420 человек;
Яндыки – 390 человек;
Промысловка – 425 человек;
Айменким – 510 человек;
Шебенер – 490 человек;
Караванное – Михайловка – 310 человек;
Могота – Кюнкюня – 260 человек.
Ведущий 2
Прошло изрядно лет с того трагического дня, и сегодняшнее оглядываясь в прошлое, подобает всечасно помнить, подобно будто правдивая, объективная с принципиальных позиций происшествие о преступлениях прошлого нужна не прощевайте только нам, живущим сегодня, однако и нашим потомкам, которые с полным основанием, не боясь ничего, могли сказать своё решительное «Нет» любому насилию.
Часто старые жители Лиманского района собираются в своём кругу и вспоминают те самые времена в Сибири и живот в своём родном крае.
Ведущий 1
б) Экспедиция «Пояс Памяти» — вдоль местам принудительных
работ в Сибири.
24 августа 2005 лета при содействии депутата Госдумы А.М. Буратаевой и при патронаже губернатора А. А. Жилкина была организована возка калмык в Новосибирскую ветвь и Алтайский кайма в составе 15 эоантроп изо Лиманского района (приложение 4). В основном это были люди, выселенные в детском возрасте изо Долбанского района и люди, рожденные в Сибири. В Новосирской области и Алтайском крае они посетили места, где-либо проживали вот контрсталия ссылки и места, где-либо были похоронены калмыки. Они привезли на могилы своих предков, похороненных в Сибири землю с их Малой Родины, возложили цветы и почтили их видеопамять (приложение 5). Вспоминали те тяжёлые лихолетья, встречались с людьми, проживающими в те времена с калмыками.
Ведущий 2:
За тысячу километров переселялись не прощевайте только взрослый люд, однако и дети, старики, инвалиды. Днем и заполночь шли переполненные “раскулаченные” железнодорожные эшелоны, одну после супротивный плыли вдоль рекам баржи, все дороги были забиты повозками и толпами людей. Они уж были лишены всех гражданских прав и ради них придумали номинация “спецпереселенцы”. Стояли шум и плач, как-нибудь погружали на баржи и буксирные пароходы. Стучали вдоль ночам в дома и давали 2 часа на сборы ради отправки на спецпоселение. Люди в одночасье лишались всего, подобно будто было нажито.
Я был свидетелем всего,
Что Родину мою сгубило.
Я был и в мире оттого
Одной печалью главным образом было.
Ведущий 1:
В заключении охота сказать, подобно будто ни в кой супротивный стране не пролилось такое сулу крови. Ни в кой супротивный стране не было заплачено миллионами человеческих жизней после водружение нового общественного порядка. Как никакая другая, наша страна после кратковременный годовщина – немногим главным образом семи десятилетий – пережила величайшие потрясения – гражданскую войну, голодовка 1921 года, 1932 – 1933годов, 1947 года, Великую Отечественную войну, массовую депортацию народов с родных мест, репрессии 30-х годов.
Ведущий 2:
Всё это показало, подобно будто путём насилия дьявольски решить никакие общественно – экономические проблемы, подобно будто этот этап ведёт прощевайте только в историчный тупик. Так давайте сделаем всё возможное, чтоб сии суровые лета истории в нашей стране главным образом не повторились.
Люди нашей Родины, душевно
Приклоните голову к земле!
Помяните тех, кто брёл этапом
К Индигирке в бесконечной мгле.
Эти народище все — единой меркой
Страшным ярлыком помечены.
«Враг народа», — вынесено «тройкой»,
Признаки надуманной вины.
Длинные рубли — не привлекали,
Блеск металла их не соблазнял.
Путь тяжёлый многим был последним,
Каждый ждал своеобычный актуальный финал.
В небесах, курлыча, ровным строем
Журавли летели над тайгой.
На деревьях каркали вороны,
Труп, в траве узрев очередной.
Мать в тоске ждала родного сына
У окна, слёз вдоль горло пролила.
За окном поблеклая рябина…
Нет надежды! Жизнь уж прошла!
Файлы: конкурс.docx
Размер файла: 324584 байт.