Автор конспекта:
Автор(ы): — Поберей Софья Алексеевна

Место работы, должность: —

МБОУ прогимназия № 133, 2 класс

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Цель работы:

- изучение сказок с целью их применимости на уроках в начальной школе, а качестве учебного материала.

Сказка из учебника или учебник из сказок?

(Филология (литературоведение))

Автор:

Поберей София Алексеевна

МБОУ прогимназия № 133 г. Челябинска

класс 2

Руководитель:

Черепанова Наталья Юрьевна, учитель

начальных классов, высшей категории

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Исследование осведомленности учителей и учеников

4

2 Взаимосвязь школьных предметов со сказками

6

Заключение

13

Список литературы

14

Приложение

Введение

Каждому из нас родители в детстве читали сказки о волшебниках, неведомых странах, невиданных далях, чудесах. Сказки, в которых волшебным образом оживали и животные, и предметы, а страны были необыкновенными, и их нельзя было найти на глобусе и карте. Сейчас мы уже читаем сами, но интерес к сказкам и сказочным произведениям не стал меньше.

Мы все любим сказки – добрые и страшные, короткие и с продолжением, увлекательные и поучительные. В каждой сказке обязательно есть скрытый смысл, который заставляет нас задумываться над происходящими в сказке событиями, учиться на ошибках героев. Этот смысл касается не только быта, жизненных ситуаций, но и разных наук – русского языка, математики, географии, биологии.

Читая различные сказки и сказочные произведения меня, заинтересовал вопрос: а можно ли использовать сказку вместе со школьным учебником, и изучать материалы школьной программы с помощью сказок? Знают ли современные школьники о таких сказках?

Актуальность: Когда мы в первом классе изучали по математике тему «Ноль» на примере сказки «Голый Король», нам было значительно проще представить себе математические действия. Поэтому, полагаю, что данная тема актуальна, так как ученику начальной школы проще усвоить новый материал, если он будет изложен не только сухими формулами и правилами, а затронет его душу через волшебство сказки, образность сказочного языка.

Гипотеза: использование сказки как учебного материала (вместе с учебником) облегчает его восприятие учениками начальной школы.

Цель работы:

- изучение сказок с целью их применимости на уроках в начальной школе, а качестве учебного материала.

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить ряд задач:

1) исследовать осведомленность учеников и учителей нашей школы о сказках, по которым можно успешнее усваивать учебный материал по разным школьным предметам;

2) изучить такие сказки и сказочные произведения;

3) проследить взаимосвязь учебного материала по разным сказкам;

4) узнать мнение учеников об использовании учителями сказок при проведении уроков;

5) привлечь внимание учителей к использованию таких произведений в работе.

Область исследования: литература.

Объект исследования: сказки и сказочные произведения, на материале которых можно успешно обучаться по разным школьным предметам.

Предмет исследования: сказки, сказочные произведения и учебники по разным школьным предметам.

Методы исследования, применяемые в работе: — анкетирование учащихся и учителей нашей школы; обобщение полученного материала; исследовательская беседа; сравнительно-сопоставительный; анализ сказок и сказочных произведений.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что выработанные мной рекомендации помогут педагогам, и детям сделать процесс обучения увлекательным, активным и осознанным.

1 Исследование осведомленности учителей и учеников

Интерес к данному исследованию возник у меня после того как я прочла две увлекательные книги «Три дня в Карликании» и «Пропавшая буква». Мне стало любопытно, а знают ли мои одноклассники и ученики более старших классов об этих или подобных сказках. И что об этом думают наши учителя.

Для этого мной были разработаны анкеты, которые были розданы ученикам, каждой параллели и учителям нашей школы. Пример анкеты для учеников и учителей можно найти в Приложении №1.

Мной было опрошено всего 56 учеников из вторых, третьих и четвертых классов и 7 учителей.

Собрав полученные анкеты, я с большим любопытством села их изучать. И каково же было мое удивление: большинство ребят не знают о таких сказках (Приложение № 2 рис. 1). 36 детей из 56 не знают о сказках, которые могут быть учебным пособием по школьным предметам. Хотя при этом 52 человека из 56 ответили, что любят читать. Все учителя знают о таких произведения и активно используют их в своей работе (Приложение № 2 рис. 2).

В анкете я попросила при ответе «ДА — я знаю такие произведения» назвать их. Ученики и учителя называли разные произведения, хотя иногда их мнения совпадали (Приложение № 2 рис. 3). Наибольшее количество детей назвали сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» (7 человек из 20), далее по убывающей — сказка знакомая скорее по мультфильму «Козленок, который считал до 10» (2 человека из 20), сказка И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» (1 человек из 20) и веселая повесть В. Медведева «Баранкин, будь человеком» (1 человек из 20). Девять человек, хоть и ответили, что знают произведения, затруднились их назвать.

