Автор конспекта:
Автор(ы): — Денисова Инна Петровна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 5 г.Киржача,

учитель математики

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Алгебра
Предмет(ы): — Геометрия

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Данная статья описывает возможности повышения мотивации учащихся к изучению математики через проектную деятельность.

Интегрированный подход в обучении математике (на примере проектной деятельности)

Интеграции школьных предметов способствуют современные, образовательные технологии, а самые эффективные из них имеют в своей основе интерактивное, т.е. деятельностное, начало. Вот почему именно проектная деятельность способствует реализации интегративного подхода к обучению математике, формированию культуры будущего выпускника. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями.

Говоря о межпредметных связях, не следует забывать еще об одном близком им принципе обучения – интеграции. Интеграция – это сближение, слияние школьных наук, но не механическое их соединение, а взаимопроникновение. Проектное обучение предполагает получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Знания, полученные учениками на теоретических занятиях по математике и другим предметам, при таком подходе, проверяются практически на материалах разрабатываемых проектов. Возникающие вопросы решаются совместно, стремление найти ответы на вопросы приводит к более детальному их изучению. В результате, школьники глубоко погружаются в изучаемую тему, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания и при этом воспринимают окружающий мир во всем его многообразии. В процессе работы над темой проекта преподаватель методически подводит учащихся к проблеме, при решении которой возникает необходимость в новых навыках, новых понятиях, относящихся к другим областям человеческих знаний.

В практике моей работы сложилось так, что творческие и исследовательские проекты по математике ученики начинают выполнять с 5 класса. Эти проектные задания всегда объявляются как конкурс. Например, конкурс рисунков по теме «Координатная плоскость» с использованием электронного пособия «Интерактивная математика». Этот краткосрочный проект позволяет осуществить интеграцию математики, информатики и ИЗО, т.е. ученики, научившись выполнять построение точек на бумаге, осваивают умение работать с электронными пособиями, самостоятельно рисуют эскиз рисунка и затем строят его, используя в компьютерную программу. Даже ученики с пониженной мотивацией к изучению математики с удовольствием выполняют подобные задания, испытывая радость успеха.

Достаточно интересны ученикам проектные задания при изучении таких тем, как «Проценты», «Древние меры длины», «Возникновение чисел», «Подобные фигуры», «Симметрия» и др. В проекте «Древние меры длины» осуществляется интегрирование математики, истории и информатики. «А что значит – измерить какую–либо величину?» — это тот вопрос, который ставили перед собой ученики, приступая к работе. Для того чтобы найти ответ, необходимо было изучить вопрос об измерениях в древности, старых русских мерах и метрической системе мер, т.е. им пришлось стать историками. Чтобы ответить на вопрос «Как измерить свой рост?», они прошли длинный исторический путь различных мер длины разных народов, что позволило им понять обычаи и традиции других людей, а также практический смысл создания единых мер измерений. Каждый ученик измерил свой рост в аршинах, ярдах, дюймах и т.д. Конечный продукт данного проекта (презентация + выступление ученицы) использовался на уроке при изучении темы а также был представлен на конференции школьного научного общества.

Проект учениц 8 класса «Взаимосвязь математики и архитектуры в симметрии» участвовал во втором международном конкурсе «Математика и проектирование». Цель проекта — выявить, как широко симметрия используется в архитектурных сооружениях. Основополагающим понятием всего проекта является понятие симметрии, играющей ведущую, хотя и не всегда осознанную, роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни. Симметрия — одно из величайших таинств в природе, это явление и природное, и математическое, и художественное, и космическое. Симметрия вызывает чувство равновесия, ощущения прекрасного, это один из главнейших признаков гармонии. В данном проекте присутствовало интегрирование геометрии, истории, ИЗО и информатики. Результаты проекта были оформлены в продуманной завершенной форме в виде презентации.

Наиболее ценны, на мой взгляд, практико-ориентированные проекты, которые отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, ориентированы на социальные интересы какой-то группы людей или самих участников. Примером может быть проект «Поверхности многогранников», выполненный учениками 10 класса при изучении одноименной темы. Данный проект был направлен на решение конкретной задачи — рассчитать стоимость косметического ремонта бетонных элементов школьного забора. Основная цель реализации данного проекта — практическое применение знаний по геометрии для решения задачи экономического содержания. В ходе выполнения этого проекта прослеживается интеграция следующих дисциплин: геометрии, черчения, экономики и информатики. При проведении данного проекта для построения чертежа ученики освоили компьютерную программу «Компас», при выполнении расчетов решали задачу экономического содержания, но знания использовались геометрические, а конечным результатом проекта являлся созданный ими электронный продукт и смета на ремонт школьного забора.Понимая проект, как деятельность, нацеленную на результат, мы смогли реализовать главную идею проекта — ответить на вопрос администрации школы о том, какой вариант косметического ремонта наиболее эффективен. Эти проекты опубликованы на сайте «Сеть творческих учителей» и Вики-Владимир.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

В качестве приложения добавлена презентация к данной статье.

Файлы: 10.02.2010г_Денисова.ppt
Размер файла: 2451968 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология