Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Н.А.
Место работы, должность: — воспитатель
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Другое
Краткое описание: — Статья об актуальности развития связной речи у детей с ОНР.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли. Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе познания окружающего мира, в процессе действий с предметами. Все это побуждает ребенка к собственным высказываниям — фиксации выполненных действий, описанию, повествованию, рассуждению, умозаключению.
Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка.
При выборе путей и методов формирования мышления у детей с ОНР, необходимо опираться на то, что мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью.
Формирование и развитие связной речи – важное условие полноценного усвоения знаний, развития творческого мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности при подготовке детей к школьному обучению. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Одним из методов наилучшего достижения данной цели является применение метода наглядного моделирования для составления описательных рассказов о предметах окружающего мира. В современной научно – педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.).
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хамуева Л.М. и др.). Использование метода моделирования в обучении составления описательных рассказов детей старшего возраста с ОНР обусловлено их особенностями: недоразвитие всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой сторон. Спонтанное и поэтапное формирование речевых умений и навыков невозможно или дисгармонично. Все это усугубляется дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Самостоятельная связная контекстная речь детей является несовершенной. У них недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме. Дети испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании его отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Поэтому чтобы добиться наилучших результатов, целесообразно использовать метод моделирования для развития связной речи детей с ОНР.
Современные условия развития общества и перемены в системе образования диктуют необходимость изменения образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно дошкольного образования, как первой его ступени.
Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы развития связной речи у детей.
Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом подходе к организации обучения. Увеличение числа детей с ОНР, проблема трудностей в их обучении становится одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Файлы: Ходы фигур.gwb
Размер файла: 203848 байт.