Наши учителя назвали и те же произведения, что ученики и совсем другие. Наибольшее число учителей, также как и ученики, назвали сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» (3 человека из 7) и веселая повесть В. Медведева «Баранкин, будь человеком» (1 человек из 7) . Далее ни одного из тех произведений, о которых вспомнили дети, не вспомнили учителя. Еще учителями были названы следующие произведения: С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (2 человека из 7), Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (2 человека из 7), А Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» (2 человека из 7). Еще были упомянуты Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Д. Свифт «Приключения Гулливера».

На рис. 3 приложения № 2 показаны предпочтения учителей и учеников.

И наконец, последний вопрос моей анкеты для детей был «Понравилось бы тебе, если бы учитель вместе с учебником объяснял новый материал, используя литературные произведения?». Этот вопрос был задан 82 ученикам (включая первоклашек). 74 человека ответили «ДА» (приложение № 2 рис.4). И как уже упоминалось, все учителя готовы использовать данные произведения на своих уроках (приложение № 2 рис. 2).

2 Взаимосвязь школьных предметов со сказками

В первой главе мы выяснили, что почти всем ребятам было бы интересно, если бы вместе со строгим языком учебника новые знания дополнялись сказками. А какие произведения могли бы помочь нашим учителям в этом?

Работая над этой темой, мне пришлось прочесть много разных, интересных книг, иногда посмотреть мультипликационные фильмы, снятые по книгам. И пока, я учусь только во втором классе, буду рассматривать только те книги, которые можно использовать на уроках в начальной школе. А в будущем у меня будет возможность рассказать вам и о других литературных произведения для более старшего возраста.

Итак, начинаем…

Когда, Виктор Перестукин попадает в страну невыученных уроков, от учебников он получает карту этой страны (приложение № 3). Будем идти по этой карте и мы.

Первое, куда он попадает это дворец Грамматики. Сейчас этот предмет в школе называется обучением грамоте или русским языком.

На уроках обучения грамотнее в первом классе мы изучали правила постановки ударения в словах. Давайте посмотрим, что говорит об этом сказка: « Статуя почему-то заливалась слезами… Кляксич подговорил Вреднюгу стащить все ударения. Он его убедил, что так всем будет лучше: нет ударений, так и не надо думать, где их ставить… И Кляксич теперь ставит ударения так, как ему заблагорассудится, и он обозвал меня «колос», и тут же ко мне пристроилась еще одна буква «с», и я сделался знаменитой статуей древности, Колоссом Родосским, хотя, по правде-то говоря, ее уже давным-давно разрушило землетрясением…» [4] Так просто и понятно — если не там поставишь ударение, то самое обычное слово колос превращается… Сказочные герои близки детям, а значит, сопереживая им, они быстрее усвоят урок. Об этом, и о других правилах русского языка, а также обо все буквах алфавита нам со страниц сказки расскажет девочка Аля из сказок И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» и «Аля, Кляксич и вреднюга», которая только начинает учиться в школе. Её поджидает множество приключений, но знания, которые получит она и ее друзья помогут ей все преодолеть. Вместе с ней и мы выучим алфавит и самые первые правила.

Или можно привести пример, который, наверное, знает каждый человек, который учился в школе – постановка запятой. «… В залу вошли Запятая и несколько Точек, которые несли большой свернутый лист бумаги.

- Это приговор, — объявила запятая.

Точки развернули лист. Я прочел: «Приговор по делу невежды Виктора Перестукина: Казнить нельзя помиловать… (приложение № 4)

Мне стало страшно. Хорошо же расправились со мной мои учебники!

- Что же мне делать? – нечаянно вслух спросил я.

- Рассуждать! Рассуждать – выкрикивал Восклицательный.

- «Казнить нельзя помиловать…» Если я поставлю запятую после слова «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится – нельзя помиловать? Нельзя!…»[1]

Конечно, герой книги, верно, поставил запятую и подружился со знаками препинания. И если бы на уроке нам было предложено закончить расстановку знаков препинания вместо Виктора Перестукина из сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», мы бы точно навсегда запомнили это правило. И потом, когда нам вновь нужно было бы ставить запятую, вспоминалось бы «Казнить нельзя, помиловать!»

