Автор конспекта:
Автор(ы): — Лаптева Елена Егоровна
Место работы, должность: —
МОУ "Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова"
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
расширить представление обучающихся о творчестве В.Солоухина и В.Распутина. Совершенствовать формирование читательской компетенции через умение отбирать направления поиска анализа произведения.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
компьютер,толковый словарь.
Краткое описание: — Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» — Какова проблема стихотворения Ю. Левитанского? ( Тема выбора жизненного пути) -Об этом пойдет речь на нашем уроке
Темачеловеческой души в рассказе В.Солоухина «Закон набата» и повести В.Распутина «Пожар».
Вид урока: урок художественного восприятия.
Форма урока: урок-беседа.
Методы обучения: словесные (эвристическая беседа),
наглядные (презентация).
Оборудование: компьютер,
толковый словарь.
Ход урока
I.1)Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» (слайд 1 в музыкальном сопровождении)
— Какова проблема стихотворения Ю. Левитанского? ( Тема выбора жизненного пути)
-Об этом пойдет речь на нашем уроке
2)Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф ( 2 слайд)
3) Цель урока:
Задачи:
1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;
2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;
3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей. (3 слайд)
II. Слово учителя.
1) В авторском предисловии к двухтомнику В.Солоухина читаем: «Одни писатели обладают завидной фантазией. Широко и глубоко зная жизнь, они тем не менее придумывают, сочиняют сюжеты своих рассказов… Однако бывает и так, что писатель в своей работе отталкивается непосредственно от факта, берет из жизни почти готовый сюжет. Документ, факт стоят у него впереди фантазии. Выбор такой далеко не случаен. Эти писатели выхватывают из жизни такой ее кусок, который сам уже несет в себе обобщающее начало».
— Именно то «обобщающее начало», которое несут в себе «Закон набата» и «Пожар», вплотную приблизило произведения к сегодняшнему дню, ставя перед читателями многие проблемы нашего времени, заставляя задумываться над причинами происходящих событий.
2) Итак, сегодня на уроке мы будем работать по произведениям уже известных вам авторов – В.Солоухина и В.Распутина.
— Вспомним основные моменты их биографии (презентации учащихся, 4 слайд)
3) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов набат, бездушный, бездуховный, архаровец ( словарная работа, 5 слайд)
— обратимся к рассказу «Закон набата» и вспомним, о каком жизненном случае идет речь в данном произведении (6 слайд)
— Как вы оцениваете поведение героев в данной ситуации?
4)Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
Это и есть проблемный вопрос нашего урока, на который мы постараемся ответить, анализируя отдельные эпизоды повести В.Распутина «Пожар» (1985 г. 7 слайд) и подумаем над смыслом названия произведения.
— Что такое пожар? ( Уничтожение, превращение в пепел)
Что стало причиной пожара? ( безответственность, бесхозяйственность)
— В рассказе Владимира Солоухина мы видели, как люди становятся равнодушными к чужому горю. Это счастье, что еще осталось сострадание в душах людей, а ведь может пройти еще немного времени, ни у кого даже мысли не возникнет, что надо помочь.
— Давайте вспомним поведение героев на пожаре в повести В.Распутина (работа с текстом). (на пожаре горят не только склады, горят человеческие души, люди теряют человеческий облик)
Автор показывает, как бывшие деревенские люди превращаются в архаровцев.
— Как вы считаете, люди становятся бездушными или бездуховными? (бездушными) На пожаре не столько спасают, сколько воруют. Совестливых героев , таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они смогут спасти жизнь.
— В чем смысл финала данных произведений? (и в рассказе, и в повести финал открытый). Пожар потушили.
В рассказе «Закон набата» люди поняли, но поздно, что можно было спасти гораздо больше домов, если бы не пустые разговоры о том, какая деревня горит.
В повести «Пожар» главный герой Егоров уходит из поселка и, скорее всего, больше сюда не вернется.
— Как вы думаете какую идею хотели донести до читателя В.Солоухин и В.Распутин? (человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)
— Актуальны ли данные произведения и перекликаются ли они с сегодняшним днем? (8 слайд)
— Все вы знаете, что лето 2010 года было в прямом смысле слова «горячим». Горели не только леса, но целые деревни, поселки, гибли животные, птицы и самое страшное – люди. (фильм о пожаре)
III. Заключение.
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в Море береговой Утес, меньше станет Европа и также, если смоет край Мыса и разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а по тому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по тебе» ( Джон Донн, эпиграф к роману Эмиль Хемингуэя «По ком звонит колокол»)
Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы — тему человеческой души. И я думаю, что никого не оставили равнодушными произведения В.Солоухина «Закон набата» и В.Распутина «Пожар».
Домашнее задание: напишите сочинение — размышление «О чем меня заставили задуматься рассказ В.Солоухина «Закон набата» и повесть В.Распутина «Пожар»? (9 слайд)
Файлы: внекл чтение о ВОВ 5 класс.ppt
Размер файла: 6003712 байт.