Автор конспекта:
Автор(ы): — Асанова Алла Валерьевна
Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МОУ «СОШ п. Николевский» Саратовская область Балаковский район
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — Цель: 1 Показать создание монголо-татарской державы и их завоевания. Раскрыть суть даннической зависимости от Золотой орды .Рассказать о причинах и ходе борьбы Руси и крестоносцев. Выявить роль личности Александра Невского на ход Русской истории. 2 Развивать навыки решения проблемных вопросов. 3 Воспитывать чувство патриотизма на примерах героической борьбы народа.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемые учебники и учебные пособия: —
Сахаров, Буганов "История России с древнейших времен до конца 19 века" часть 1 и 2
Используемая методическая литература: — 1 Серов Лескин «Поурочные разработки по истории России». 2 Тугусова «История в 10классе поурочное планирование»
Используемое оборудование: —
Оборудование: 1 карта «Борьба Руси с иноземными завоевателями» .2 Атласы .3 Учебники.
Краткое описание: — Урок с использованием проблемных вопросов
План урока:
1 Образование державы Чингизхана, завоевания монголо-татар.
2 Вторжение монголо-татар на Русь .Битва на Калке.
3 Батыево нашествие.
4 Вторжениес северо-запада.
5 Личность Александра Невского.
6 Невская битва и Ледовое побоище
— Ход урока
Организация класса
Изучение нового материала
1 а) Сообщение о личности Чингизхана (подготовленное учеником).
б) войско Чингизхана.
Армия Чингизхана имела строгую дисциплину и иерархическое подчинение. Жестокая дисциплина ответственность своей жизнью за поведение товарищей и своё делало её чёткой организованной, боеспособной. ъ
- Вспомните из ранее изученного как было организованно войско у монголо-татар?
в)по тексту учебника заполнить таблицу
—
годпохода
завоеванная территория
выигранное сражение
имя монгольского полководца
2 а) Определите политическое, военное и экономическоесостояние русских княжеств накануне нашествия
б)Битва на Калке (учащиеся самостоятельно читают вопрос и прослеживают по атласу движение русских войск)
в) Блиц опрос:
- недостатки русского войска ?
- отношения на Руси после поражения на Калке?
- почему монголо-татары не продолжили поход дальше?
- если бы князья объединились помогло ли это противостоять монгольскому войску?
3 а) Сообщение ученика о Батые.
б) Батыево нашествие на Руси.(учитель рассказывает о походе по карте). Какие военные приёмы использовали монголо-татары?
в) военные приемы монголо-татар
Учитель просит сделать вывод о закономерности победы монголо-татар.
г) Перечислите все причины остановки походов монголо-татар в Европу?
4 а) Причины вторжения крестоносцев на северо-западные земли Руси, Крестоносцы ещё с 12 века начали вторгаться на земли балтов , разрозненные прибалтийские племена не могли оказать им достойного сопротивления . А после образования Тевтонского ордена крестоносцы начали планомерно захватывать территорию Прибалтики, насаждая при этом католическую религию ;,После объявления крестового похода на земли Тевтонского ордена потянулись десятки обедневшихрыцарей, ищущих наживы. Их взоры обратились к Новгородским и Псковским землям , началисьединичные набеги
б) -Вспомните, что вы знаете о военном искусстве крестоносцев,какие способы ведения боя они предпочитали?
в) сообщение о личности Александра Невского подготовленное учащимся.
Проблемный вопрос: Почему Александр Невский, после блестяще одержанной победы над шведами летом 1240 года, зимой того же года был изгнан из Новгорода, из города, который он защищал?
5
а) Используя схемы битв и карты, учащиеся излагают ход битв : Невской и Ледового побоища.
б) Деятельность Невского после разгрома крестоносцев у
Александр Невский стал великим князем, дважды ездил в орду.
Проблемный вопрос : почему отважный полководец, отчаянно боровшийся с крестоносцами , мирился с монгольским игом, даже призывал русских не поднимать восстания против монголо-татар?
Итоги и выводы формулируются учащимися:
Русь не могла бороться с монголо-татарами по причине:
- превосходства их войска
-меньшая чем монголо-татар численность завоевателей крестоносцев
-богатство Новгородского княжества, снарядившего хорошее войско
-удачнаятактикаАлександраНевского
Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение на тему: «Альтернативы развития северо-западныхземель при условий их завоевания крестоносцами»
—
Файлы: история 9кл.-задания.docx
Размер файла: 18268 байт.