Мной упомянуты в работе только два произведения, которые могут помочь выучить грамматику и русский язык. Кроме них есть еще и «Аля, Кляксич и буква «А» И Токмаковой, и «Пропавшая буква» М. Раскатова, и другие более «взрослые» произведения.

Если мы вновь глянем на карту (приложение № 3) то увидим, что Виктор Перестукин пошел дальше и попал в г. Арифметьевск.

Про арифметику или математику, как мы называем теперь этот школьный предмет, придумано множество сказочных историй. О ней упоминается в сказке известного английского математика Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес», у Н.Носова в трилогии о Незнайке, и сказка которую упомянули в своих анкетах ученики «Козлёнок, который считал до десяти» норвежского писателя Альфа Прёйсена и математический детектив Эм. Александровой и В. Левшина «Стол находок утерянных чисел» и многие, многие другие.

Мне же хочется уделить внимание двум произведениям, которые как нельзя лучше могут рассказать о математике.

Первое – это удивительная сказка В. Левшина « Три дня в Карликании» — первая часть математической трилогии. С отрывка из этой сказочной повести можно начать свое знакомство с необычной страной Математикой.

«Мы знаем много древних государств: Индию, Египет, Грецию… Мы даже знаем, когда примерно каждое из них появилось. А вот когда появилось Арифметическое государство, этого никто не знает… Были у древнего человека жена и двое детей. Вот пошел однажды самый-самый древний человек на охоту и убил самого-самого древнего дикого кабана. Пришел домой и … что же он сделал с добычей? Ну конечно же, разделил её на четыре части: жене, сыну, дочке и себе.

Так появилось на свете арифметическое действие – деление. Вот так древний человек заложил первый камень Арифметического государства!… [5]

В этой книге ребята, ученики школы путешествуют по необычной стране Карликании и узнают о том, что бывают цифры и числа, об их загадках, об их странностях. О том, что у чисел есть корни, и числа могут быть мнимыми. О том, что числа бывают четные и нечетные, простые и совершенные. Что разные народы записывали числа по-разному, и даже великий русский поэт А.С. Пушкин ломал голову над тем, откуда взялось начертание арабских цифр, которыми мы сейчас и пользуемся. «… Он (А.С. Пушкин) решил, что все десять арабских цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате…» [5]. ( Приложение № 5).

Многие из этих понятий для меня пока еще не очень понятны, но тем более мне хотелось бы разгадать все эти тайны, и их нам откроет учебник математики, который будет рассказывать о том же, но точным научным языком.

Еще есть замечательная сказка Д. Родари «Приключения Пятерки». Эта сказка знакомит нас с математическими знаками и простейшими математическими действиями.

- На помощь! На помощь! — кричит, убегая, бедняжка Пятерка.
— Что с тобой? Что случилось?
— Разве не видите? За мной гонится Вычитание! Беда, если догонит!
— Скажешь тоже, беда!..
Но беда случилась. Вычитание настигло Пятерку и стало кромсать ее своей острейшей шпагой — знаком "минус". Ну и досталось же нашей Пятерке… Но тут, по счастью, мимо проезжала длинная заграничная машина — вот такая длинная! Вычитание отвернулось на секунду, чтобы посмотреть, нельзя ли ее укоротить немного, и Пятерка мигом скрылась в подъезде. Только это была уже не Пятерка, а Четверка, и вдобавок с разбитым носом.
— Бедняжка, что с тобой? Ты подралась с кем-нибудь?
Боже правый! Спасайся кто может! Какой медовый голосок! Конечно, это Деление собственной персоной. Несчастная Четверка еле слышно прошептала: "Добрый вечер!" — и попыталась шмыгнуть в сторону, но Деление оказалось гораздо ловчее и одним взмахом ножниц — вжик! — разделило Четверку пополам: Двойка и Двойка. Одну Двойку оно прятало в карман, а другая, улучив момент, выбежала на улицу и вскочила в трамвай.
— Еще минуту назад я была Пятеркой! — плакала Двойка. — А теперь, смотрите, во что я превратилась!
Вагоновожатый проворчал в ответ:
— Некоторые люди сами должны понимать, что им лучше ходить пешком, а не ездить в трамвае.
— Но это же не моя вина! Я тут ни при чем! Я же не виновата! — краснея, воскликнула Двойка.
— Да, конечно, дядя виноват! Так все говорят.
Двойка вышла на первой же остановке, пунцовая, как обивка на кресле. И тут… ей опять не повезло: она отдавила кому-то ногу.
— Ах, простите, пожалуйста, синьора!
Но синьора, оказывается, нисколько не рассердилась, напротив, она даже улыбнулась. Смотри-ка, да ведь это синьора Умножение! У нее очень доброе сердце, и она очень жалеет людей, когда те попадают в беду, — она тут же умножила Двойку на три, и вот уже перед нами великолепная цифра — Шестерка. Почему великолепная? Да это же Пять с плюсом! Ни один учитель никогда не напишет шесть, а припишет к Пятерке плюсик.
— Ура! Теперь я Пять с плюсом! И меня обязательно переведут в следующий класс. [6]

