Автор конспекта:
Автор(ы): — Давыдова О.А.
Место работы, должность: — МБОУ Тацинская СОШ №1
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
А.В. Перышкин, Физика 7
Используемая методическая литература: —
В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов
Используемые ЦОР: —
Единая коллекция ЦОР по физике
Краткое описание: — Тема: «Сообщающиеся сосуды» Цели: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике. Задачи урока: Образовательная: повторить формулу для расчета гидростатического давления дать понятие сообщающихся сосудов продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; Развивающая: формировать умения анализировать устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе Воспитательная: воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов, рисунки для опроса. Тип урока: урок усвоения новых знаний. План урока Этапы урока Время, мин Приемы и методы 1. Организационный момент. 1 -2 Рассказ учителя. 2. Актуализация знаний. 2 Опрос по группам. 3. Изучение нового материала. 10 — 15 Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов. 4. Развитие знаний при решении творческих задач. 5 Решение экспериментальных задач. 5. Закрепление полученных знаний. 5 Индивидуальная работа с тестами. 6. Подведение итогов. 5-6 Выделение главного учителем. 7. Домашнее задание. 1 Запись на доске.
Урок физики в 7-м классе
Тема:«Сообщающиеся сосуды»
Цели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
Задачи урока:
Образовательная:
- повторить формулу для расчета гидростатического давления
- дать понятие сообщающихся сосудов
- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
Развивающая:
- формировать умения анализировать
- устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала
- находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе
Воспитательная:
- воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов, рисунки для опроса.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
План урока
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
1. Организационный момент.
1 -2
Рассказ учителя.
2. Актуализация знаний.
2
Опрос по группам.
3. Изучение нового материала.
10 — 15
Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.
4. Развитие знаний при решении творческих задач.
5
Решение экспериментальных задач.
5. Закрепление полученных знаний.
5
Индивидуальная работа с тестами.
6. Подведение итогов.
5-6
Выделение главного учителем.
7. Домашнее задание.
1
Запись на доске.
Ход урока (класс разделен на три группы).
Сегодня мы с вами узнаем как устроены фонтаны, а также другие полезные и красивые вещи. А также что объединяет фонтан, чайник, водопровод в вашем доме, шлюз и лейку. (Слайд 1).
Какой закон проявляется на этом опыте?
Какова формулировка этого закона? (Слайд 2)
Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление воды увеличивается с глубиной? (Слайд 3)
В трех сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня.
Одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах?
С одинаковой ли силой давит вода на дно этих сосудов? (Слайд 4)
Причем особенность таких сосудов в том, что при наливании жидкости в один из них, вода попадает и в другой. Поэтому можно ли назвать сообщающимися сосуды, соединенные так:
(слайд 6). Так какие сосуды можно назвать сообщающимися?
Учащиеся делают вывод и записывают его в страничку наблюдений: сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.
Если я, зажав резиновый шланг, налью в обе трубочки разно количество воды, как вы думаете, будет ли она переливаться, если я разожму шланг?
Почему?
Давайте проверим ваши предположения. (Открыть зажим).
Видите: жидкость стала перетекать.
Вновь поставлю зажим и долью жидкость в одно колено.
Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на середину?
От чего зависит давление на нее? (От высот столбов.)
Итак, давления разные, так как высоты столбов жидкости разные.
Будет ли в равновесии жидкость, если давления справа и слева неодинаковы? (Нет, не будет.)
И каково следствие этого? (Жидкость перетекает.)
И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления на середину справа и слева не станут равными.)
А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет? (В покоящейся жидкости уровни будут одинаковы, т.е. должны находиться на равной высоте.)
Учитель: Отметьте уровень жидкости на первом рисунке в своей страничке. Учащиеся отмечают уровни жидкости.
Учитель. Можно ли это обосновать теоретически?
Учащийся. Мы знаем, что на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. р1=р2. Давление p1=gh1 и p2=gh2. Приравниваем их gh1=gh2. Сократим общие множители g и получим h1=h2, что и требовалось доказать.
Учитель. Запишите вывод. Учащиеся записывают выводы к себе в странички.
Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины или формы сосуда? Давайте это проверим на эксперименте. Для этого экспериментаторы нальют воду в эти сосуды. (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины и формы.)
Какой вывод мы можете сделать?
На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Сделайте соответствующие пометки на втором рисунке. Учащиеся отмечают уровень жидкости на втором рисунке.
Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.
На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? А для того чтобы это узнать экспериментаторам необходимо дополнить одно из колен сосуда маслом. (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.) Страничка ЦОР.
Вывод:
(слайд 7) Дополните чертеж разнородной жидкости.
p1=p2,
p1=gρ1h1, p2=gρ2h2,
gρ1h1=gρ2h2, т.е h1:h2=ρ2:ρ1.
Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Запишите этот вывод. Учащиеся записывают вывод.
4. Учитель. А теперь, попытайтесь определить неизвестное вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене вода. Работаем группами. Не забывайте, что задача должна быть оформлена на страничках. (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред.)
Что же за вещество налито у вас в сообщающихся сосудах?
В конце работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в сообщающиеся сосуды. (У каждой группы сосуд с водой и растительным маслом, чистым в первой группе и окрашенным зеленкой и йодом в двух других).
Молодцы.
Незнание простых законов физики подвело древних римлян. Рассказ об акведуках. (Слайды 8-11).
Модель водопровода ЦОР
Шлюзы ЦОР
Виды современных фонтанов (Презентация "Фонтаны").
5. Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест.
(Слайды 16-19)
6. Я попрошу еще раз сделать общий вывод по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы:
В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
7.Домашнее задание (Слайд 25).
(Слайды21-24 могут использоваться дополнительно или в качестве актуализации знаний на следующем уроке).
Файлы: Фонтаны.pptx
Размер файла: 6040231 байт.