Автор конспекта:
Автор(ы): — Маркина Е.П.
Место работы, должность: — МОУ СОШ №7 г. Петропавловск-Камчатский
Регион: — Камчатская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — урок-презентация Синтаксис и пунктуация
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
— ТЕМА: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
ЦЕЛИ: Сформулировать понятия синтаксиса и пунктуации.
Привить любовь и уважение к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, таблица с определением синтаксиса и пунктуации.
— -Здравствуйте, дети! Знатоки русского языка! Я приглашаю вас на турнир!
Оружие- мел и ручка. Победит тот, кто первым назовет раздел,который мы будем изучать в течение нескольких уроков, и первым напишет это название в своей тетради и на доске.
Вам надо правильно ответить на все вопросы по повторению, чтобы отгадать тему нашего урока.
—
1)Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
2)С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по
вопросу КТО?
3)С какой буквы пишем название неизменяемой части речи
(один из вопросов к ней-КАК?).
4)Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ?
5)Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
6) Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
7)Первая буква в н6азвании части слова, стоящей между корнем и окончанием.
8) Эта буква-самый распространенный союз.
9) Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ.
— -Впишите название нового раздела :
с
и
н
т
а
к
с
и
с
— и пунктуация.
— -Сегодня мы познакомимся с новым разделом, который называется СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.
— 2.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
— — Давайте разберемся в значении слова СИНТАКСИС.
1) Чтение параграфа 24 стр.47. (теория)
— Как переводитсяс греческого языка слово СИНТАКСИС? (составление,построение,порядок)
-Что изучает этот раздел науки о языке? (Словосочетание и предложение,правила их построения)
— Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?( строить правильно словосочетания и предложения)
2) – На доске разбросаны слова пословицы. Попробуем из них составить предложение так, чтобы получилась пословица.
(птица, перо, красный, ум, а, человек)
КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ.
-О чем эта пословица? (О животных судят по внешности, а о человеке — по уму)
-Получилась прекрасная пословица. В ней можно выделить словосочетания.Какие?
(Красна пером, красен умом)
-Итак, мы увидели, как слова связываются в цепочку, построили предложение, нашли словосочетания. Теперь запишите под мою диктовку начало предложения и завершите его самостоятельно:
Раздел науки о языке СИНТАКСИС изучает (словосочетание и предложение, правила их построения).
— 3) –Постойте-ка! В названии темы урока два слова. Что же означает второе слово?
— ПУНКТУАЦИЯ!
1)Читаем параграф25стр.48(теория)
2)-Что изучает пунктуация?(знаки препинания и их постановку)
3) ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
— Что вам не нравитсяв этом предложении?(дети исправляют пунктуационную ошибку)
-Ошибкоопасные места в предложении называются пунктограммами.( Это слово записано накарточке, прикрепленной к доске)
3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:.
— В русском языке 10 знаков препинания.Они выполняют разную роль. Знаки завершения ставятся в конце предложений.Знаки разделения ставятся внутри предложения(они разделяют слова). Знаки выделения тоже ставятся внутри предложения,но они выделяют слова.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1) Упр.118 стр.49.(устно)
-Для чего нужны знаки препинания?
-Читаем текст упражнения. Определите его основную мысль.(Знаки препинания необходимы для правильного чтения и понимания текста)
-Сжато изложите содержание текста.
5.ФИЗМИНУТКА
2) Графический диктант.
Читаю стихотворение С.Маршака «Знаки препинания», дети записывают только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:
— — С.МАРШАК
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ(отрывок)
У последней ТОЧКИ
На последней строчке .
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак-
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. !
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул!Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: ?
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ, ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, :
Прикатило МНОГОТОЧИЕ, …
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
-Мы- особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: ;
-Если нет над вами точки,
Запятая-знак пустой!
— -СКОЛЬКО ВЫ ЗАПИСАЛИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ?
-7 знаков препинания.
-А их 10.Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.
(«…» — ( )).
3) Упр.117 стр.49.(Списать первый абзац).
4)Проверка выполненного упражнения.
6. ИТОГ УРОКА: Что нового вы узнали на уроке?
Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
Что изучает пуктуация?
7. ДОМ.ЗАДАНИЕ: УПР.115 стр.47. Выучить определения Синтаксиса и Пунктуации.
Файлы: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.ppt
Размер файла: 104448 байт.