Смотрите, как просто с помощью этой сказки учитель может объяснить, что такое знак «минус» и вычитание. И конечно ученики с интересом будут слушать эту сказку, а может и разыграют эту сценку и, конечно же, запомнят, что значит действие «вычитание».

А нам нужно двигаться дальше по стране невыученных уроков.

Идти становилось «… все жарче и жарче. Потом я увидел, что трава под ногами сильно пожелтела. Листья свернулись в трубочку. Земля стала твердая словно асфальт, а местами даже потрескалась. Очень захотелось пить, но нигде не было ни одного ручейка… И все потому, что Виктор Перестукин сказал на уроке, что вода, которая испаряется с поверхности рек, озер, морей и океанов, исчезает.

- Круговорот воды в природе, — вспомнил я…» [1]

А ведь действительно нам трудно понять, что это такое круговорот воды в природе. Вроде и схема в учебнике дается понятная, а запомнить сложно. Как же быть?

И здесь нам поможет сказка Н.Грибачева «Заяц Коська и Родничок». Помните, заяц познакомился с Родничком и решил бегать с ним наперегонки, но Ручеек куда-то все время исчезал – то превращался в реку, то в облако, то дождиком проливался.

«…-Это ты? – удивился заяц Коська.

- Я, — сказал Родничок. – Здравствуй.

- Как же ты назад вернулся?

- А так и вернулся, — сказал Родничок. – Из ручейка я в речку, из речки в туман, из тумана в облако. Летал я, летал, на луга, на поля и лес насмотрелся, зверей разных повидал. Потом холодно вверху стало, превратился я в дождь, упал на землю… Теперь вот опять попутешествовать решил…» [2]

Вот так просто рассказывается и о круговороте воды в природе и о том, что он бесконечен и никогда не прекращается.

Еще одна сказка, которая знакомит нас с окружающим миром и поможет в изучении этого предмета — это сказка Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». В этой сказке дети, выпив волшебный напиток, становятся очень маленькими и попадают в удивительный мир живой природы. Сказка знакомит нас с наукой — энтомологией – наукой о жизни насекомых. Вот отрывок, который мог бы пригодиться нам на уроке по окружающему миру, на тему «Насекомые и их признаки». «…А разве не интересно было бы Карику и Вале послушать рассказ о замечательном пауке нефиле, о самом красивом, сомом нарядном пауке, который живет на Мадагаскаре? О, если бы они знали, какая у этого красавца золотая грудка, какие прелестные огненно-красные ноги в черных чулочках и какая ценная паутина у него! Местные жители изготавливают из серебристой паутины нефил такие тонкие и такие прочные сети, что ими можно ловить и птиц и рыбу. А женщины Мадагаскара делают из этой же паутины чудесную воздушную ткань, которая по легкости и прозрачности превосходит даже шелк…» [3]

Множество приключений ожидает Карика и Валю, и любое из них может помочь усвоить нам школьную программу.

На этом заканчивается наше путешествие по стране невыученных уроков. Полагаю, что взаимосвязь между рассмотренными или просто названными сказками и школьными предметами мы проследили достаточно полно. И даже не смотря на то, что мы уже выросли и ходим в школу, сказки по прежнему могут нас многому научить.

Заканчивая данную главу, и мою работу по анализу сказок мне бы хотелось уделить свое и ваше внимание еще одной очень необычной сказке. В данной главе мы рассматривали сказки, которые могут помочь школьным учебникам, но есть пример, когда школьный учебник стал необыкновенно популярной детской сказкой.

В начале ХХ века руководитель Всеобщего союза учителей народных школ Швеции инициировал смелый педагогический эксперимент. Он подумал: а что если создать школьные учебники не в привычном сухом стиле, а похожими на увлекательные литературные произведения? Неудивительно, что среди первых претендентов, способных воплотить эту нелёгкую идею, была Сельма Лагерлёф, которая с детства мечтала стать писателем и работала учителем в школе. Она считала, что первое, о чем должен узнать ребенок – это о своей Родине. И она начала писать учебник – учебник географии. Автору не хотелось, чтобы он выглядел как набор неких исторических и географических фактов.

И она придумала сказочный сюжет о мальчике Нильсе, который путешествовал с дикими гусями. В этой сказке разговаривают не только животные, но даже реки, скалы и лес. Конечно же, речь идет о всеми любимой сказке «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», в переводе на русский язык Л.Брауде. У нас более известен краткий пересказ, который называется «Приключение Нильса с дикими гусями». Я сама, путешествуя вместе с Нильсом, будто попадала во все уголки Швеции. Теперь, конечно, мечтаю отправиться в путешествие по этой удивительной стране. Пока читала книгу, успела и карту Швеции открыть, посмотреть, что это за места и местечки такие чудесные со сложно произносимыми названиями (Приложение № 6).

Прочтем отрывок из этой книги «…И тут мальчик понял, что огромная клетчатая скатерть, над которой он пролетал, — не что иное, как равнина провинции Сконе, светло-зеленые клетки на ней — озимая рожь, желтовато-серые — прошлогоднее жнивье, бурые — клеверные поля, а черные — пустующие пастбища да незасеянные пашни. Рыжеватые с золотистой каймой клетки — наверняка буковые леса. Ведь в буковых лесах высокие деревья в самой глубине леса зимой обнажаются, меж тем как низенькие буки, растущие на лесной опушке, сохраняют сухие желтые листья до самой весны. Виднелись внизу и темные клетки с чем-то серым посредине. То были большие огороженные усадьбы с почерневшими соломенными крышами и мощенными камнем дворами. А еще можно было различить зеленые, обведенные коричневым ободком клетки — сады, где уже вовсю зеленели лужайки, хотя окаймлявшие их кусты и деревья стояли еще голые, темнея лишь бурой корой. Яркая пестрота клеток развеселила Нильса. Он даже засмеялся.» [7]

Как бы я хотела, чтобы кто-нибудь написал ТАКОЙ учебник по географии о России. За эту книгу С.Лагерлёф в 1909 году была удостоена Нобелевской премии по литературе.

Заключение

Проведя исследования по заявленной теме, мною были сделаны следующие выводы:

  • Учащиеся нашей школы в своем большинстве не знакомы с литературными произведениями, которые вместе с учебниками могли бы давать им знания по предметам школьной программы.
  • В то же время они хотели бы эти знания получить, и прочесть эти произведения. Так же им хотелось бы, чтобы учителя чаще обращались к таким произведениям на уроках.
  • Были установлены связи между сказочными произведениями и школьными учебниками по трем основным предметам школьной программы: русский язык, математика и окружающий мир. Можно сделать вывод, что использование этих произведений повысит заинтересованность учащихся в изучении предметов школьной программы.
  • Не только сказка может стать учебником, но и наоборот учебник может стать известной сказкой.
  • Наши учителя знакомы с данными произведениями и активно используют их на уроках.
  • В заключении можно дать следующие рекомендации: ребятам в век компьютерных технологий и плазменных телевизоров не забывать о старых (и новых) добрых сказках. Учителям как можно больше использовать сказочные произведения на своих уроках.

    При использовании сказочных сюжетов в процессе обучения главным становится не просто механическое запоминание учебной информации, а её осознание, происходит увлекательное и активное усвоение знаний. Там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Слушая сказку, дети сами не замечают, как в их головы вкладываются важные научные понятия.

    Задачи, которые ставились в начале работы, выполнены полностью. Гипотеза о том, что использование сказки как учебного материала (вместе с учебником), облегчает восприятие учениками начальной школы, доказана.

    Список литературы

  • Гераскина, Л. В стране невыученных уроков [Текст]/ Л.Гераскина. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2014.
  • Грибачев, Н. Заяц Коська и его друзья[Текст]/ Н.Грибачев. – М.: Самовар, 2011.
  • Ларри, Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали [Текст]/ Я. Ларри. – М.: АСТ Астрель, 2014.
  • Токмакова, И. Аля, Кляксич и Вреднюга [Текст]/ И. Токмакова. – М.: Лабиринт пресс, 2013.
  • Лёвшин, В. Приключения нулика. Математическая трилогия [Текст]/ В. Лёвшин, Эм. Александрова. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2013.
  • Родари, Д. Приключения пятерки [Текст]/ Д. Родари – Режим доступа: www.03skazki.ru , свободный.
  • Лагерлёф С. Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции [Текст]/ С. Лагерлёф – Режим доступа: www.litres.ru/salma-lagerlef/ , свободный.
  • Файлы: поберей.docx
    Размер файла: 2687263 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология